Американский IT-бизнесмен Кайл Маклин: пять шагов для того, чтобы в Беларуси появилась своя Кремниевая долина

18 256
08 августа 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Американский IT-бизнесмен Кайл Маклин: пять шагов для того, чтобы в Беларуси появилась своя Кремниевая долина

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Кайл Маклин — американский эксперт в области бизнеса и информационных технологий. Работает в сфере разработки программного обеспечения более 20 лет. Партнер и основатель ряда стартапов в сфере здравоохранения. Занимается операционным консалтингом североамериканских медицинских ассоциаций, обладает опытом работы в качестве технического директора и архитектора большого количества программных сервисов и компаний, отмеченных в рейтингах Fortune 100 и Global 100. С белорусскими разработчиками сотрудничает более двух лет, консультирует Artezio (ПВТ) и различные другие сервисные компании.
Меня уже не первый раз спрашивают, почему для ведения бизнеса я выбрал именно Беларусь, чем она привлекательна для IT-бизнеса. Скажу так: у меня уже есть определенный опыт работы с различными странами, в том числе расположенными в Азии и на постсоветском пространстве, и признаюсь, что в некоторых регионах он весьма печальный. Поэтому Беларусь в итоге стала совершенно осознанным выбором.

Понимаю, что, работая в Украине или странах Азии, мог бы платить сотрудникам значительно меньше (говоря образно, в Беларуси я трачу на сотрудника $10, а там мог бы потратить $3). Но я уже успел увидеть определенные культурные различия в менталитетах белорусов и украинцев или жителей азиатских стран. Здесь таких проблем меньше и преодолевать их проще. И я готов переплачивать для того, чтобы иметь эффективную коммуникацию с сотрудниками.

Немаловажно, конечно, и то, что специалисты здесь опытнее и с более глубоким отношением к своей работе. В чем это выражается? Например, если сравнивать с Индией или Китаем, то у наемных сотрудников там основной мотив — быстрее завершить работу, прийти из пункта А в пункт Б. При этом они не сильно заморачиваются на тему, что происходит между этими двумя пунктами. Белорусы же вдумчивые и последовательные на каждом этапе пути, они вникают во все процессы, всегда заинтересованы в обучении и росте.

Если говорить о молодых людях в возрасте от 20 до 30 лет, считаю, что белорусские специалисты во многих вещах лучше американских, потому что обладают более фундаментальными знаниями. Парень в Америке может иметь высокий уровень экспертности в современных технологиях, но при этом плавать в основополагающих вещах: у него нет глубокого понимания процессов разработки, есть пробелы в самообразовании. Отмечу при этом, что я со стороны совершенно не вижу падения уровня белорусского образования в IT-сфере, о котором мне иногда рассказывают.

Я заметил, что в последние месяцы в Беларуси только и говорят что о привлечении высокотехнологичных инвестиций и создании собственной Кремниевой долины. Когда меня спросили, какие действия открыли бы двери в этом направлении, поразмыслив, я выделил пять основных пунктов.

  • Первый — открытость процессам глобализации. Система работы в Беларуси должна быть более «встраиваемой» в мировую, чем сегодня. Простейший пример: когда я путешествую из Америки в Европу, то звоню в банк, предупреждая, что с моего счета будут осуществляться транзакции из определенных стран. Сообщив банку, что еду в Беларусь, получил уведомление о повышенных рисках (в том числе финансовых) в этой стране. Такого происходить категорически не должно!
  • Из этого вытекает и второй пункт. Беларуси стоит уделять намного больше внимания тому, какой имидж у государства за рубежом. Для этого необходимы структурные реформы, которые устранят «косяки», влияющие на репутацию повышенного риска.
  • Третий: стране срочно требуется дерегуляция. Попробую объяснить: в Беларуси очень жестко зарегулированы отношения между работодателями и маленькими группами независимых разработчиков. В той же России нет никакой проблемы нанять двух-трех человек — это вопрос считаных минут. Здесь же процесс найма на работу команды из нескольких специалистов будет примерно таким же, как если бы я нанял целую компанию с огромным штатом. Работа небольших бизнес-ячеек должна быть максимально проста на всех уровнях, а не только на уровне регистрации ИП. Лишь в этих условиях можно говорить о взрывном развитии стартапов. Стоит помнить, что конкуренция обеспечивается не только крупными компаниями. Небольшие креативные проекты, состоящие из белорусских разработчиков, существуют, но они очень мало представлены на мировом рынке. Задумайтесь почему.
  • Четвертый: необходимо больше программ, которые поощряли бы привлечение в страну денег, причем важно понимать, что далеко не обязательно (вернее, совсем даже вредно) делать акцент только на крупных инвесторах. Опыт многих стран показывает, что государственное стимулирование привлечения в страну даже небольших инвестиций дает очень впечатляющие результаты.
  • Пятым пунктом станет правильная, корректная популяризация возможностей, которые существуют для IT-компаний в Беларуси. Если говорить о моем опыте, то могу задать лишь один вопрос: почему для того, чтобы понять, что работать в этой стране выгодно, мне пришлось перебрать множество регионов и в итоге принять решение, основываясь только на личном опыте? Я четко знаю, какие преимущества сулит ведение бизнеса в Канаде, США, европейских странах. Почему так сложно узнать, что можно получить в Беларуси?

Подводя итог, хотелось бы затронуть еще один важный вопрос, который уже неоднократно всплывал в местном IT-сообществе. Я часто слышал о том, что белорусы совершенно не хотят стать «фермой мозгов», поставляющей интеллектуальные услуги развитым странам. Очевидно, что ваше желание — быть именно центром разработки и реализации громких проектов.

На самом деле все просто. Аутсорсинг и аутстаффинг — это так называемые быстрые деньги, они стремительно зарабатываются и нередко так же стремительно тратятся. Для того чтобы иметь собственную Кремниевую долину, нужно иметь свои проекты. Для того чтобы иметь свои проекты, необходимы отечественные заинтересованные в них бизнесмены. Чтобы они появились, государство просто обязано сконцентрироваться на их поддержке, а не только на привлечении инвестиций из-за рубежа. Думаю, этот вопрос можно будет считать решенным в тот момент, когда у белорусского IT-бизнесмена ни на секунду не возникнет мысли об эмиграции, в случае если его бизнес дорос до внушительных размеров.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by