Репетитор Ева Гилевич: 8 шагов над пропастью между школами Финляндии и Беларуси

07 апреля 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Репетитор Ева Гилевич: 8 шагов над пропастью между школами Финляндии и Беларуси

Автор: Дмитрий Корсак
Ева Гилевич — репетитор по английскому и белорусскому языкам центра «100 баллов». Окончила МГЛУ, волонтер на курсах белорусского языка «Мова Нанова».
Не новость, что финская система школьного образования является одной из лучших в мире. Так, согласно результатам теста от Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) за 2012 год, Финляндия находится в лидерах среди стран Европы. Беларусь же просто не участвует в этой программе, как, впрочем, и в любых других международных программах по оценке качества образования. У нас действуют лишь внутренние сомнительные мониторинги того самого качества. А точнее, его отсутствия. Поэтому оценить масштабы пропасти в подготовке школьников двух стран можно только лишь сравнивая принципы двух систем образования. Что мы и попробуем сделать.

Логичность. Общеобразовательная обязательная школа в Финляндии делится на две ступени: 1—6-й и 7—9-й классы. 10-й класс — дополнительный, где ученикам предоставляется возможность улучшить оценки. Далее на выбор предлагается лицей или профессиональный колледж, где продолжается изучение узкого набора предметов согласно специальности.

У нас же 11 (а время от времени и 12) классов посвящены общеобразовательным предметам и гонке за средним баллом аттестата в выпускных классах. Учеба в школах Финляндии проходит 5 дней в неделю и только в первую смену. И в то время как финские школы отказываются от обучения по предметам в пользу тем, белорусским школьникам остается об этом только мечтать.

Невероятное равенство школ по высокому уровню и системе подготовки: нет элитных или слабых школ, школ для особо одаренных детей в прямом и переносном смыслах этого слова. Также детки с несерьезными физиологическими и психическими особенностями учатся вместе со всеми. Нет ограничения на то, чтобы родители отдавали детей в ближайшую по месту жительства школу.

В Беларуси разница хотя бы в уровнях обычных школ и гимназий огромна и очевидна. Отсюда и вечная борьба за места в школах с более высокими показателями, вечная нехватка мест и несправедливость. Про деток с ограниченными возможностями вообще приходится говорить в последнюю очередь, т. к. государство их в основном исключает из жизни общества, не оставляя права на равные возможности.

Глубокое уважение и соблюдение прав всех участников образовательного процесса. Учеников запрещено сравнивать между собой, делить их на плохих и хороших, гениальных и тупых. В трудных случаях с детьми работают высококвалифицированные социальные педагоги, что снимает с преподавателя роль жандарма. В свою очередь учителя соблюдают разумную дистанцию с детьми и родителями — это позволяет сохранить весь процесс обучения и общения на должном уровне. Сведения о социальном статусе, профессии, месте работы и т. п. родителей запрещены. Исключение — острая необходимость в действительно сложной ситуации с ребенком.

В белорусских же школах отсутствие уважения стало печальной нормой существования. Унижение учителями учеников, учениками учителей, учителями родителей, родителями учителей, учителей администрацией и т. д. — один замкнутый круг, который существует везде в большом либо малом размере. Пресловутые сведения о месте пребывания школьников в период каникул, подробные сведения о родителях… Ну и, конечно же, родительские собрания, где публично обсуждается каждый ученик. И только не говорите, что этого нет!

Материальная сторона. Наряду с высокими зарплатами учителей и отличной оснащенностью абсолютно всех школ, финское среднее образование остается совершенно бесплатным. При этом, кроме самого обучения, бесплатно питание, учебная литература и канцелярские принадлежности, а также вся внеклассная деятельность (экскурсии, кино, музеи и т. п.). Любые «поборы» с родителей на любые цели запрещены законом.

Уверена, тут каждый из читателей грустно улыбнется: учитель — вспоминая свой расчетный, родитель — вспоминая последний ремонт класса, ученик — зная, что никогда не будет учителем по тем же самым причинам.

Система оценивания. Первые шесть лет финские школьники не получают оценок, домашнего задания и экзаменов. Альтернатива этому — словесное поощрение в крайних случаях. Также действует электронная система школьного дневника, к которому имеют личный доступ и родители: там им предоставляется вся нужная информация о ребенке от работников педагогического коллектива.

Для нас же оценки стали самоцелью, несмотря на то, что за ними на самом деле стоит. На мой взгляд, сегодня они как мыльные пузыри — могут быть красивыми, но по сути своей пусты и лопаются ближе к выпускным классам, когда дети первый раз идут на репетиционное тестирование. Не говоря уже о «девятках» за уборку территории, участие в школьных концертах и присутствие на массовых мероприятиях.

Мотивация. При такой лояльной картине возникает подозрение, как финские дети не «забивают» на учебу и не становятся лоботрясами. Конечно, контроль самого процесса обучения (а не только его результатов) существует — иначе не было бы таких высоких позиций страны в мировом рейтинге. Во-первых, форма подачи и усвоения знаний интересна и нестандартна, что само по себе служит лучшей мотивацией. Учителя стараются заинтересовать детей, помочь открыть каждому способность к определенному занятию в жизни. При этом, если ученика не тянет к высоким материям, но он с радостью изучает машины, сантехнику, устройство уборочной техники и т. п., его ни в коем случае не будут в этом стыдить! Наоборот, помогут получить необходимый минимум знаний и продолжить учебу в профессиональном училище. Ведь и эти профессии нужны людям. Но те, кто все-таки пропускает занятия, обязан их отработать по полной программе. Плюс к этому, для особо ленивых есть абсолютно реальная перспектива не перейти в следующий класс, что не может не мотивировать в принципе. То есть ученику предлагается выбор, ответственность за который несет он сам.

Наши дети — зная, что свой минимум они в любом случае получат, на второй год не останутся, а в одиннадцатом классе все равно пойдут к репетитору — мотивированы только к безделью. К тому же только на уроках считанных учителей бывает интересно. Основная масса занятий же — это борьба со сном.

Высокий уровень учителей. На работу принимаются только выпускники магистратуры и из 10% лучших студентов курса. Таким образом, вашего ребенка не может учить непрофессионал, попавший на должность случайно. Кроме этого, для каждого ученика разрабатывается индивидуальный план обучения согласно его возможностям и успеваемости. Очевидно, что для такой качественной работы преподаватель затрачивает много времени и сил на подготовку, поэтому нагрузка ограничена четырьмя часами непосредственно преподавания в день. Ну и вместо всевозможных проверок и контролирующих структур, опять же, Финляндия проходит прозрачную оценку уровня обучения по международным стандартам — результаты об уровне качества образования говорят сами за себя.

О белорусской национальной беде в виде горе-преподавателей из «педа», дикой текучке кадров, загруженности учителей ненужной работой и нежелании молодых специалистов оставаться в профессии после отработки по распределению можно говорить часами. А нужно что-то делать!

Практическая направленность всего материала, который преподносят школьникам, — это не пустые слова. Ведь знаменитая цитата «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое» принадлежит именно финнам. В школе преподают только то, что понадобится в жизни. К примеру, финские школьники знают, как создать портфолио для собеседования, правильно изучить контракт, завести банковскую карточку, посчитать доход и налоги, создать сайт в интернете или продумать целесообразность скидки.

Общая суть же нашей направленности — прочитать-выучить-пересказать оторванные в большинстве своем от жизни вещи. Конечно, школьники осознают, что большая часть преподносимой информации — бесполезный для жизни хлам. Так чего напрягаться? Вот они и «отсиживают» за партой положенные годы, чтобы потом напрочь все забыть.

Отбыть и забыть как страшный сон или же признать проблему и менять подход к системе образования? Менять не формально в виде изменений формы подписания тетрадей и даты. А менять глубоко, разумно и по существу. Надеюсь, что рано или поздно ответ на этот вопрос станет очевиден для Министерства образования так, как он очевиден сейчас для здравомыслящей части общества.