За последние годы квадрокоптеры быстро перестали быть дорогостоящей экзотической игрушкой и превратились в неоценимого помощника, конкурирующего в своей эффективности сразу в нескольких важных сферах нашей жизни. К сожалению, это направление технологий не развивается в Беларуси так быстро, как могло бы. Давайте поразмышляем, что мы можем получить от беспилотного транспорта и что мешает ему развиваться быстрее.
Читать на OnlínerНаправлений для применения дронам я вижу множество. Беспилотный транспорт начнет активно завоевывать нишу доставки «последней мили». Например, автомобиль везет груз до некоей базы, а дальше маленькие беспилотники переправляют отдельные посылки конечному пользователю. Уже сегодня дроны могут оказать огромную помощь в сфере здравоохранения, в частности при срочной доставке лекарств, донорской крови и органов. В прошлом году мы провели успешный эксперимент с «Белгазпромбанком» по перевозке денег с помощью дрона. Подобные технологии, по сути, не представляют из себя ничего сложного и ждут всего лишь четких границ в сфере законодательства.
Идем дальше. Беспилотники объективно эффективнее выполняют мониторинг состояния газовых линий и ЛЭП. Долгое время для этого требовались самолеты, вертолеты с дорогущими камерами стоимостью до $100 тыс., а сегодня (пока в порядке опытной эксплуатации) работу уже выполняют маленькие квадрокоптеры.
Отдельный разговор — использование таких систем в сельском хозяйстве, в котором все бóльшую актуальность получает так называемое точное земледелие. Перспективы применения в нем малых беспилотных схем поистине гигантские. В первую очередь это взаимодействие с самой сельскохозяйственной техникой.
Когда комбайн или трактор едет по полю и отклоняется от верного маршрута буквально на несколько сантиметров, в конечном итоге может оказаться, что 10—20% поля окажутся необработанными. А теперь представьте: вы нажимаете кнопку, квадрокоптер поднимается в автономном режиме, сканирует поле, прокладывает оптимальный маршрут. Комбайн идет по этому маршруту, ведомый и корректируемый беспилотником в небе. По большому счету, нахождение водителя в комбайне необходимо только на случай какого-то непредвиденного обстоятельства. То же — с использованием удобрений. Беспилотная система может использовать мультиспектральные сенсоры, которые дают подробную картину всхожести фактически каждого сантиметра поля.
Если рассчитывать очень грубо, то, вложив чуть больше $5 тыс. в оборудование и ПО, вы можете повысить эффективность растениеводства не менее чем на 10%. Наши коллеги из проекта OneSoil давно работают в этом направлении и только в прошлом году позволили сэкономить белорусским хозяйствам сотни тысяч долларов.
Еще одна картина близкого будущего, которая многим покажется фантастической, но вопрос ее реализации — дело ближайших лет: богатые азиатские страны уже сегодня говорят о беспилотном такси. Повторюсь, что технологически мы уже к этому готовы.
Не будем забывать, что квадрокоптеры могут выполнять (и уже выполняют!) охранные функции. «Начинки» и «мозгов» современных дронов вполне достаточно, чтобы в автономном режиме патрулировать заданные периметры и передавать оператору информацию, если возникает подозрение, что совершается правонарушение.
Конечно, есть несколько мифов, граничащих с фобиями, которые еще предстоит переболеть. Один из них — вопрос безопасности. В глазах многих квадрокоптер до сих пор хрупкая, ненадежная машина. Однако это совсем не так. В любых серьезных, даже непрофессиональных моделях большинство систем дублируются, а датчиков, сканирующих пространство вокруг, больше, чем в дорогостоящих автомобилях. Что же касается автономности (мол, бездушная машина не может учесть всех обстоятельств), надо понимать, что современный самолет Boeing во время полета управляется человеком в большинстве случаев не более 5 минут.
В конце концов, во всем мире ежегодно продаются миллионы квадрокоптеров, много ли вы слышали новостей о серьезных инцидентах, связанных с беспилотными системами? Лично я — нет. Автомобили в свое время тоже пытались запретить, потому что они пугали лошадей.
Сегодня с использованием квадрокоптеров в Беларуси связано несколько нерешенных вопросов. Первый — проблема ограничения частотного диапазона, на котором происходит управление беспилотниками и мощности передатчика. У нас, в отличие от стран Европы, России или Казахстана, она ограничена частотой 2,4 мегагерца с мощностью 10 милливатт. Эти параметры были введены еще в советские времена, и сегодня очень многие системы за них выходят, причем значительно. А это значит, что, запуская буквально каждый второй более-менее качественный квадрокоптер, его владелец вынужденно находится вне рамок правового поля.
Вопрос второй связан с видеосьемкой. По существующему законодательству видеосьемку, которая производится с квадрокоптера, регламентирует Министерство обороны, и каждый раз, собираясь ею заняться, вы должны подавать заявление на проведение полета. Но это еще не все. Весь отснятый материал после придется отдать на просмотр специалистам из Минобороны, которые выносят свое заключение: можно его использовать или нет. Согласитесь, в век современных технологий, когда у каждого человека есть в кармане видеокамера в смартфоне, когда, заплатив совершенно небольшие деньги, вы получаете полный доступ к подробнейшей фотосьемке со спутника, эти меры безопасности выглядят совсем неактуально. С таким же успехом можно прикрывать слона столовой салфеткой — малоэффективно.
Давайте смотреть на ситуацию здраво: попытки ограничить запуски квадрокоптеров таким образом вряд ли принесут какие-то ощутимые результаты, зато ситуация будет вынуждать все большее количество людей совершать нарушения. Изменить это можно только введя правильные, разумные и четкие правила игры, которые при этом легко исполнять.
И наконец, третий важный вопрос — вторжение в частную жизнь. На самом деле эта проблема не решена нигде в мире. Даже запуская квадрокоптер над своим дачным участком, я иногда слышу возмущение соседей: «Что это ты тут разглядываешь с неба? Не подглядываешь случаем?» Прорабатывая со специалистами газовых служб возможность мониторить беспилотником, пролетающим мимо фасадов домов, наличие утечек газа, мы сразу задались вопросом: как отреагируют люди на дрон, который курсирует возле их окон…
Готовится новая редакция Воздушного кодекса; если системы беспилотной авиации попадут в него в том виде, как предлагается сейчас, возникнет значительная проблема. По большому счету, для квадрокоптеров будут применяться такие же нормы и правила, как к малой авиации, то есть самолетам. К каждому дрону надо будет приставить сертифицированного пилота и техника, квадрокоптер возить в сертификационную лабораторию в Барановичи и т. д. Это создаст непреодолимые сложности для легального развития в нашей стране беспилотного транспорта и вместе с тем опять же вынудит многих владельцев квадрокоптеров нарушать законодательство. А таких людей в стране уже тысячи, и число их будет увеличиваться стремительно — исследования показывают, что мировой рынок беспилотной авиации за последний год вырос в четыре раза. И в конце концов, давайте уж начистоту — квадрокоптеры это скорее камера с винтами, а не самолет с камерой.
Лично я бы предложил отложить решение вопроса на год. А за это время тщательно его изучить, обдумать и в итоге создать законодательство, касающееся беспилотной авиации, которое бы соответствовало статусу современного государства, нацеленного на развитие высоких технологий. Радует, что сегодня власти идут в этом направлении навстречу — нас уже неоднократно привлекали для консультации и включили в группу, занимающуюся разработкой нормативных актов.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by