Американский художник Грант Вуд за свою жизнь создал немало любопытных картин, но лишь одна — «Американская готика» — принесла ему хоть и посмертную, но мировую известность. Ее называют самым популярным изображением фермеров на планете, по узнаваемости сравнивают с Моной Лизой и активно используют в качестве источника мемов и пародий. Чем же так интересна «Американская готика», какие символы спрятаны в ней автором — об этом и не только поговорим сегодня подробнее.
Читать на OnlínerЕсли коротко и без пафоса, Вуд — крайне необычный американский художник, который всю жизнь был привязан к своему родному штату Айова. Он яркий пример домоседства и регионального патриотизма, отчетливо проявившегося в творчестве. На своих полотнах Вуд часто изображал обычную жизнь местных фермеров, а однажды даже заявил: «Все хорошие идеи, которые у меня когда-либо возникали, приходили ко мне, когда я доил корову». Как будто другой жизни ему было и не надо. Лукавил? Кто знает. Но он сам создал и транслировал образ, который активно подхватила и тиражировала публика.
При этом он получил неплохое образование в школе Чикагского института искусств, четырежды посещал Европу, изучая различные направления живописи, преподавал, мог переехать в более крупные города, однако его все равно тянуло домой — в Айову. Но это еще не все — вот парочка других удивительных фактов из его жизни:
Эта очень реалистичная и детализированная работа написана в 1930 году и напоминает семейный фотопортрет. На ней изображены угрюмый фермер и его дочка, стоящие на фоне своего белого дома. Лица как женщины, так и мужчины достаточно непривлекательны и даже проявляют враждебность. Это ощущение еще больше усиливают вилы, которые лысоватый фермер сильно сжимает правой рукой, будто показывая готовность к защите от непрошенных гостей.
С одной стороны, в образах прочитывается консервативная закрытость, которая была присуща людям Среднего Запада, возможно, даже религиозность. По крайней мере историк искусств и музейный куратор Барбара Хаскелл уверена, что перед нами люди очень верующие. А с другой стороны, как считают некоторые критики, это может быть сатира на жизнь маленького провинциального городка, в которой автор показал несовременных, застывших в прошлом крестьян.
Он спрятан чуть ли не в каждой детали картины. Начнем с дома. Эту белую постройку Вуд заметил в 1930 году во время поездки в городок Элдон. Дом так понравился художнику, что он уговорил хозяев разрешить ему сделать набросок масляной краской.
Изюминка строения в том, что оно возведено в популярном в то время в США стиле плотницкой готики. Такие белые панельные дома с заостренными окнами, напоминавшими архитектуру Средневековья, были крайне распространены в Америке, и в той же Айове их можно увидеть по сей день.
Что любопытно, вертикальные линии, характерные для готической архитектуры, Вуд использовал не только при изображении дома, но и в написании вил и швов на комбинезоне мужчины. Присмотритесь, они полностью дублируют друг друга.
После наброска художник решил изобразить людей, которые, согласно его задумке, должны жить в таком доме. Однако моделями выступили не настоящие жильцы, а его родная сестра, художница Нэн Вуд Грэм, и семейный стоматолог Байрон Маккиби. Эта пара олицетворяла дочь и отца, но никак не мужа и жену, что можно встретить в некоторых источниках. Нэн, к слову, отставила воспоминания о том, как позировала брату:
«Это было действительно трудно, потому что Грант постоянно шутил. Мы оба начинали хохотать, после чего приходилось начинать все сначала. Было сложно превратиться из сестры Гранта Вуда, шутившей с ним в студии, в дочь фермера, стоящую перед домом. Когда я позировала и теряла концентрацию, Грант всегда возвращал меня к работе, умоляя: „Ну же, Нэн. Я пытаюсь изобразить твое лицо, и мне действительно нужно, чтобы ты выглядела угрюмой“. Поэтому я выглядела угрюмой, насколько могла. И вот он нарисовал меня…»
Некоторые исследователи, отталкиваясь от мрачного настроения, называют «Американскую готику» траурным портретом. И одно из самых необычных прочтений картины предложил культуролог Келли Гровьер, увидев в героях римских богов подземного царства. Мужчина с вилами — это якобы Плутон, хранитель врат ада, а грустная женщина — Прозерпина. Согласно легенде, ее похитил влюбленный Плутон, унеся с собой в царство мертвых. По мнению Гровьера, образ Прозерпины считывается благодаря двум деталям:
Перейдем к самому гардеробу. Чтобы подчеркнуть консервативность персонажей, Вуд решил изобразить сестру в старомодной одежде. Для этого художник попросил ее пошить себе фартук и покрыть его кружевами. Увы, но необходимые узоры в магазинах найти не удалось, поэтому Нэн использовала детали, содранные со старых платьев матери.
Честно говоря, так себе. С этой работой Вуд решил поучаствовать в конкурсе, организованном Художественным институтом Чикаго. Один из членов жюри, как пишет в своей книге исследователь Стивен Билл, назвал работу Вуда «комической валентинкой», но смотритель музея все-таки убедил приобрести эту картину. В итоге художник занял на конкурсе третье место и получил вознаграждение в размере $300.
Со временем репродукции «Американской готики» начали активно появляться в различных газетах США, однако после публикации в Айове разразился настоящий скандал.
Жители штата были в ярости от того, что художник показал фермеров мрачными религиозными фанатиками. По словам самого художника, одна женщина была так разгневана, что собиралась размозжить ему голову. Вуд отбивался от нападок и говорил, что ни в коем случае не пытался создать карикатуру, а наоборот, таким образом выразил этой работой чувство признательности своему народу. За мастера заступились интеллектуалы, увидевшие в портрете сарказм на деревенский уклад жизни сельской Америки.
Но в начале 1930-х в США началась Великая депрессия. Промышленность огромной страны откатилась на 20 лет назад, уровень безработицы вырос до 25%, большое количество банков обанкротилось…
И в такое непростое время на работу Вуда взглянули с идеологической точки зрения совершенно по-новому, увидев в ней несгибаемого работящего фермера, которому нипочем любые невзгоды.
Ее активно воспринимают как источник пародий и различных мемов. Первым в 1950-х картину спародировал американский фотограф Гордон Паркс. На его работе можно увидеть, как на фоне американского флага темнокожая уборщица держит метлу. Как позже рассказывал Паркс, на такой провокационный сюжет его вдохновили расистские выходки, с которыми он сталкивался в ресторанах.
В 1960 году Playboy изобразил на своих страницах пару без рубашек и нарвался на судебный иск от сестры художника. В дальнейшем к пародиям нередко прибегали в кино. Вот вам, к примеру, обложка фильма ужасов «Американская готика», вышедшего в США в 1988 году:
Ну а с появлением интернета пародии стали совершенно разными и крайне необычными. И кажется, фантазию интернет-пользователей не остановить. Вот фермер с джедайским мечом:
Стилизация под героев фильма «Алиса в стране чудес» Тима Бертона:
Герои Вуда предстали и в образе любителей фастфуда:
Ну и не будем забывать про социальные сети. С хештегом #americangothic сейчас выложено более 103 тыс. публикаций. Вот некоторые из них:
«Американская готика» представлена в постоянной экспозиции Чикагского института искусств. Ее крайне редко экспонируют в других галереях, а в Европе впервые выставили лишь в 2016 году.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by