«16 часов и 900 километров — такого маршрута больше в Беларуси нет». Отправились на поезде в настоящую кругосветку

Автор: Тарас Щирый. Фото: Иллюстрация: Максим Тарналицкий. Видео: Роман Пастернак. Монтаж: Николай Чубенко
26 195
15 января 2025 в 8:00

Салют! Сегодня Onlíner в древнейшем городе Беларуси — Полоцке. Однако на этот раз мы не будем рассказывать про Софийский собор, крест Евфросинии Полоцкой и прочие достопримечательности. Именно отсюда стартует самый продолжительный железнодорожный маршрут Беларуси Полоцк — Брест: более 16 часов в пути, свыше 900 километров — настоящая белорусская кругосветка. Мы проехали ее за вас и спешим рассказать, стоит ли путешествовать этим поездом, как спалось под фирменный храп и что можно купить у проводника.

Читать на Onlíner

«Что-то не верится. Это где у нас 16 часов можно на поезде ездить?» — вопрос, который нередко приходилось слышать перед нашим путешествием. Оно и понятно: Беларусь не самая крупная страна на фоне больших России и Украины, но такой продолжительный железнодорожный маршрут идеально уместился на карте, вытянувшись неправильной дугой от Полоцка через Витебск, Оршу, Могилев, Светлогорск, Пинск до Бреста.

С точки зрения географии и дорожной романтики все выглядело притягательно. Собрав рюкзаки и представив, как будем сербать горячий чай из стаканов в легендарных подстаканниках и трещать обо всем со случайными попутчиками, мы сели на автобус до Полоцка и двинулись в путь.

Началось все с общепита. Поезд отправлялся в 16:55. Мы прибыли на вокзал с запасом в час и решили протестировать главный полоцкий деликатес — большой чебурек в маленькой кафешке «ЧебуПышка». Из десяти вариаций выбрали блюдо с пепперони за 7,5 рубля. Стоит как небольшая шаурма в Минске, но, признаем, получилось сытно и не жирно.

Перекусив, пошли к поезду и уже вскоре стояли около нашего синего вагона.

Проводница в фирменном голубом пальто с пышным воротником внимательно проверяла документы. Для посадки не понадобился даже билет — хватило лишь паспорта. Взяв документ, проводница посмотрела на фамилию, сверила со своей информацией и неожиданно заулыбалась.

«Щирый — это вообще фамилия или кличка?» — спросила женщина.

Но это было еще не все. За мной следовал оператор Рома с литературной фамилией Пастернак, и она вовсе обомлела: «Не из тех случайно?!» Пока мой товарищ ждал свой паспорт, я уже осматривался в плацкарте на нашей боковушке. С местами повезло: они находились в самой середине, неприятного соседства с туалетом удалось избежать.

Чистый и опрятный вагон в начале пути выглядел полупустым. Через проход напротив парня и девушки сидел мужчина в красной куртке. Чуть поодаль расположились женщина и еще несколько пассажиров. На этом пока все.

«Взять билеты на дальние расстояния бывает сложно»

Состав тронулся, и мы решили изучить маршрут, вывешенный на двери вагона. Смотрелся он внушительно: за 16 часов в пути поезд сделает более 30 остановок как в больших городах вроде Витебска, Могилева, Орши и Пинска, так и в маленьких местечках, таких как Оболь, Синкевичи, Лахва и Мышанка. С весны до поздней осени из окон открываются прекрасные пейзажи, и, проезжая практически всю страну, вы можете увидеть, как плавно меняется белорусский ландшафт, а еще прочувствовать, как различается климат на севере и юге страны.

Мы возвращаемся на свои места и замечаем девушку, вышивающую льняную скатерть с красивым цветочным узором. Ее зовут Екатерина, она едет из Полоцка до Муляровки, а затем в близлежащий Петриков, где она работает. Собеседница рассказывает, что раньше ездила с детьми на маршрутках с пересадкой в Минске, но это было очень неудобно. Однако в 2020 году БЖД продлили маршрут Брест — Витебск до Полоцка, и Екатерина начала ездить поездом. По ее словам, «кругосветка» всегда пользуется спросом.

— В основном вагоны забиты. Чтобы спокойно взять билет из Муляровки до Полоцка, его приходится заказывать заранее — за неделю или две. А если едешь семьей из четырех человек, то взять места рядом практически невозможно. Да, на короткие расстояния купить билеты можно спокойно, а вот на дальние… С этим сложнее, поэтому перед праздниками к поезду добавляют вагоны. Ну, и цена… Вы проезжаете 650 километров, грубо говоря, за 25—27 рублей. Как по мне, это какой-то космически дешевый ценник.

— Нам вагон пока кажется каким-то полупустым.

— Оно так кажется, но вагон всегда загружается. Если ты начинаешь выбирать для себя конкретное место, то можешь просто его не найти. Как мне сам поезд? В целом хороший. Зимой в нем тепло, летом работает кондиционер. Дышится легко, можно даже окна не открывать.

— Интересно, а туристы, зная о том, что это «кругосветка», ездят этим маршрутом?

— Моя мама ездит почаще, и она рассказывала, что нередко встречала в поезде археологов, реконструкторов и других людей, увлекающихся историей. Этот маршрут популярен среди тех, кто едет из Витебской области в Могилевскую, Гомельскую, Брестскую, и наоборот.

Ну а те, кто хочет быстрее добраться из Полоцка в Брест, выбирают другой поезд. Он отправляется чуть позже и доезжает быстрее. Наш приедет в Брест после девяти утра, а тот приходит на несколько часов раньше.

Тем временем мы подъезжаем к Витебску. В окнах показались высоченная телебашня, игольчатые шпили костела Святой Барбары, и вскоре поезд затормозил. Самую продолжительную — 35-минутную — остановку мы решили провести максимально насыщенно и осмотреть огромный вокзал. Первым делом пошли поиграть в автомате и, не поверите, со второй попытки вытащили мягкую игрушку. А затем купили вареных яиц на завтрак и толстый сборник филвордов и сканвордов с анекдотами.


Вернувшись, мы увидели необычное зрелище. Набравшийся храбрости (или еще чего-то другого) дядечка в красной куртке, как батя после рабочей смены, активно поучал чему-то наших молодых соседей. Те робко слушали, улыбались, пытались спрятаться от назойливого пассажира в телефонах, но он продолжал. Главная претензия мужчины была в том, что молодежь вечно сидит в мобильниках, а это, по мнению оратора, мешает ей нормально жить.

— Слушай, а так ведь можно и девушку потерять! — обращался он к парню, который делал вид, что не слышит соседа. — Вот сидишь в телефоне, кто-то мимо будет идти и украдет твою подругу. Ай-яй-яй!

— Думаете, если бы у вас в молодости был компьютер, вы бы в нем не сидели? — включаюсь в разговор.

— Нет конечно! Мне уже 63 года. Я играл в хоккей, футбол и проводил все время на улице. Говорите, люди зарабатывают деньги через телефон? Да погубят они вас! Подумай лучше о своей жизни, о женщине. Я что-то неправильно сказал? Эх, было время… Приходил домой с катка весь мокрый, мать лупила, а ты все равно опять туда шел. Было время…

Я решил немного снизить накал и предложил послушать анекдоты, которые купил на вокзале. Наш взрослый товарищ сразу согласился. Вот один из них:

Молодой человек — своей девушке: «Я, конечно, понимаю, что у каждой девушки должна быть изюминка, но из тебя хоть компот вари!»

Сосед не оценил, махнул рукой, дескать, разучились люди писать шутки, хлебнул чаю и вновь переключился на парочку по соседству.

Меню: от вафель до консервов

Вопрос «А что поесть?» этим вечером привел нас к купе проводницы. Не сказать, что прейскурант выглядел содержательно, но для быстрого перекуса что-то все-таки есть. Начали мы, конечно, с чая в стакане в металлическом подстаканнике. И хоть чай уже давно не рассыпной, а пакетированный, легкое ностальжи по детству, когда частенько ездил поездом в деревню, я все-таки уловил.

Ладно, что здесь еще из еды? Можно взять чебурек, быстросуп, говяжью и свиную консервы, шоколадки, напитки, вафли, халву. Если же хочется купить какой-то выпечки, придется искать ларьки на вокзалах. Благо в некоторых городах стоянки продолжительные, и найти какой-то перекус можно без проблем.

Что можно купить в поезде
  • Черный чай — 0,36 рубля.
  • Кисель — 1,04 рубля.
  • Кофейный напиток 3 в 1 — 1,37 рубля.
  • Мясные консервы «Свинина» — 5,89 рубля.
  • Консервы с говяжьим мясом «Каша перловая по-боярски» — 3,95 рубля.
  • Лапша «Доширак» — 2,02 рубля.
  • Жареные чебуреки «Панские» — 2,00 рубля.
  • Вафли «Витоша» — 2,41 рубля.
  • Шоколад «Коммунарка» — 5,53 рубля.
  • Беруши — 0,75 рубля.
  • Одноразовые тапочки — 3,26 рубля.
  • Зубной набор (щетка, паста) — 1,31 рубля.

Позиции приведены частично. Цены представлены на середину декабря 2024 года.

«Ребята, а куда поезд едет? Не хочу, чтобы меня везли ногами вперед»

После десяти вечера состав пассажиров начал меняться. Наш разговорчивый сосед в красной куртке сказал, что его ожидает любимая женщина, и потерялся на просторах заснеженной Орши, оставив на память о себе бутылку газировки. В Шклове вышли парень с девушкой, а их места заняли пожилые женщины.

Мы постепенно готовились ко сну, расстелили постель, и тут к нам подошел пассажир, которого мы прежде не видели. Мужчину интересовал конкретный вопрос, к которому мы, честно говоря, были не готовы:

— Ребята, а в какую сторону едет поезд? Туда или обратно? — показывал он по очереди в обе стороны вагона. — Я просто не хочу, чтобы меня вперед ногами везли.

Мы с Романом синхронно показали в один и тот же конец вагона. Прошло пару минуту, и мужчина лег головой точнехонько в противоположную сторону. Вскоре спал уже практически весь вагон, и фирменный для плацкарта храп раздавался со всех сторон.

К туалету вопросов нет, а вот розетки в плацкарте точно бы не помешали

Этот классический повсеместный храп, от которого можно было спрятаться только под подушкой, стал главным испытанием и в какой-то момент заставил упрекнуть себя, что беруши, которые можно было купить у проводницы, еще не в моих ушах. Проснулся я после семи: шумные соседи что-то активно обсуждали, и валяться под одеялом уже не было никакого смысла. Достав пасту, щетку и прочие принадлежности, я отправился умываться и тестировать туалет. Готовил себя к худшему, но ничего ужасного так и не увидел. Туалет был отремонтирован, чист и убран. Все подставки, крючочки и прочие важные детали для этого стратегического места были в наличии. Как и розетка для тех, кто предпочитает электробритву.

Розетки, на мой взгляд, основная проблема этого поезда. Ехать 16 часов без возможности подзарядиться — это беда. А постоянно бегать ради подзарядки в тамбур и туалет, где есть розетки, история так себе.

Утром мы позавтракали яйцами, чаем, каким-то шоколадным батончиком и примерно через час прибыли на станцию Брест-Центральный. Поезд остановился ровно в 09:28, и через минуту мы вышли на перрон. Так закончилось наше путешествие.

Подведем итоги:

  • Поезд по маршруту Полоцк — Брест (через Витебск) идет более 16 часов. Это самый продолжительный маршрут Беларуси. Правда, полностью его преодолевают лишь немногие. Есть другой поезд, курсирующий между двумя упомянутыми городами. Он не огибает практически всю Беларусь, идет через Минск, и вся дорога занимает на несколько часов меньше. Но если вы любитель «пробивать» необычные выезды по стране, то почему бы и нет? Сам по себе маршрут действительно любопытный. Но для путешествия лучше выбирать сезон с продолжительным световым днем. С учетом того, что состав выходит под вечер и значительную часть пути проходит ночью, зимой через окно толком ничего и не увидишь.
  • Один плацкартный билет от Полоцка до Бреста обошелся в 35,58 рубля. Место в купе стоило бы на 14 рублей дороже.
  • Пару слов о еде в поезде. Чая и вафель с батончиками у проводниц предостаточно. Если хочется перекусить чем-то другим, можно взять чебурек или купить что-нибудь на вокзале во время длительной остановки.
  • Проводницы были учтивыми, отвечали на любой вопрос, а плацкартный вагон оказался чистым и комфортным. Явных «косяков» мы не заметили. Разве что мало розеток, их количество хотелось бы увеличить.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by