Фешен-эксперт Янина Гончарова: белорусские дизайнеры все чаще становятся жертвами fashion-пиратов

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Александр Ружечка, Даниил Анохин
18 414
11 сентября 2018 в 7:25
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Подумайте, сколько придется работать юристам по всему миру, чтобы патентовать каждую модель одежды. По сути, это невыполнимая задача. По этой причине в Неделях моды «большой четверки» до сих пор участвуют самые крупные и известные дизайнерские марки. Им точно не нужно работать на имя. Их задача — показывать каждый сезон свои разработки, чтобы все остальные стали последователями модного тренда, основоположниками которого они выступили. При этом понятно, что уже в ближайшие дни после показа весь мир буквально утонет в подделках. Главное, что все будут знать, у кого можно купить оригинал.

Читать на Onlíner

В основном авторы не хотят соглашаться с копиями, которые не только подрывают репутацию некачественными подделками, но и уводят хорошую долю прибыли. Хотя на этот счет у экспертов бытует мнение, что крупным игрокам мировой моды выгодно существование подделок по ряду идеологических причин, а может даже и финансовых. Есть мнение, что продажи подделок дизайнерских вещей премиальных марок — дело прибыльное даже для самих «пострадавших». Неужели вы поверите, что уличных продавцов известных брендов так сложно поймать за руку? Ведь производятся такие товары точно в хорошем цеху. Покупая их, мы все-таки смотрим на качество. А эффект от рекламы, невзирая на то, подделка это или оригинал, вообще оценить сложно.

Но что там великие — у нас в Беларуси иногда разворачиваются баталии не менее интересные, чем те, которые мы можем наблюдать на fashion-олимпе. Не всегда дело доходит до судебных разбирательств, но прецеденты случаются все чаще.

Иногда обвинения в плагиате действительно высосаны из пальца. Ведь практически все, что можно было придумать в моде, уже давно придумано — от революционного короткого черного платья Коко Шанель до уникальной модели сумки Йоджи Ямамото, которые известны на весь мир.

Остальное всего лишь стилистическое разнообразие и упаковка в «бренд». Да, именно за слово «бренд» люди готовы платить. За выслугу лет авторов мы готовы покупать наряды от Алены Горецкой или Ларисы Балуновой, так как дизайнеры гнут свою fashion-линию уже более 20 лет и нам это нравится. Такие бренды уж точно не обвинишь в плагиате, они делают ту одежду, которую мы любим.

В любом случае нужно думать о будущем, чтобы твоя дизайнерская разработка не стала продуктом fashion-пиратов. Как в ситуации с Иваном Айплатовым. Белорусская мода не знает ни одного официального примера того, чтобы иностранный капитал выкупил разработку made in Belarus с таким желанием, как это произошло с медвежатами Aiplatov (сумки в виде боксерской перчатки с мордой плюшевого медведя). Патентуй дизайн и получай результат.

Или, к примеру, Павел Панаскин также претендует на то, чтобы изобретенные им «узелки» — декорирующие элементы, которые с первого взгляда отличают его сумки (а знающие люди не сомневаются в его авторстве), — были защищены от копий. Дело, как известно, еще на рассмотрении, но пока процесс идет, молодые авторы используют этот элемент в своих моделях, предлагая сумки с «узелками» за куда меньшую цену, чем дизайнер — изобретатель Panaskin.

Так как fashion-пираты все чаще заглядываются на продукцию белорусских дизайнеров, нашим авторам также приходится страховаться, начиная с защиты авторского права на территории Беларуси.

В случае с дизайнером Светланой Пинтел дело обстояло куда хуже. Почти вся коллекция, опубликованная в социальных сетях и на сайте бренда, была продублирована в коллекции детской одежды торговой марки Dolce Vita.

В этом случае вина оказалась легко доказуемой: есть эскизы, техническая документация и факт публичного размещения в сети изделий со стороны Pintel. И попавшая в западню дизайнерского пиратства руководитель Dolce Vita Мария Ужастова, работающая с недобросовестными дизайнерами, с достоинством признала вину бренда. Эта история закончилась подписанием мирового соглашения, что демонстрирует желание обеих сторон цивилизованно решить конфликтную ситуацию.

Но стоит отметить, что защита авторского права, особенно в моде, — это как раз та сфера, в которой очень легко переусердствовать и превратить борьбу за чистоту в фарс. Это, например, понимает редактор Vogue Italia, которая заметила на одном из показов Belarus Fashion Week в пальто дизайнера подкладку Prada и всего лишь деликатно уточнила: это редкий случай или наша белорусская практика?

Использование одной и той же уникальной итальянской ткани в коллекциях 3-4 дизайнеров в один сезон — это сегодня частый случай. И невооруженным глазом специалист увидит, чья ткань использована в коллекции автора, купившего на стоке эксклюзивный итальянский материал, тем более сейчас, когда все размещается в открытом доступе в интернете.

Уважение вызывают дизайнеры, которые не стремятся к масштабированию и копированию, а создают свои авторские модели с уникальным принтом, как это делает Марина Давыдова и экобренд Historia Naturalis, а также многие другие белорусские авторы. В данном случае работает прием «лучше меньше, да лучше и качественнее».

Как руководитель «Белорусской палаты моды», я вижу, что впереди интересное время, когда вопрос авторских прав в fashion-индустрии будет становиться все более актуальным, а значит, наверняка будут «скандалы, интриги, расследования», и, вероятно, их масштаб и накал будут нарастать. Очень хочется, чтобы такие потрясения белорусская мода переживала цивилизованно — без «охоты на ведьм».

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by