Бизнесмен Сергей Атрощенко: что будет с белорусским рублем до конца этого года?

15 августа 2016 в 8:00

Бизнесмены и руководители предприятий, работавшие в начале 90-х, хорошо помнят, что такое неплатежи, когда безналичные деньги заменялись векселями, бартером, а иногда и мешками с наличными. В то время сначала советское правительство, а после и руководство молодых стран СНГ, пыталось побороть инфляцию, ограничивая денежную массу и административно регулируя цены. Результат — рост безработицы, товарный дефицит, черный рынок и гиперинфляция, так как деньги потом все равно приходилось печатать.

Читать на Onlíner

Этот свежий исторический пример хорошо показывает, что такое скрытая (отложенная) инфляция (накопление дисбалансов, под которые в любом случае придется печатать деньги) и почему одними мерами денежно-кредитной политики, без структурных реформ, проблемы не решаются.

Именно поэтому Нацбанк Республики Беларусь, сохраняя контроль над денежным предложением, настойчиво призывает к структурным изменениям в экономике.

Открытая инфляция, которую замеряет Белстат, в 2016 году составляет на данный момент 7,8%. Каков размер скрытой инфляции, пузырь которой надувается в виде просрочек оплаты энергоресурсов и проблемных кредитов в банках (сколько денег надо будет напечатать для их докапитализации?), сказать пока сложно.

Многое будет понятно после аудита банковской системы, который сейчас проводится.

Рост скрытой инфляции происходит на фоне роста относительных показателей валового внешнего долга, что усугубляет ситуацию. С 1 января показатели валового внешнего долга по отношению к ВВП выросли с 69,6% до 73,6% на 1 апреля 2016-го и имеют все шансы превысить 80% к концу года (если ничего не будет меняться), так как номинальный ВВП в долларах сжимается.

Обслуживание внешнего долга — тяжелое бремя для экономики Беларуси. Это ощущают на себе все граждане и предприятия. Чтобы понять, насколько это серьезно, можно обратить внимание на следующий материал: «Центробанк России сообщил о критической неустойчивости внешнего долга». В нем эксперты считают внешний долг, достигший 40% ВВП, уже критичным. У нас же этот показатель приближается к 80%. Сравнивать состояние нашего внешнего долга с развитыми странами (где этот показатель существенно выше) нельзя, так как там совершенно другой доступ к финансированию, процент ставки, развитость рынков, генерирование прибыли, давление обслуживания долга на бюджет.

Прогрессивная часть белорусского госаппарата прекрасно понимает вызовы, с которыми столкнулась страна, и пути решения.

На Всебелорусском собрании была принята хорошая программа, однако пока она остается во многом декларативным документом. Мы не видим активных действий по малой и средней приватизации, изменений законодательства в плане защиты собственности и многих других правильных пунктов программы, которые способствовали бы притоку инвестиций и росту деловой активности. Ведь именно с внешними инвестициями приходят новые технологии, повышается спрос на национальную валюту (это могло бы даже несколько укрепить курс рубля), что позволяет наряду с другими мерами найти выход по проблеме скрытой инфляции.


А повышение деловой активности и переход к росту ВВП — лучшее решение по вопросу снижения относительного показателя внешнего долга, улучшению доходов граждан. Пока же мы видим довольно странные действия по сокращению бюджетных расходов, например, на строительство детских садов в Минске. Такие решения, не говоря уже о социальной стороне вопроса, снижают совокупный спрос наряду с падением реальных доходов граждан и ведут к созданию предпосылок для ухода в спираль «падение спроса — падение производства — падение доходов».

Бюджетные расходы, конечно, надо сокращать, но на госаппарат, поддержку госпредприятий, выравнивая условия для добросовестной конкуренции. В итоге (звучит парадоксально) необходимо заставить органы госуправления выполнять программу пятого Всебелорусского собрания.

Сигналы формирующихся дисбалансов в Беларуси управляемы, это отмечает Национальный банк, и это действительно так, если будут приниматься адекватные меры. Дисбалансы в международной финансовой системе на фоне количественных смягчений выглядят более тревожно, что аргументированно описано в авторитетном деловом журнале Forbes. Прогнозируя варианты дальнейших сценариев развития ситуации в Беларуси, с учетом открытости нашей экономики, надо оценивать внешние факторы. Во многом мы зависим от положения дел у наших основных партнеров в России и ЕС.

Говоря об инвестициях, надо отметить, что на сегодняшний день триллионы (!) долларов находятся в инструментах с отрицательной доходностью. Инвесторы уже начинают движение в сторону развивающихся рынков, и нам надо выиграть в этой конкуренции за инвестиции. От этого во многом зависит макроэкономическая стабильность.

Сложившийся в 2016 году коридор курса рубля на уровне 1,9—2,1 за доллар остается базовым сценарием до конца года в том случае, если правительство и Национальный банк продемонстрируют решимость в развязке дисбалансов. О других сценариях не хотелось бы и говорить, но если дисбалансы будут накапливаться, то лучше Нацбанку управляемо девальвировать рубль, выходя с покупками валюты на бирже, и, конечно же, сохраняя положительную ставку по депозитам. Иначе будут создаваться предпосылки для серьезной дестабилизации.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by