Психология в кино, или Почему блокбастеры стали такими скучными?

Источник: Яра Горина. Фото: открытые источники, коллаж: Юлия Корф
14 232
28 августа 2024 в 15:39

Кажется, что мы видели уже все или почти все. И речь вовсе не о том, что раньше трава была зеленее, а мороженое слаще (впрочем, не без этого). Но ведь и правда, сколько можно на разные лады мусолить один и тот же сюжет о том, как герой «слушает свое сердце», превозмогает себя и предсказуемо побеждает какое-нибудь очередное вселенское зло. Одна радость — оценить спецэффекты, с которыми он это делает. Что произошло с полнометражным кино и как мы докатились до жизни такой? К счастью, ответы известны. И нашли мы их, как ни странно, в книге — про психологию кино.

Читать на Onlíner
Об авторе

Яра Горина, автор фэнтези из Минска. Да, она действительно читает все книги, о которых рассказывает. От корки до корки. Утверждает, что на одно произведение уходит два вечера (и две ночи).

Татьяна Салахиева-Талал «Психология в кино. Создание героев и историй»

Автор — практикующий психолог. Больше десяти лет она преподавала в «Московской школе кино» и даже разработала специальный курс психологии для сценаристов. Тема оказалась весьма актуальной. Ведь неспроста еще в прошлом веке, когда Фрейд пытался убедить почтенных граждан, что вся их жизнь крутится исключительно вокруг либидо, стали появляться и другие интересные теории. Например, об архетипах и коллективном бессознательном. То есть о том, как в разных частях нашей планеты независимо друг от друга зарождаются очень похожие истории и герои. Будто бы существует какая-то особая «прошивка», заставляющая людей любить и передавать из поколение в поколение одни и те же сюжеты.

Сейчас все эти структурно похожие истории принято называть мономифом. Все они хорошо нам знакомы, привычны и подробно описаны еще в начале века Владимиром Проппом в «Морфологии сказки». Но при чем здесь психология? Неожиданно, однако теперь в киношколах сценаристов учат использовать для создания историй фрейдистский психоанализ. Все потому, что тот самый сочиняемый веками мономиф очень хорошо вписывается в структурную модель психики по Фрейду.

Если очень упростить, то личность делится на три основные составляющие: Эго — собственное реальное «я», Супер-эго – воспитание и сдерживающие морально-этические установки и Ид — бессознательное, где, как в омуте, что только ни водится. Если использовать этот подход для создания сценария, то Эго превратится в героя истории, этакого мальчика, который выжил, Супер-эго исполнит роль Дамблдора, а Ид — прямо-таки готовый к использованию Волан-де-Морт. И интересных вариаций может быть сколько угодно: герой, преодолевая препятствия, может как уничтожать кольца всевластия, так и быть самим для себя злобным Буратино и устроить увлекательную борьбу с демонами в собственной голове. Такой подход к созданию историй получил название фрейдистского.

красота и образ жизни, мягкий переплет, 168 страниц, 2022 год издания
лингвистика и литературоведение, твердый переплет, 12+, 35 страниц, 2024 год издания
искусство и культура, загадки, игры, головоломки и развлечения, мягкий переплет, 48 страниц, 2022 год издания

По сути, вариации на эту тему люди переиначивали последние пару тысяч лет. Но все меняется. Сегодня Гераклу, Золушке и Ивану-дураку приходится жить в совершенно другом мире. Настолько сложном и многогранном, что теперь людям становится мало простой истории о «пути героя», который в разных вариациях предлагает современный блокбастер.

Винить в этом киноделов довольно сложно. Так уж вышло, что всунуть в обычный полнометражный фильм что-то более закрученное — задача практически невыполнимая. А потому умные люди, заранее почувствовавшие, куда ветер дует, стали смотреть в сторону телевидения. Точнее, сериальных проектов, которые в прежние времена славились лишь душераздирающими драмами в городе Санта-Барбара.



Получается так, что новый подход к созданию историй, названный в противовес предыдущему «юнгианским», отлично воплощается в формате сериалов. С каждым годом они становятся все дороже и блистательнее по звездному составу. Не говоря уже о сюжетах, где все гораздо сложнее. При юнгианском подходе мы видим много героев с разной судьбой, которые не злые и не добрые, а, как в жизни, просто люди со своими достоинствами и недостатками. А еще непростой мир, который порождает разные стратегии выживания от борьбы до приспособленчества. Образ наставника превращается в мыслителя, который только и может сказать о том, что вселенная слишком сложна, чтобы делать выводы, а персонажи… Они со временем все поймут. К концу пятого сезона. В общем, не зря народу так полюбились «Игры престолов», где на фоне средневековых войн развернулась такая вот непростая история.

личность и характер, твердый переплет, 16+, 320 страниц, 2022 год издания
детская психология и воспитание, твердый переплет, 6+, 96 страниц, 2022 год издания
психология отношений, твердый переплет, 16+, 272 страниц, 2018 год издания

Помимо интересных предсказаний, куда движется киноиндустрия, в книге немало и другой любопытной аналитики. О том самом обществе, в котором рождаются те или иные истории, почему они нас так захватывают и какие у этого психологические причины. О нарциссизме, ставшем нормой, и что заставляет нас радоваться или негодовать, всматриваясь в экран. Неожиданно интересный нон-фикшен получился о людях в искусстве и искусстве в нас самих.


Не забывайте, что у нас есть книжный чат. Все прочитанные сюжеты можно обсудить с такими же книгоманами.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро


Реклама

Будь самым ярким и получай призы, подарки и скидки! Не упусти возможность пройти по настоящему подиуму и стать обладателем новой стиральной машины или других суперпризов. 

Ждем тебя 30 августа на 1-м этаже ТРЦ Green City! Начало в 15:00. 

Подробности ищи в соцсетях: @5elementbelarus.

ЗАО «Патио», УНП 100183195