На следующей неделе Sotheby’s проведет в Нью-Йорке очередной аукцион, на котором выставят картины выдающихся художников первой половины прошлого века. Среди них — авторская копия знаменитой картины Марка Шагала «Над городом», принадлежащая сейчас одному из японских коллекционеров. Эта работа считается одним из самых дорогих лотов аукциона, и за нее постараются получить как минимум $12 млн. Что это за версия, чем она отличается от оригинала — об этом и не только мы поговорили с искусствоведом, автором лекций о художниках Парижской школы Юрием Абдурахмановым.
Читать на OnlínerКартина «Над городом» была закончена в 1918 году и со временем оказалась в Третьяковской галерее. Вокруг шла политическая борьба, по Европе неслась Первая мировая, но для художника то время связано с глубоким эмоциональным переживанием — любовью к супруге. С дочкой богатого ювелира Бертой Розенфельд он познакомился в 1909 году. Марк тогда жил в Санкт-Петербурге. Осенью, приехав в Витебск, он зашел в гости к своей приятельнице, натурщице Тее Брахман. Чуть позже к ней пришла подружка Берта. Эта встреча станет для Шагала судьбоносной. «…Я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа», — впоследствии напишет о той встрече в автобиографии Шагал.
В 1915-м Берта (после переезда в Париж он начнет называть ее Беллой) и Марк поженились. Супруга на долгие годы стала для Марка другом, советчиком и главной музой, которую он изображал на многих полотнах.
— В этой работе чувствуется необычайная свобода. Из всех его парных портретов с Беллой это, наверное, самая поэтичная и одухотворенная работа, — подчеркивает Юрий Абдурахманов. — И создал он ее для того, чтобы передать свои чувства к возлюбленной.
Эта работа стала программной не только для самого художника. Мне довелось посетить порядка 10 крупных выставок Шагала в разных странах, и, как правило, именно эта картина выступала там заглавной.
На картине изображен полет Марка и Беллы над родным Витебском. Под ними — окраина с деревянными домиками, садами и длинными, вьющимися лентой заборами, а вдали — городской центр, выдающий себя белым собором с зеленой крышей. «Мой грустный и веселый город! Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Что именно, вы можете увидеть на моей картине „Над городом“», — так описал свой город художник.
Полеты на картинах Шагала — тема, которая до сих пор не отпускает многих. Версий много, приведем буквально несколько. Во-первых, часто художники сравнивают картины со снами, в которых человек нередко летает. Считается, что таким образом Шагал изобразил свое состояние счастья. Во-вторых, Шагал, как и многие авангардисты, увлекался народным творчеством, а персонажи лубка, как говорит Юрий Абдурахманов, тоже часто летают. Ну и еще одно, крайне необычное предположение: Витебск стоит на холмах, и Шагалу якобы еще в детстве казалось, что над городскими горками проще летать, нежели ходить по ним пешком.
— Для меня же совершенно очевидно, что люди на картинах Шагала парят над землей, потому что у самого художника было ощущение радости жизни, — рассуждает собеседник. — Если вы посмотрите на его послевоенные работы, то заметите, что там герои летают очень редко. А если и летают, то это уже избитый прием, зачастую выглядящий даже надуманно.
Но в случае с «Над городом» все естественно. Таким образом Шагал передал поэтический взгляд на жизнь и любовь. Недаром о человеке, который счастлив, говорят: «Он как будто летает».
Про образ города и влюбленных мы уже сказали, но на картине есть еще два персонажа. Это маленький зеленый козлик, гуляющий возле дома, и справляющий нужду возле забора мужчина.
С козликом все ясно. Рогатые нередко появляются на полотнах Шагала — летают и даже играют на музыкальных инструментах. А вот этот маленький человечек даже породил целую серию роликов в соцсетях. В чем же смысл?
— Знаете, есть книга о жизни Моцарта, которая получила название «Возвышенное и земное». Так вот, в работах Шагала очень часто возвышенное пересекается с земным. Мне кажется, Шагал таким образом хотел показать, что, пока влюбленные летят, город продолжает жить своей жизнью: мужики дерутся, козы пасутся, человек справляет нужду…
А с другой стороны, он, может быть, почувствовал, что пафос нужно немножко снизить, и похулиганил, нарисовав присевшего на корточки человека.
В мире искусства это далеко не новость. Художники нередко переписывали свои известные произведения. Кто-то после продажи хотел таким образом усовершенствовать знаковое полотно. Иногда авторы стремились заработать. В 1889 году Василий Максимов написал ставшую очень популярной и узнаваемой картину «Все в прошлом». Так сложилось, что превзойти эту работу он уже не смог и, чтобы прокормить семью, написал больше 40 повторений своей самой известной работы. Одно из них, к слову, находится в нашем Художественном музее.
У Шагала для воссоздания «Над городом» могли быть другие причины.
— Когда он окончательно уехал из Советского Союза, бо́льшая часть его работ, написанных в 1917—1918 годах, к тому моменту либо были проданы, либо пропали, — говорит Юрий Абдурахманов. — А у Шагала было несколько картин, которые для него как для человека, так и как для художника были очень важны. К ним можно отнести работы «Над Витебском», «Продавец скота», «Зеленый скрипач» и прежде всего «Над городом». И Шагал решил их восстановить.
Эту версию «Над городом» он написал в 1924 году и делал ее либо по памяти, либо по сохранившимся фотографиям.
Есть ли разница с оригиналом? Безусловно. Даже не будучи специалистом, на новой версии можно заметить отсутствие человека под забором и маленькой козочки, но есть и более тонкие моменты.
— Я бы даже не называл эту картину копией. Это вариант оригинала. В ней чувствуется больше свободы, больше нюансов, связанных с цветом, — считает собеседник. — 1923—1924 годы были для Шагала очень продуктивными, произошел творческий взлет, и работы того времени у него очень сильные.
Но сказать, какая «Над городом» интереснее, очень сложно. Здесь, конечно, можно спорить, однако лично мне больше нравится именно первый вариант.
После новости о продаже работ художника в прессе опять начали задаваться вопросом: есть ли возможность купить живопись Шагала для музея в Витебске? По мнению директора музея Ирины Вороновой, сделать это очень проблематично: во-первых, у города нет свободных денег, а во-вторых, творчество Шагала считается во Франции национальным достоянием, и на продажу его работ могут наложить вето, как это было во время попытки одного из белорусских банков купить шагаловскую керамику.
— Тогда как увидеть живопись Шагала в крупных белорусских музеях? На ваш взгляд, реально ли договориться, к примеру, с Третьяковкой на отдельную выставку работ художника? А может, есть белорусские коллекционеры, которые готовы приобрести его живопись? — спрашиваю у собеседника.
— Договориться с Третьяковкой о такой выставке, возможно, было бы реально к какой-нибудь дате, связанной с Шагалом. А что касается наших коллекционеров, то, скажем прямо, на картины Шагала у них денег нет. Государство, на мой взгляд, могло бы купить его картину. И совершенно необязательно покупать именно эту работу.
Есть много других картин Шагала, которые стоят значительно дешевле. В данном случае речь все-таки идет о большой, знаковой картине, поэтому она такая дорогая.
Грустно, что в наших крупных национальных музеях (кроме галереи «Арт-Беларусь».— Прим. Onlíner) нет ни одной живописной работы Марка Шагала, притом что на аукционах они далеко не редкость. Кроме того, торги проходят не только во Франции, где творчество Шагала считается национальным достоянием, но и в Бельгии, Швейцарии. В этих странах к нему так не относятся, и какую-нибудь работу все-таки можно было бы приобрести.
Шесть работ художника есть в корпоративной коллекции «Белгазпромбанка» — в галерее «Арт-Беларусь», графика экспонируется в музее Шагала в Витебске. Ближайший музей, в котором широко представлен Шагал, — это, как уже писалось выше, Третьяковская галерея в Москве.
— Кроме того, две работы Шагала есть в Псковском музее-заповеднике, причем они были куплены напрямую у художника еще в 1920-х годах. Если будете в Пскове, рекомендую посетить этот музей, — рассказывает Юрий. — Еще шесть картин есть в Русском музее в Санкт-Петербурге. Но чтобы составить определенное впечатление о Шагале, стоит посетить Третьяковку.
Ну а если кто-то окажется в Париже, нужно идти в Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду. Там собраны одни из лучших работ Шагала, датированные как раз таки 1920-ми годами. Это, в частности, портрет «Белла в белом воротничке». Как бы грустно ни прозвучало, но, на мой взгляд, это пик, которого он достиг к 40 годам. Все-таки в 1920—1930-х это был художник, который заслуживал звания гения. Хотя в то время он еще не был признан так, как позже.
В коллекцию центра Помпиду входит 59 картин мастера. Кроме того, прямо сейчас в музее проходит большая ретроспективная выставка, посвященная послевоенному творчеству Шагала, работе над росписью плафона Парижской оперы и созданию подготовительных рисунков к балету «Жар-птица» Игоря Стравинского. Как выглядит экспозиция, смотрите на снимках нашего фотокорреспондента:
В эти дни в центре выставлены 127 рисунков, 7 скульптур и 5 керамических работ. Продлится она до 26 февраля.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by