В сети появился очередной фильм Гая Ричи — ироничный боевик «Министерство неджентльменских дел». Картина с Генри Кавиллом в главной роли вольно пересказывает реальную историю диверсии с угоном кораблей, которую исполнили британские коммандос в разгар Второй мировой. В «Министерстве» вроде бы есть все, чего ждут от автора «Большого куша» и «Джентльменов», но при этом оно красноречиво дает понять, что новые стахановские темпы (это четвертый релиз за два года) точно не идут на пользу одному из самых любимых нашей публикой режиссеров. Посмотрели картину, которую в последний момент передумали показывать в белорусских кинотеатрах, и рассказываем, почему не так уж из-за этого и обидно.
Читать на OnlínerГай Ричи, который когда-то считался автором фирменных штучных работ, за последние пару лет окончательно превратился в ходячую нейросеть. Режиссер принялся штамповать минимум по два фильма в год, а в 2024-м успел даже выпустить целый сериал. Регулярность впечатляющая, но не до конца ясно, насколько завидная. Сам Ричи, очевидно, чувствует себя хорошо: в интервью говорит, что плотный график спасает от выгорания, и хвастается еще тремя картинами в разработке.
А вот зрители понемногу сбиваются с толку: каким-то образом мы очутились в мире, где фильмы британца — что-то типа нового Marvel. На экране раз в пару месяцев мелькают одни и те же лица в более-менее одинаковых сюжетах — какой-то чуть трагичнее, какой-то повеселее. Вроде ничего катастрофически плохого, и даже хватает удачного (тот же сериал «Джентльмены», например, весьма хорош), но общий интерес уже поддерживает только желание выяснить, надолго ли у Ричи хватит запала. Кассовые сборы, впрочем, могут сбить его раньше времени: «Министерство» сейчас страшно провалилось в прокате, еле собрав $21 млн при бюджете в $60 млн.
Режиссер же с хулиганской самонадеянностью оставляет во всех фильмах заделы на продолжение, будто и правда всякий раз собирается превращать воображаемую киновселенную манерных гопников и рамсящих аристократов в настоящую. Хотя не так уж важно, как именно будет называться следующая картина: Ричи теперь наделяет одинаковыми типажами всех своих героев, меняя только сеттинг. Остроумные пацаны у него решали вопросики в девяностых, шестидесятых, XIX веке и даже сказочном Средневековье. В «Министерстве» британец впервые работает с контекстом Второй мировой и второй раз подряд — взяв за основу реальные события.
Формально картина основана на одноименном нон-фикшене Дэмиена Льюиса. Но если у писателя было объемное и дотошное документальное исследование секретной военной операции «Почтмейстер», то Ричи с ходу превращает все происходящее в комично-кровавый балаган.
В 1942 году британский флот загнан в угол — немецкие подлодки топят корабли один за другим. Они же мешают американцам прийти на помощь. Разведка сообщает, что вооружение для субмарин нацистов поставляют из гавани острова Фернандо-По. Он испанский, а страна нейтральная — открыто идти в атаку нельзя. Тогда Уинстон Черчилль поручает собрать спецотряд диверсантов, о котором не будут знать ни чужие, ни свои. Берут туда самых рисковых сорвиголов — ведь в случае провала их ждет либо смерть, либо тюрьма на родине.
В свое время Ричи полюбили за сюжеты, похожие на сбивчивые уличные байки, и умение стремительно тасовать их части так, словно это не фильм, а игра в наперстки. Зритель всегда уходил с мероприятия одураченным, но по ходу дела узнавал пару свежих анекдотов и был доволен. В «Министерстве» британец с трудом (к слову, как и в прошлогодней «Операции „Фортуна“») справляется с простеньким линейным сюжетом, все время забывая вовремя переключаться с одной ветки, где взрывают и воруют корабли, на другую, где отвлекают нацистов. В обоих личные ставки для героев чудовищно низкие: антагонисты в фильме — чисто утилитарное препятствие, и интрига всегда лишь в том, обойдут ли его сейчас или десятью минутами позже и с большим числом выстрелов.
«Министерство» едва ли не в каждом отзыве ставят в один ряд с «Бесславными ублюдками» Тарантино.
Ну и тут сразу вспоминается, что самого Ричи вообще всю карьеру называли подражателем американского коллеги. В обоих случаях сравнения справедливы лишь на поверхности. Движок картин Тарантино — его собственное гиковство, проникающее в ткань сюжетов сотнями кивков другим фильмам. Ричи вроде бы тоже может процитировать «Касабланку», но его фильмы все-таки работают за счет ритма, наглости, пыли в глаза.
«Бесславные ублюдки» — искреннее заявление о том, что кино, а именно режиссерский полет фантазии, может изменить историю. В «Министерстве» же киношной фантазии Ричи хватает лишь на то, чтобы, наоборот, вычистить все детали истории, оставив только «бум, бах, наши победили». Возможно, в задорном пересказе на словах такое и работает, но на экране кажется банально сырым и недописанным.
Местным отрядом самоубийц руководит британский майор Гас Марч-Филлипс. В самом начале его представляют одновременно как тонкого стратега и отбитого, совершенно неуправляемого авантюриста. На протяжении всех двух часов он таким же и останется — может быть, с куда больше, чем нужно, перекосом во второе. Чтобы хоть как-то давать главному герою проявляться, Ричи заставляет Генри Кавилла воровать сигары в министерских кабинетах и кринжово высовывать язык во время бойни. Больше ничем (ну, может быть, еще неопрятно-сексуальной бородой) Марч-Филлипс не запомнится — даром, что настоящий майор на самом деле был аж целым прототипом книжного Джеймса Бонда.
С остальными героями все еще печальнее и скучнее. По сути, выделяется из них только один Андерс Ларссон — интеллигентный датский вояка, готовый в нужный момент начать стрелять из лука или бросаться рубить головы пожарным топором. В последнее время Ричи любит звать в фильмы актеров, пока не избалованных вниманием знаменитых режиссеров, и дает с кайфом повеселиться — с Аланом Ричсоном явно был именно такой случай. В принципе, в «Министерстве» Ричсону достался образ такого же невозмутимого громилы, как и в сериале «Джек Ричер». Но спасибо костюмерам за милые круглые очки на его мощном лице — это уже само по себе работает как лучшая визуальная шутка фильма.
Также режиссер остается верным своему давнему суеверию: женщин в кадре должно быть не больше одной, иначе точно что-то пойдет не так.
В этот раз образ боевой красотки достался Эйсе Гонсалес, звезде сай-фая «Задача трех тел». Роль, как это чаще всего бывает у Ричи, почти что реквизитная: еврейская мстительница Марджори вроде и метко стреляет, и зубы заговорит кому угодно, а все равно в кульминации получает лишь песенный номер на вечеринке в роскошном белом платье.
Казалось, что в последних нескольких фильмах у британца наметился прорыв по части сильных женских образов: в «Аладдине» Жасмин хотя бы отбивала право быть с любимым тюбиком, а в сериальных «Джентльменах» героиня Каи Скоделарио рулила преступной империей. Увы, для Гонсалес в «Министерстве» не нашлось даже романтической линии — хотя финальный титр внезапно сообщает, что реальная Марджори вышла замуж за Марча-Филлипса.
Отдельного упоминания заслуживает самый нелепый Уинстон Черчилль в истории кино в исполнении Рори Киннира: 48-летнего и вполне подтянутого артиста зачем-то позвали притворяться тучным 70-летним премьером, забыв заплатить денег гримерам. Ну и конечно, формальный главный злодей — немецкий офицер Генрих Люр, — который получился настолько безжизненно карикатурным, что даже жаль Тиля Швайгера, который впервые нарушил клятву не надевать нацистскую форму в кино. Убеждать его это сделать ради настолько невзрачного фильма со стороны Ричи было совсем уж не по-джентльменски.
Читайте также:
Медицинский центр «Кордис» — моноклиника полного цикла, единственный в Беларуси частный центр сердечно-сосудистой рентгено-эндоваскулярной хирургии.
Мы ориентированы на предупреждение и раннее выявление угрожающих жизни заболеваний. Обратитесь к нам для своевременной диагностики и лечения.
Берегите свое сердце — пройдите обследование в медицинском центре «Кордис».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by