Салют! Сегодня Onlíner в древнейшем городе Беларуси — Полоцке. Однако на этот раз мы не будем рассказывать про Софийский собор, крест Евфросинии Полоцкой и прочие достопримечательности. Именно отсюда стартует самый продолжительный железнодорожный маршрут Беларуси Полоцк — Брест: более 16 часов в пути, свыше 900 километров — настоящая белорусская кругосветка. Мы проехали ее за вас и спешим рассказать, стоит ли путешествовать этим поездом, как спалось под фирменный храп и что можно купить у проводника.
«Что-то не верится. Это где у нас 16 часов можно на поезде ездить?» — вопрос, который нередко приходилось слышать перед нашим путешествием. Оно и понятно: Беларусь не самая крупная страна на фоне больших России и Украины, но такой продолжительный железнодорожный маршрут идеально уместился на карте, вытянувшись неправильной дугой от Полоцка через Витебск, Оршу, Могилев, Светлогорск, Пинск до Бреста.
С точки зрения географии и дорожной романтики все выглядело притягательно. Собрав рюкзаки и представив, как будем сербать горячий чай из стаканов в легендарных подстаканниках и трещать обо всем со случайными попутчиками, мы сели на автобус до Полоцка и двинулись в путь.
Началось все с общепита. Поезд отправлялся в 16:55. Мы прибыли на вокзал с запасом в час и решили протестировать главный полоцкий деликатес — большой чебурек в маленькой кафешке «ЧебуПышка». Из десяти вариаций выбрали блюдо с пепперони за 7,5 рубля. Стоит как небольшая шаурма в Минске, но, признаем, получилось сытно и не жирно.
Перекусив, пошли к поезду и уже вскоре стояли около нашего синего вагона.
Проводница в фирменном голубом пальто с пышным воротником внимательно проверяла документы. Для посадки не понадобился даже билет — хватило лишь паспорта. Взяв документ, проводница посмотрела на фамилию, сверила со своей информацией и неожиданно заулыбалась.
«Щирый — это вообще фамилия или кличка?» — спросила женщина.
Но это было еще не все. За мной следовал оператор Рома с литературной фамилией Пастернак, и она вовсе обомлела: «Не из тех случайно?!» Пока мой товарищ ждал свой паспорт, я уже осматривался в плацкарте на нашей боковушке. С местами повезло: они находились в самой середине, неприятного соседства с туалетом удалось избежать.
Чистый и опрятный вагон в начале пути выглядел полупустым. Через проход напротив парня и девушки сидел мужчина в красной куртке. Чуть поодаль расположились женщина и еще несколько пассажиров. На этом пока все.
Состав тронулся, и мы решили изучить маршрут, вывешенный на двери вагона. Смотрелся он внушительно: за 16 часов в пути поезд сделает более 30 остановок как в больших городах вроде Витебска, Могилева, Орши и Пинска, так и в маленьких местечках, таких как Оболь, Сенкевичи, Лахва и Мышанка. С весны до поздней осени из окон открываются прекрасные пейзажи, и, проезжая практически всю страну, вы можете увидеть, как плавно меняется белорусский ландшафт, а еще прочувствовать, как различается климат на севере и юге страны.
Мы возвращаемся на свои места и замечаем девушку, вышивающую льняную скатерть с красивым цветочным узором. Ее зовут Екатерина, она едет из Полоцка до Муляровки, а затем в близлежащий Петриков, где она работает. Собеседница рассказывает, что раньше ездила с детьми на маршрутках с пересадкой в Минске, но это было очень неудобно. Однако в 2020 году БЖД продлили маршрут Брест — Витебск до Полоцка, и Екатерина начала ездить поездом. По ее словам, «кругосветка» всегда пользуется спросом.
— В основном вагоны забиты. Чтобы спокойно взять билет из Муляровки до Полоцка, его приходится заказывать заранее — за неделю или две. А если едешь семьей из четырех человек, то взять места рядом практически невозможно. Да, на короткие расстояния купить билеты можно спокойно, а вот на дальние… С этим сложнее, поэтому перед праздниками к поезду добавляют вагоны. Ну, и цена… Вы проезжаете 650 километров, грубо говоря, за 25—27 рублей. Как по мне, это какой-то космически дешевый ценник.
— Нам вагон пока кажется каким-то полупустым.
— Оно так кажется, но вагон всегда загружается. Если ты начинаешь выбирать для себя конкретное место, то можешь просто его не найти. Как мне сам поезд? В целом хороший. Зимой в нем тепло, летом работает кондиционер. Дышится легко, можно даже окна не открывать.
— Интересно, а туристы, зная о том, что это «кругосветка», ездят этим маршрутом?
— Моя мама ездит почаще, и она рассказывала, что нередко встречала в поезде археологов, реконструкторов и других людей, увлекающихся историей. Этот маршрут популярен среди тех, кто едет из Витебской области в Могилевскую, Гомельскую, Брестскую, и наоборот.
Ну а те, кто хочет быстрее добраться из Полоцка в Брест, выбирают другой поезд. Он отправляется чуть позже и доезжает быстрее. Наш приедет в Брест после девяти утра, а тот приходит на несколько часов раньше.
Тем временем мы подъезжаем к Витебску. В окнах показались высоченная телебашня, игольчатые шпили костела Святой Барбары, и вскоре поезд затормозил. Самую продолжительную — 35-минутную — остановку мы решили провести максимально насыщенно и осмотреть огромный вокзал. Первым делом пошли поиграть в автомате и, не поверите, со второй попытки вытащили мягкую игрушку. А затем купили вареных яиц на завтрак и толстый сборник филвордов и сканвордов с анекдотами.
Вернувшись, мы увидели необычное зрелище. Набравшийся храбрости (или еще чего-то другого) дядечка в красной куртке, как батя после рабочей смены, активно поучал чему-то наших молодых соседей. Те робко слушали, улыбались, пытались спрятаться от назойливого пассажира в телефонах, но он продолжал. Главная претензия мужчины была в том, что молодежь вечно сидит в мобильниках, а это, по мнению оратора, мешает ей нормально жить.
— Слушай, а так ведь можно и девушку потерять! — обращался он к парню, который делал вид, что не слышит соседа. — Вот сидишь в телефоне, кто-то мимо будет идти и украдет твою подругу. Ай-яй-яй!
— Думаете, если бы у вас в молодости был компьютер, вы бы в нем не сидели? — включаюсь в разговор.
— Нет конечно! Мне уже 63 года. Я играл в хоккей, футбол и проводил все время на улице. Говорите, люди зарабатывают деньги через телефон? Да погубят они вас! Подумай лучше о своей жизни, о женщине. Я что-то неправильно сказал? Эх, было время… Приходил домой с катка весь мокрый, мать лупила, а ты все равно опять туда шел. Было время…
Я решил немного снизить накал и предложил послушать анекдоты, которые купил на вокзале. Наш взрослый товарищ сразу согласился. Вот один из них:
Молодой человек — своей девушке: «Я, конечно, понимаю, что у каждой девушки должна быть изюминка, но из тебя хоть компот вари!»
Сосед не оценил, махнул рукой, дескать, разучились люди писать шутки, хлебнул чаю и вновь переключился на парочку по соседству.
Вопрос «А что поесть?» этим вечером привел нас к купе проводницы. Не сказать, что прейскурант выглядел содержательно, но для быстрого перекуса что-то все-таки есть. Начали мы, конечно, с чая в стакане в металлическом подстаканнике. И хоть чай уже давно не рассыпной, а пакетированный, легкое ностальжи по детству, когда частенько ездил поездом в деревню, я все-таки уловил.
Ладно, что здесь еще из еды? Можно взять чебурек, быстросуп, говяжью и свиную консервы, шоколадки, напитки, вафли, халву. Если же хочется купить какой-то выпечки, придется искать ларьки на вокзалах. Благо в некоторых городах стоянки продолжительные, и найти какой-то перекус можно без проблем.
Позиции приведены частично. Цены представлены на середину декабря 2024 года.
После десяти вечера состав пассажиров начал меняться. Наш разговорчивый сосед в красной куртке сказал, что его ожидает любимая женщина, и потерялся на просторах заснеженной Орши, оставив на память о себе бутылку газировки. В Шклове вышли парень с девушкой, а их места заняли пожилые женщины.
Мы постепенно готовились ко сну, расстелили постель, и тут к нам подошел пассажир, которого мы прежде не видели. Мужчину интересовал конкретный вопрос, к которому мы, честно говоря, были не готовы:
— Ребята, а в какую сторону едет поезд? Туда или обратно? — показывал он по очереди в обе стороны вагона. — Я просто не хочу, чтобы меня вперед ногами везли.
Мы с Романом синхронно показали в один и тот же конец вагона. Прошло пару минуту, и мужчина лег головой точнехонько в противоположную сторону. Вскоре спал уже практически весь вагон, и фирменный для плацкарта храп раздавался со всех сторон.
Этот классический повсеместный храп, от которого можно было спрятаться только под подушкой, стал главным испытанием и в какой-то момент заставил упрекнуть себя, что беруши, которые можно было купить у проводницы, еще не в моих ушах. Проснулся я после семи: шумные соседи что-то активно обсуждали, и валяться под одеялом уже не было никакого смысла. Достав пасту, щетку и прочие принадлежности, я отправился умываться и тестировать туалет. Готовил себя к худшему, но ничего ужасного так и не увидел. Туалет был отремонтирован, чист и убран. Все подставки, крючочки и прочие важные детали для этого стратегического места были в наличии. Как и розетка для тех, кто предпочитает электробритву.
Розетки, на мой взгляд, основная проблема этого поезда. Ехать 16 часов без возможности подзарядиться — это беда. А постоянно бегать ради подзарядки в тамбур и туалет, где есть розетки, история так себе.
Утром мы позавтракали яйцами, чаем, каким-то шоколадным батончиком и примерно через час прибыли на станцию Брест-Центральный. Поезд остановился ровно в 09:28, и через минуту мы вышли на перрон. Так закончилось наше путешествие.
Подведем итоги:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by