«Знаешь, у каждого эмирата есть свой вайб», — говорит гид Вагиф, пока мы едем по извилистой пустынной дороге. Сегодня отправляемся изучать самый северный эмират — Рас-эль-Хайму. Обычно туристы приезжают сюда отдыхать на пляжах и наслаждаться all inclusive по более приятным ценам, нежели в Дубае. А чем тут заняться, кроме бесконечного цикла «море — лежак — еда»? Выбрали несколько локаций, куда реально добраться за плюс-минус час, и сегодня расскажем вам о пиратах покруче диснеевского Джека Воробья, отважных ловцах жемчуга, которым не позавидуешь, и ушедших жителях деревни-призрака. А еще сдобрим рассказ порцией впечатлений от поездки в горы и покатушек на джипах по пустыне.
Читать на OnlínerНикогда не мечтала оказаться в эмиратах, но умудрилась оставить там кусочек сердца. Пляжному отдыху выделила 16 часов и ни минутой больше. Убеждена: без поездок во время путешествия можно стать камнем, пусть даже лежащим на самом люксовом пляже. За считаные дни исколесила три эмирата и готова бесконечно рассказывать об увиденном.
Этот материал стал третьим в нашем цикле о путешествии по ОАЭ. Больше всего времени мы провели за изучением Рас-эль-Хаймы (РАК), куда весной туроператор «Тайм Вояж» и «Белавиа» запустили чартеры из Минска. В первом материале мы собрали всю основную информацию об отдыхе в эмирате, а во втором рассказали, как туристу (не) потратиться на шопинге в ОАЭ. Теперь самое время показать возможности для активного отдыха.
Садимся в машину — в наших планах весь день колесить по интересным местам в Рас-эль-Хайме. Наш гид Вагиф с улыбкой рассказывает, что большинство туристов чаще предпочитают поездки в такие роскошные эмираты, как Дубай или Абу-Даби (до них примерно час-два езды на машине). Но не изучить саму РАК — это значит упустить контекст, который помогает взглянуть на Эмираты чуть глубже.
Первая остановка нашего маршрута — старый форт Дайя, который расположен на 70-метровом холме. Его уникальность в том, что это единственный во всех Эмиратах сохранившийся горный форт. В день нашей поездки мы оказались единственными гостями здесь. Компанию нам составили только козлики, свободно гулявшие по территории.
Сперва кажется, что все, что мы увидим, — это камни, ограждения и сам форт, находящийся где-то высоко. Но стоит забраться повыше, и открывается совсем другой вид.
— Если на местности открывали, скажем, золотое месторождение, то форт там никогда не строили. Но они всегда возводились вокруг оазисов, где была вода, — объясняет Вагиф.
Наверх ведут 200 ступеней. Самое время немного погрузиться в историю. До XV века на территории современного ОАЭ независимо друг от друга кочевали племена бедуинов, которые искали в Аравийской пустыне оазисы.
— В это же время произошло событие планетарного масштаба: европейцы открыли торговый путь из Европы в Азию. Поэтому у здешних территорий появилось стратегическое значение, ведь они находятся на пересечении путей.
В начале XIX века семь племен, кочевавших по пустыне, постепенно осели на территориях современных Эмиратов. Зарабатывали жители в будущем одного из самых богатых регионов мира торговлей, рыболовством и добычей жемчуга.
— В XIX веке всю торговлю в Персидском заливе взяла под контроль Ост-Индская компания. Это лишило местных огромной части доходов, ведь вокруг только пустыня. Так что появилась идея создать пиратскую флотилию и захватывать богатые торговые суда, проплывающие мимо. Многие думают, что самые ярые пираты орудовали у берегов Испании или в Карибском море. Ничего подобного, на самом деле они были здесь.
Долго мириться с таким своевольством представители Ост-Индской торговой компании (за которой стояла вся мощь Британской империи) не стали. Поэтому сюда отправили британский флот, который по-своему навел порядок, разгромив все вокруг.
— Больше всего досталось территориям, где сейчас расположен эмират Рас-эль-Хайма. Считалось, что здесь находится центр пиратства.
Форт Дайя, где мы находимся, сдался англичанам последним. На следующие 150 лет огромные территории перешли под английский протекторат. Но все изменилось в середине прошлого века, когда в 1947 году независимость получила Индия. Уже в 1960-е Британия приняла решение уйти из восточного региона.
— Как раз в это время здесь находят нефть. Вернее, ее никто и не искал, она «рванула» сама. Шейхи понимают, что раньше претендовать на земли, находящиеся под протекторатом Великобритании, никто бы не стал. Теперь же нужно самим думать о защите. Тем более что открыт такой ценный природный ресурс.
Эмир Абу-Даби шейх Заид предлагает остальным эмиратам объединиться, но этот процесс затянулся на 10 лет. И все же в 1971 году шейхи собираются в Дубае и подписывают договор о создании федерации. Кстати, единственным, кто воздержался от предложения, был шейх Рас-эль-Хаймы. Но спустя три месяца он передумал, и РАК стал последним присоединившимся эмиратом.
Так на карте появляется новая страна — Объединенные Арабские Эмираты, а столицей становится Абу-Даби. При этом каждый эмират волен сам решать большинство внутренних вопросов: что строить, во что вкладывать деньги и какие направления развивать. Поэтому, например, в Шардже до сих пор действует сухой закон, а в Дубае — нет.
Тип правления в ОАЭ — абсолютная монархия, у каждого эмирата есть своя правящая семья. Так, в Рас-эль-Хайме это род Касими. При этом у федеративного государства также есть и президент. С 2022 года эту должность занимает Мухаммад ибн Заид Аль Нахайян, который является и эмиром Абу-Даби. К слову, эмиратом клан Аль Нахайян правит более 250 лет.
Из исторического контекста становится понятно, что добыча жемчуга занимала важное место в истории Рас-эль-Хаймы. С жемчужным промыслом связана и следующая точка нашего путешествия по эмирату. Мы приезжаем в заброшенную деревню сборщиков минерала Аль-Джазиру-аль-Хамру (в переводе «Красный остров»). Вход сюда, кстати, бесплатный.
Поселение возникло примерно в XVII веке, а в XIX столетии здесь находились около 500 домов.
Пока мы бродим по большой территории, гид рассказывает о том, как когда-то жили ловцы жемчуга. Назвать ремесло легким язык не повернется даже по современным меркам. Судите сами: мужчины-ловцы собирали провиант и уходили в открытое море на шесть-семь месяцев. Каждый день они примерно по 20—25 раз погружались на глубину. Прерваться, рассказывает гид, можно было раз в день на обед и пару раз на перекусы, состоящие из небольшой порции крепкого кофе и фиников. Из-за долгих часов работы в воде и постоянно влажной одежды ловцы часто болели пневмонией.
При всех сложностях промысел не приносил огромных денег. Семье ловца часто хватало только на самое необходимое. Заниматься добычей жемчуга стало совсем невыгодно после того, как в Японии научились его культивировать. Преимущество искусственного жемчуга — в идеальной форме и однородном цвете. Поэтому сейчас история с жемчугом — это скорее дань прошлому.
— Жемчуг на арабском — lulu. Поэтому это слово можно встретить в самых разных местах — вплоть до названий магазинов. А еще в Эмиратах это очень популярное женское имя.
Но вернемся в историю деревни сборщиков жемчуга. Жизнь здесь била ключом вплоть до начала XX века, а затем случился крах рынка. Считается, что Аль-Джазира-аль-Хамру местные покинули в 1968—1971 годах. Большинство жителей переехали в Абу-Даби — ныне самый богатый эмират.
Сейчас деревня — это музей под открытым небом, который привлекает туристов и исследователей традиционной архитектуры. Часть зданий реновированы, но многие остались в первоначальном виде.
Некоторые здания открыты для гостей. Правда, в каждом открытом доме голые стены, нет мебели или деталей, которые создавали бы атмосферу дома. Когда находишься внутри, быстро возникает ощущение покинутости. Возможно, поэтому некоторые верят, что здесь обитают призраки.
В то же время здесь по-своему бурлит жизнь в январе-феврале. В Аль-Джазира-аль-Хамре проходит ежегодный фестиваль искусств — Ras Al Khaimah Art. Художники, дизайнеры, музыканты и фотографы приезжают сюда со всего мира и представляют свои работы.
Темой фестиваля в 2025 году стала память: участникам предложили поразмыслить на тему, что это и какое влияние оказывает на будущее человека. Поэтому, гуляя по деревне, мы то и дело натыкаемся на красивые яркие фотографии или инсталляции.
Вероятно, каждый художник вкладывал в картины свой смысл, но, если ходить без гида или куратора, можно открывать в увиденном что-то свое. Гулять советуем медленно, уделяя время поиску смыслов.
Посмотреть, как раньше добывали жемчуг в Рас-эль-Хайме, туристы могут и сейчас. Для этого стоит отправиться на единственную жемчужную ферму в ОАЭ — Suwaidi Pearls. Мы уже показывали, как она выглядит, и даже общались с ее владельцем Абдуллой. Большой и красивый репортаж можно найти здесь.
Еще на старте нам рассказали, что у каждого эмирата есть свой вайб. Рас-эль-Хайма, бесспорно, удивляет туристов природой. По дороге в день нашей поездки мы даже застали дождь. Да, это были всего несколько капель в течение пары минут, но в пустыне даже такое запоминается. Возможно, необычным опытом мы обязаны расположению эмирата — здесь всегда чуть прохладнее.
А еще Рас-эль-Хайма может похвастаться тем, что не ожидаешь увидеть в пустыне, — горами. Именно здесь расположен массив Джабаль-аль-Хаджар. Не использовать такой роскошный козырь в развитии туризма было бы как минимум нелогично.
От туристического острова Марджан с кучей классных отелей, где мы остановились, до предполагаемой остановки в горах примерно час двадцать езды. Пока едем, рука то и дело тянется к телефону: горные пейзажи вокруг завораживают.
Мы запланировали экспресс-поездку на несколько часов, но знающие люди советуют приезжать в горы эмирата на несколько дней. По дороге замечаем несколько кемпингов: не все туристы отдыхают здесь в пятизвездочном отеле.
Наконец, приезжаем на вершину горы Джебель Джейс. В 2018 году здесь открыли самый длинный (2,83 километра) зиплайн в мире — Jais Flight.
Технически все выглядит так: на туриста надевают специальную амуницию, затем группу смельчаков отвозят на точку старта, а дальше — примерно три минуты свободного полета на высоте 1680 метров. Стоит такое удовольствие 325 дирхамов ($88), еще за 100 дирхамов (чуть больше $27) на шлем прикрутят камеру GoPro для съемки видео.
Из правил — закрытая обувь и одежда с длинным рукавом. Последнее важно из-за погоды, ведь в горах ветрено и временами даже прохладно (дисклеймер: мы были здесь ранней весной). Перед полетом нужно заполнить много бумаг — кто-то из нашей компании даже шутит про оставленное завещание. Нам рассказывают, что порой туристы передумывают даже за секунду до старта.
А если экстрим не мое, то и ехать не стоит? По нашему субъективному мнению, все же стоит — хотя бы ради пейзажей. А потом можно таки набраться смелости и пролететь те самые километры на скорости 120—160 км/ч. Тех, кто пожалел о таком опыте, в нашей группе не нашлось.
Еще здесь находится 1484 by Puro — ресторан, построенный на самой большой высоте в ОАЭ. Терраса расположена с видом на горы, так что, если не по душе экстрим, есть вариант неспешного созерцания.
Из личных рекомендаций — вкусная фирменная выпечка, которая обойдется примерно в 50 дирхамов (почти $14).
Ну а после обеда можно прогуляться и сделать сотни фото. Или просто постоять в тишине, понаблюдать за происходящим вокруг и словить вайб неспешного ретрита.
Поездка в пустыню — это то, без чего в принципе не обойтись в путешествиях по арабскому миру. И пусть это может звучать как супертуристическая история, но все же такие развлечения определенно имеют свой колорит.
Первая точка, куда мы отправились на поиски приключений, — это лагерь Бассата. Атмосферу жизни бедуинов мы словили еще по дороге, когда проезжали мимо прогуливавшихся верблюдов. У некоторых на ногах заметили специальные веревки — так в движении ограничивают животных, склонных к побегу. Кстати, когда-то для этих целей бедуины использованы икаль — тот самый шнур, который арабские мужчины носят поверх платка.
Но вернемся к лагерю. Его обстановка должна отсылать к простой жизни бедуинов: шатры, верблюды и еда. Нас сразу же угощают кофе по-арабски, наливая примерно половину маленького стаканчика. И нет, дело не в жадности. Считается, что если гостю налить полную чашку, то это намек в духе «Выпивай и уходи». А вот наполнение стакана наполовину показывает готовность угощать практически неограниченное время, параллельно ведя размеренную беседу.
Из мастхэв-развлечений — покатушки на верблюдах. Мы сделали кружок-другой по территории лагеря. Честно, меня скорее взяли на слабо́, но отказываться от радушного приглашения совсем не хотелось. Надеюсь, что мой первый вопль от резкого поднятия на высоту не слишком напугал туристов вокруг. Sorry!
От предложения прокатиться по пустыне на квадроциклах и багги мы не просто не отказываемся, а даже вызываемся самостоятельно управляться с транспортом. Безопасность — обязательно, поэтому сперва надеваем специальные тонкие шапочки, поверх них — шлемы. Ехать получается достаточно быстро, но главное, что цепляет, — это виды вокруг. Наш сопровождающий останавливается и рекомендует выйти, прогуляться по пустыне и сделать побольше фото в Instagram.
В Бассате мы были днем, а позже вечером отправились в еще одну бедуинскую деревню. В этот раз в программе вечернее шоу и ужин в пустыне. На входе предложили уже не крепкий кофе, а чай каркаде.
Пока мы пьем чай и осматриваемся, нашу группу тут же обступают продавцы. Ко мне подходит мужчина и повязывает на голову гутру (или куфию) — широкий хлопковый платок. Если завязать его правильно (что у меня самой так и не получилось), то он отлично защищает голову от солнца, а лицо — от ветра и песка. Стоимость платка — 50 дирхамов (почти $14). Беру без торга, и меня тут же нарекают принцессой пустыни (говорят об этом на русском языке).
А вот на что потратиться все же не решаюсь, так это на нарядные платья, расшитые узорами. Ценник на них стартует от 300 дирхамов (больше $80), знающие люди подсказывают, что на рынках можно найти намного дешевле. На время наряд могут дать бесплатно — например, для парочки фото на закате.
К наступлению темноты нас ждут ужин и шоу-программа, а пока гостям предлагают либо пройти к верблюдам, либо попробовать прокатиться на доске по песку. Со стороны это выглядит крайне забавно. Впечатления разнятся: одни говорят, что тут нет ничего особенного, а другие входят во вкус и пробуют снова и снова, пока не получится не упасть.
В какой-то момент ко мне, сидящей на ковре, подходит девушка и предлагает сделать на руке рисунок хной — за каких-то 100 дирхамов ($27). Тут во мне наконец просыпается задремавшая финансовая грамотность. Я предлагаю сделать половину рисунка за половину стоимости. Девушка соглашается, но делает по-своему: полный узор за 50 дирхамов. Деньги, кстати, она не берет сразу, подходит спустя час с терминалом в руке.
Наконец нас зовут ужинать. Все организовано в формате шведского стола. Морепродукты, мясо, овощи, салаты — сожаление о пропущенном ужине в отеле моментально растворяется. Из всего меню единственное, что удивляет, — это растворимый кофе, который каждый заваривает сам.
Пока гости едят, на сцену выходит мужчина, который танцует тануру. Это древний арабский танец, где танцор, облаченный в несколько тяжелых юбок, непрерывно кружится и показывает что-то вроде трюков с бубнами. Скорее всего, этот танец знаком туристам, которые бывали в Египте.
Все выглядит интересно и завораживающе, на деле это еще и один из самых сложных танцев. Во-первых, нужно быть в постоянном движении, а во-вторых, юбки, из которых состоит костюм, надеваются в несколько слоев, и весь образ может завесить больше 15 килограммов.
Ну а финальной частью программы становится фаер-шоу. Тут удивиться чему-либо сложно, но вечер в пустыне, громкая музыка и антураж все же делают свое дело: рука так и тянется за телефоном, чтобы сделать еще пару кадров.
Если у туриста есть желание провести в пустыне еще и ночь, то это тоже возможно, и даже с относительным комфортом. Ночевка в шале премиум-класса обойдется примерно в $140 с человека.
Но самой эмоциональной оказалась поездка на джип-сафари. Еще в отеле нас встретили водители, одетые в национальную одежду — белую кандуру. Дальше были примерно 20 минут езды по ровным дорогам, а затем — офф-роуд по пескам. Предварительно, кстати, водители немного спустили давление в шинах.
Теперь несколько дельных советов для тех, кто захочет опробовать такое развлечение. Во-первых, нужно заранее оценить возможности организма и то, как вы переносите резкие повороты и прыжки. Во-вторых, не стоит слишком плотно обедать. В-третьих, лучше пристегнуться. В-четвертых, если будете пытаться снять поездку на телефон, приготовьтесь искать его где-нибудь под сиденьями. Кажется, на этом все.
Если все перечисленные пункты вас не пугают, можно получить шквал эмоций — честно говоря, даже неожиданно ярких. И это за относительно скромные $50—70 c человека (обычно в программу джип-сафари входят трансфер, ужин в пустыне и шоу-программа, о которых мы рассказали выше).
Знающие люди советуют разуться и пройтись по мелкому чистейшему песку босиком, а затем сесть и осмотреться с небольшой высоты.
Чудесным образом даже десятки людей вокруг не мешают побыть наедине с собой.
Благодарим туроператора «Тайм Вояж» и группу компаний Al Khalidiah Tourism за помощь в подготовке материала.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by