«Сигаретка есть? А если найду?» — эти вопросы, раздавшиеся посреди темной улицы поздно вечером, могут поставить в тупик даже самого красноречивого и стрессоустойчивого человека. В продолжении цикла о гопниках мы решили пообщаться с экспертами из разных сфер — психологом-медиатором, обладателем черного пояса по каратэ, тренером по НЛП и ChatGPT — о том, как разговаривать с конфликтными людьми, желающими спровоцировать собеседника на драку. И это не обязательно должен быть колоритный молодой человек, застрявший в девяностых и растянутых «абибасах». Хулиган, быдло, шпана, школьный забияка — называйте как угодно, но суть остается прежней: как завершить неприятную беседу, не утратив собственного достоинства и здоровья?
Читать на Onlíner— Для начала давайте ответим на вопрос: кто такие гопники? — рассуждает Юлия Петрович, психолог и медиатор. — Уличные грабители или хулиганы — люди из разных социальных слоев и разного возраста. Их главная цель не нажива, это вторично. Они хотят получить чувство превосходства над вами, унизив и оскорбив. Наша задача — не позволить им этого сделать, не дать повода. Так называемые гопники травят только тех, кто слабее. Они самоутверждаются за их счет. К лидерам или просто уверенным людям хулиганы не подходят, потому что знают, что получат отпор, а им это неинтересно.
Гопники — это та молодежь, которую в школе называют трудными подростками. Это дети из неблагополучных семей, не получившие достойного воспитания, любви, внимания и признания. А для любого человека это очень важно. У нас есть психологическая потребность внутри, и мы будем реализовывать, удовлетворять ее любыми способами. А каким способом получить внимание легче всего? Добрым поступком — вряд ли. Ведь не все обратят на него внимание, кто-то воспримет что-то хорошее как должное. С плохим же поступком это сработает наверняка.
Я с пониманием и сочувствием отношусь к трудным подросткам: отработала психологом в школе более восьми лет. У них тяжелая судьба, свои чувства, психотравмы. И когда они в беседе со мной раскрывались и становилось понятно, что за плохими поступками стоит, мне всегда было очень жалко их, хотелось чем-то помочь.
— Самое главное в защите от гопников — стараться избегать контакта с ними. Если вы знаете, что в том парке поздно вечером сидят нехорошие компании, ну обойдите его стороной, сделайте крюк, обезопасьте себя.
Идет толпа навстречу — сверните в другую сторону, туда, где людно. Не оборачивайтесь на голоса, просто идите мимо, даже если они будут вас звать. Не вступайте с ними ни в какие диалоги. Но если такое вдруг случится, не показываете свой страх, выглядите уверенно.
Старайтесь принять уверенную позу. Глядя в глаза человеку, улыбайтесь: как ни странно, улыбка обезоруживает хулиганов. Они часто не понимают: «Чего он вообще лыбится?» Гопники работают по одному сценарию. Если выбить их из этого сценария, поставить в тупик, они теряются, потому что не знают, как в такие моменты реагировать. Главное — вообще не вступать с ними в диалог, не отвечать на вопросы. Они ищут повод вас обидеть, оскорбить. Если мы начнем с ними беседу и захотим ее вскоре закончить, они могут сказать: «А ты что, не хочешь со мной общаться? Ты меня не уважаешь?» Это уже повод придираться дальше.
Поэтому нужно говорить им: «Я тебя не знаю. Кто ты такой?» Голос при этом должен быть твердый, не дрожащий. Если они задают вопросы, можно в ответ спросить у них, с какой целью они интересуются. Показать, что ты знаешь свои права. Лучше не произносить фразу «Почему ты спрашиваешь?», потому что слово «спрашиваешь» в их среде значит спрашивать что-то и с кого-то — это сленг из криминального мира.
При этом гопники не живут по воровским законам, у них свой свод правил, которым они стараются следовать, — таких неписаных законов, которые известны только им. «Вершить беспредел» — это нарушение правил.
Поэтому можно так и спросить: «Ты что, хочешь наехать на меня по беспределу?» Нет, по беспределу они не наедут. Но нужно быть аккуратным с фразами, чтобы не спровоцировать. Не говорить: мол, а какое твое дело; кто ты такой, чтобы я тебе отвечал. Если вы сами начинаете проявлять агрессию, драки не миновать. Не надо выполнять никаких просьб: в их понимании в таком случае они вас подчинили. Часто слышу фразу (особенно среди мужчин) «А что с ними вообще разговаривать?». Но дракой можно нажить проблем себе — даже если вы мастер спорта по единоборствам.
Еще один способ поломать сценарии гопников — сделать или сказать что-то неадекватное: громко и страшно засмеяться, закричать гортанным криком. Компания подумает: какая-то сумасшедшая, лучше обойти ее. Иметь дела с психопатами никто не хочет. Но нужна фантазия, и важно не растеряться, потому что часто гопники подходят неожиданно.
Но бывает обратная ситуация — гопник-психопат. Маловероятно, что такой человек встретится на улице, потому что он, скорее всего, будет наблюдаться в спецдиспансере. С ним вряд ли помогут какие-либо разговоры — стоит либо бежать, либо отмахиваться.
— Медиация — это не карательная работа с чувствами и заглаживанием своей вины. Важно, чтобы обидчик осознал свою вину. Мы, как специалисты, с этим самым осознанием и работаем.
Приведу пример: мальчик-старшеклассник — неформальный лидер из очень неблагополучной семьи. Учителя поставили на него клеймо «хулиган» с первого класса. Что ему оставалось? Подтверждать это. И вот у него сформировалась своя компания, которая затравила другого ребенка почти до суицида. Когда мы пошли в медиацию, стали разбирать чувства, выяснилось, что сам обидчик в детстве тоже проходил через все эти травмы и обиды. Я очень стрессоустойчивый человек, но та история меня растрогала: у него было очень тяжелое детство и судьба. «Жертва» слушала его и плакала. Они поняли свои чувства и простили друг друга. Но все это должно быть добровольно с двух сторон, иначе ничего не получится. Была и другая ситуация: учителя силой привели мальчика-обидчика. Он был закрыт, не шел на контакт и в течение всей процедуры рисовал ножи. В итоге он просто встал и демонстративно вышел из кабинета.
— Начну с того, что я бы рекомендовал избегать каких-либо конфликтов, — советует Олег Кучмасов, председатель спортивного клуба «Эверест». — Если он неизбежен и видно, что все идет к рукоприкладству, первое правило — держать дистанцию. Обидчик приближается — сделай шаг назад, это поможет охладить его пыл. Человек будет понимать: ты не конфликтуешь, а стараешься его успокоить.
Второе — нужно постараться поставить обидчика на место с помощью красноречия и своих интеллектуальных способностей. Предупредить, что ты являешься профессиональным спортсменом. В одном из интервью Хабиб Нурмагомедов (непобежденный российский боец смешанных единоборств. — Прим. Onlíner) приводил пример: как-то раз он сказал хулигану, что является спортсменом MMA, и конфликт сразу был исчерпан.
Еще один вариант — предложить человеку помериться силой не на улице, а в армрестлинге, например. Не сработало? Следующий аргумент — рассказать человеку про последствия, если он нарушит закон. На некоторых это действует убедительно.
— Проведу параллель со школой. Бич современного поколения — это буллинг и троллинг среди детей. Забияки — назовем их так — выбирают себе жертву, которая не уверена в себе. Дети, которые занимаются спортом (например, единоборствами), априори не станут жертвой ни в школе, ни во взрослой жизни. Они уверенны и сильны не только физически, но и внешне, эмоционально. Всем своим видом спортсмен показывает, что связываться с ним не стоит и зачинщика конфликта ждут последствия. С моей точки зрения, навыками самообороны и умением постоять за себя должны обладать не только мужчины, но и женщины. Это и психологическая подготовка, и умение быстро принимать решения в неудобной позиции, в неудобной одежде против нескольких соперников. Для того, чтобы научиться самообороне, я бы порекомендовал найти хороший спортивный клуб. Самое главное — подобрать грамотного тренера, который будет учить не только сильно бить, но еще и думать.
Я, как тренер, говорю своим ученикам: применять силу вне зала — это табу. И рассказываю, как важно грамотно использовать те спортивные навыки, которые они получают на тренировках. Ведь нужно думать еще и о законе, потому что есть такое понятие, как превышение пределов и мер необходимой самообороны. Человек, может, не хотел наносить травму, несовместимую с жизнью, но думать уже поздно.
— В зале отработка боевых приемов спортсменами не приведет к травматизму. Но для человека без подготовки они могут быть опасны. Я всегда доношу до учеников: единоборства — это оружие, его можно применять только в двух случаях. Первое — тебе лично угрожает смертельная опасность и ты не можешь убежать. Либо ты станешь жертвой, либо твой обидчик.
Второй момент, когда можно применять свои спортивные навыки, — ты защищаешь более слабого человека, который не может сам дать отпор. Во всех остальных ситуациях опять же нужно стараться избегать конфликта.
Скажу банально: многие сильные бойцы, когда есть возможность убежать, делают это. Во-первых, они сохраняют здоровье себе, потому что любая драка, любой конфликт — это травмоопасно. Во-вторых, они сохраняют здоровье нападающим и избегают проблем с законом. Есть такая поговорка: несостоявшейся поединок — это выигранный поединок. Это философское изречение, но с глубоким подтекстом. Изначально ты, как мастер, делаешь все возможное, чтобы поединок не начался. Таким образом ты побеждаешь без боя.
Не стыдно ли убежать? Возможно, это выглядит как проявление слабости. Но я считаю, что слабость в этом видят только недалекие люди, как раз те, о которых мы сейчас говорим. Элементарная ситуация: ты возвращаешься поздно вечером домой, и к тебе подходит компания подвыпивших, мягко говоря, ребят. Начинается словесная перепалка. Ты, как боец, просчитываешь их координацию, количество людей… И тут один из них выхватывает нож. На мой взгляд, это глупо — уповать на свою скорость и технику. Одно неверное движение — и нож торчит в мягких тканях. Лучше развернуться и показать свои легкоатлетические способности.
— Первое, что полезно сделать с любым человеком, — это войти с ним в раппорт или отзеркалить его, — считает Олег Светослав Яготинцев, тренер по НЛП. — Повторение действий, поведения, ритма, темпа и тембра голоса вызывает подсознательное доверие. Это дает сигнал «Я такой же, как ты, а ты такой же, как я» и помогает снизить агрессию. Таким образом вы можете перенять пальму первенства и уже вести за собой того хулигана, который хотел вам навредить. Что делать, если условных гопников несколько? Выделить лидера и действовать тем же способом.
Еще один важный критерий подстройки — это позитивность, экспрессивность, серьезность. Человек с серьезным выражением уточняет: «Сколько денег на кармане?» Отвечаем: «А у тебя?» — и он тем самым утрачивает серьезность.
Иронически спрашивает: «Ха, кто тут у нас?» Отвечаем в том же стиле: «А здесь у нас кто?»
У всех у нас есть и более высокий логический уровень — ЦВУ — система ценностей, верований, убеждений. Это то, что определяет нашу мотивацию. Можно попробовать сделать вид, что вы разделяете ценности человека: «О, я тоже уважаю грубую силу и стремление побить людей!»; «У тебя Adidas? У меня такие же дома!». Это нестандартное поведение, но оно, скорее всего, понравится лидеру, ведь вы увидели его поведение и дали ему позитивную оценку.
Следующий прием — разрыв шаблона. Хулиган ждет определенной реакции: впадения в ступор, побега или драки. А что, если вы начнете разговаривать с человеком на несуществующем языке? Можно ввести в легкий транс еще более простым способом. У мужчин есть рефлекс — пожимание руки. Можно протянуть собеседнику руку и сразу же ее отдернуть, произнеся «Очень приятно познакомиться!». Оппонент впадет в небольшой ступор.
Можно использовать любые нестандартные действия. Например, он спрашивает: «Прикурить не найдется?» А вы в ответ говорите что-то неожиданное: «А курточку тебе не отдать?»
Еще одно оружие — взгляд. Отведите голову в сторону, при этом приподняв ее, наполните глаза сумасшествием. Другая техника — во время разговора смотреть собеседнику в область чуть выше бровей — третий глаз или шестую чакру — с небольшим прищуром. У человека появляется ощущение, мол, вы знаете что-то такое, чем скоро воспользуетесь против него.
Если рассматривать ситуацию с точки зрения треугольника Карпмана, то у нас есть преследователь-агрессор, жертва и спасатель. Сыграешь при встрече с гопником роль жертвы — итог понятен, тирана — будет драка. А что, если стать спасателем или помощником? «Дорогой, ты хочешь кого-то побить? Чем тебе помочь?» Взрыв мозга!
Есть еще практика бутерброда. Иначе говоря, вы даете человеку три позитивных подкрепления. Говорите, что он хорош в том, том и том. Затем произносите, что, на ваш взгляд, нужно улучшить. И в итоге даете обратную связь, что в целом он молодец. Такую практику здорово использовать с детьми: «Ты хорошо убираешь свои носки, ты классно смотришь мультики, ты лучший в онлайн-игре — было бы здорово, если бы ты еще и учился на десятки. Но в целом ты идеальный сын».
С точки зрения соционики, которая является мощным инструментом по профориентации, созданию и выбору идеальной пары, у человека сильно выделяется или этика (стремление к коммуникации), или логика (возможность фактически обосновывать и анализировать). Соответственно, нет смысла ставить человека-«логика» на контакты с клиентами, а «этику» заставлять писать годовые отчеты. Поэтому, если вы видите, что ваш оппонент «логик», можете использовать против него «этику», то есть выражать в его сторону (возможно, скрыто, не напрямую) эмоции, свое отношение. Тем самым вы ударите по слабым функциям человека, и он, скорее всего, отвянет. И наоборот, если человек больше про чувства и эмоции, вы можете пинать его по структуре, системности, анализу. Он истощится и будет максимально уменьшать какие-либо контакты с вами.
Стоит заранее потренировать свое поведение при встрече с нежелательными личностями. Ведь ступор появляется из-за того, что мы попадаем в ситуацию, в которой ранее не были. У нас в голове нет архива, как поступить в данный момент. Поэтому нам нужно заранее подготовить альтернативу. Запишите на диктофон несколько вариантов своего голоса. Попробуйте разные вариации и отправьте их знакомым. Пускай они опишут: какой человек на этой записи? Какими качествами на уровне звука, речи он обладает? Обычно при более низком темпе и тембре (так обычно разговаривают руководители) выше шанс, что к вам прислушаются и подумают, стоит ли с вами связываться.
Очень интересным образом влияют на нас лингвистика и звучание. Шипящие, свистящие используются во внушениях а-ля колдовство, они вызывают тревогу. Можно поэкспериментировать и заготовить несколько таких фраз, но главное — заучить их и потренироваться.
— Помимо голоса, есть и другие способы внушить человеку, чтобы он вас не трогал. Допустим, у вас спрашивают: «Сигарета есть?» А вы отвечаете: «Пока ты стоишь и спрашиваешь, я пойду». Это косвенное внушение. Мы говорим ему, что он стоит и что он спрашивает. Он в моменте это проверяет и утверждается. А далее звучит ваше внушение: «Я пойду».
Есть еще один способ внушить что-то через лингвистику. Вы ставите человека перед выбором без выбора: «Вам удобнее договор почитать перед подписанием или подпишем его сразу?»; «Вы уже начали расслабляться или это расслабление только сейчас приходит?». Это своеобразный гипноз: если встроить действие в уже существующее действие, человек с большей вероятностью запомнит его и сделает.
К слову, конфликт усиливается, если отвечать антитезисом, оспаривать правоту собеседника. Лучше со всем соглашаться — примерно так: «Ты м***к». — «Да, возможно, я не совершенен. При этом вам бревно в глазу сильно жмет?»
Но важнее то, как человек держится, чем то, как он говорит. Для этого используются тон и осанка, демонстрация уверенного поведения. Для этого можно представить, что собеседник голый, в смешной одежде, говорит тонким детским голосом — ваш уровень стресса сразу упадет.
— Бот, ты с какого района?
ChatGPT: Как бот, я не могу находиться в каком-либо районе, так как я являюсь программой, которая работает на серверах. Я могу предоставить информацию и помощь в решении задач и ответах на вопросы в моей компетенции, независимо от вашего местоположения.
— Как правильно разговаривать с гопниками и как себя с ними вести?
ChatGPT: Общение с гопниками может быть сложным и непредсказуемым, поэтому лучше избегать таких ситуаций или быть готовым к ним. Если вы не можете избежать общения с гопниками, важно себя контролировать и не демонстрировать страх или агрессию. Вот несколько советов, как правильно разговаривать с гопниками:
Важно помнить, что общение с гопниками может быть опасным, поэтому лучше избегать таких ситуаций, если это возможно.
— А что говорить, если попросят сигаретку?
ChatGPT: Если гопник просит у вас сигаретку, лучше сказать, что у вас нет с собой сигарет. Если у вас действительно есть сигареты, но вы не хотите давать их гопнику, лучше просто сказать «нет» и уйти с места. Не стоит начинать дискуссию или спорить с гопником, так как это может привести к конфликту. Важно помнить, что ваша безопасность — это главное, поэтому лучше избегать любых конфликтных ситуаций.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by