Начитался новостей и не закусывал, а ночью приснился сон. Будто живу я больше не в Минске, а в зазеркалье, в новом автономном IT-городе ксниМ. Несусь по ксниМу на крылатой машине, и тут на перекрестке кто-то стреляет из дробовика. Пуля проходит через лобовое стекло и царапает висок. Пацан, который бил прицельно (ютубер-стомиллионник, скажут потом), кричит оператору: «Крутой будет выпуск, бро!» Я остаюсь на асфальте, вокруг пульсирует хайп. К чему сон? К концу привычного миропорядка наверняка. Хотя я и не умею сны толковать.
Все началось с блокчейна. Когда я пытался объяснить родственникам, как работает эта штуковина, что-то случилось в моем мозгу и он активировал новые функции. Теперь я вижу не одну Беларусь, а несколько параллельных, и это «растроение» меня пугает. В одной из виртуальных реальностей распустили поликлиники и разогнали милицию. Потому что за их услуги никто не хотел платить ни эфириумом, ни биткоином. Во второй Белоруссии гудят чьи-то танки, но это не точно, картинка туманится, тьфу-тьфу. В третьей Беларуси на улице Купревича напротив Главной фабрики майнинга механизированные сотрудники ГАИ оформляют ДТП. Подхожу узнать, что за дела.
Беда: снова беспилотная «Джили» попала в яму и лишилась колеса. Робот — глава исполкома, получивший в третьем квартале от Главного процессора расширение .exe, грустит на пассажирском сиденье. Он мироточит кодом и киснет на глазах. Нолики и единички тоскливо стучат по асфальту. Кап, кап.
— Дамы и господа, что нам нужно сделать, чтобы обеспечить условия для появления на дорогах страны беспилотных автомобилей? — говорит кто-то громко со сцены.
— А может, научимся сразу делать ямочный ремонт?..
И тут я наконец просыпаюсь. Вышеописанный бред (простите за него) всего лишь квинтэссенция сценариев, которые громко обсуждаются этим летом и в массовом сознании воспринимаются каким-то немножечко абсурдом. Хотя сценарий номер раз реален: в стране уже почти запротоколировали закат виртуально-социального государства. Слышали ведь: «Не работаешь — плати за услуги!» Ищу скрытые плюсы, что все хотя бы станет честно и без миражей, но предвижу кошмары и страхи в процессе превращения принцессы в тыкву.
Сценарий номер два, связанный с восходом столько же виртуальной пока «айти-страны», гораздо сложнее ввиду трудностей перехода пустоты в красоту. Чтобы такое превращение случилось, не хватит главного приказа, очевидно теперь. Если это не сценарий для «Беларусьфильма», то без масштабирования, реальных дел, а еще веры и ментальной готовности к столь нужной технореволюции не обойтись.
А есть ли такая готовность? И что там с верой? Больше в этом тексте никакого сюра: огромный селектор в телевизоре, костюмы спасают посевную. Дождь. Вызвал ламповое такси, так как Uber влупил коэффициент 2.0. Еду в прокуренном «Логане» задешево. Водитель в тельнике шутит как бог:
— Слышал про белорусский силикон, тьфу, сингапур? Говорят, всех чиновников отправят на курсы «фотошопа».
Это реальная Беларусь с немудреными словами и циничным юмором, который позволяет нам жить. С нами — атеистами, не готовыми больше верить на слово ни во что. В этой реальности нет ужасных снов про блокчейн и пауков, но нет в ней и перспектив.
Пилю в хилую деревеньку, где стоит дачный домик. Деревня наполовину распалась, торчит у речки в полусотне километров от Минска. Если заняться словесной эквилибристикой, то этот район тоже скоро станет IT-районом. А деревня, раз территориально она расположена в IT-стране и IT-районе, превратится в IT-деревню (может быть, ее даже прикрепят к какому-нибудь резиденту ПВТ). Но это завтра, а пока здесь так.
Год назад тракторист задел знак-табличку с названием. Знак ляснулся в грязь. За год никто из жителей его не поднял, не проявил локального патриотизма. Деревня осталась безымянной. Деревню не интересуют слова.
Я подумал: а что если нарисовать шильдик «Айти-село» и водрузить на столб? Будет ли в этом смысл, засияют ли Васюки? Но не рискнул, побоялся получить в лицо. А может, никто и не заметил бы перемен. Табличку прислонил к столбу. На днях ее сперли.
Уже сейчас я вижу скепсис невиданных масштабов о реальности трансформации РБ в IT-страну, пускай концепт крайне крут. Лоббисты изменений огорчаются, отчего же так, но разве могло быть иначе. Слышал, что исполнители на местах, те самые костюмы, отчаянно боящиеся новых слов, просыпаются по ночам от кошмаров из непонятного будущего в стиле киберпанк и могут дать делу задний ход.
В теории это решается просто. Таких ребят надо отправлять в Гатово. Но это вряд ли. Поэтому угроза забалтывания нашего мифического превращения остается реальной. Ведь как может быть: непонятные слова навернут на лозунги, а вместо завода по добыче биткоинов склепают по типовому проекту 10 фабрик по воспроизведению снов. И грез. И слов. Они эффективны, такие фабрики, дают стабильный прирост ВВП и прочих показателей.
Надеюсь, что этого не случится, а осенью мы не поднимем хмельную голову с подушки, не скажем: «А крутой ведь был сон! Розовенький».
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by