Если планируете посмотреть, как выглядит зависший интеллектуал, спросите у него, что такое интеллект. Ладно, некоторые бойко продекламируют вам всякие формулировки (все — разные), но самые честные спешно уйдут на ребут. Интеллект, ум, IQ, память, сообразительность, эрудиция — все это сбилось в комковатую кашу, которую не больно-то разберешь на ингредиенты. Но пытаться надо! Вместе с МТС в тематическом цикле мы продолжаем препарировать собственный мозг. Сегодня выясним, как эффективнее всего поглупеть и что съесть, чтобы срочно (но ненадолго) поумнеть.
Читать на OnlínerЧеловечество, используя свой интеллект, научилось измерять что угодно. Хуже всего пока получается с измерением самого интеллекта — но очень хочется. Едва ли не каждый из нас пытался пройти хотя бы один из разнообразных IQ-тестов.
Для начала просим тех, кто делал это, вспомнить результат (либо пройти тест заново — например, здесь).
В данном случае считается, что показатель до 70 свидетельствует об умственной отсталости, а выше 140 — о гениальности. При этом большинство землян имеют по этой шкале IQ в пределах 100—120.
Впервые измерять мыслительные способности попытались в начале XX века. Исследователи старались нивелировать погрешности, связанные с особенностями личности (возраст, тип мышления, эрудиция, эмоциональное состояние) и численно выразить интеллект.
Наиболее популярным (но не обязательно самым совершенным) стал тест немца Ганса Айзенка, разработанный в сороковые годы XX века. На пике моды некоторые компании даже вводили тестирование на IQ при найме.
Фундаментальных исследователей при этом волновали два главных вопроса:
По первой части рассматривали и расовую теорию, и влияние социальной среды, и пол, и другие не менее неполиткорректные факторы. Например, зависимость от расы действительно создавала серьезные флуктуации, но четко заявить об этих зависимостях не дали социокультурные и другие факторы. По второму вопросу закономерности тоже трещали по швам. Люди с низким IQ оказывались богаты и счастливы, и наоборот.
Вообще, претензий к таким методикам возникало и возникает немало. Интеллектуалы один за другим приходили к выводу, что понятие «интеллект» слишком сложно для них, не поддается нормальному определению и его невозможно корректно измерить. Это все равно что измерять расстояние в джоулях.
Сегодня многие рассматривают IQ-тесты в качестве развлечения и разминки для мозга.
Книга Гиннесса считает, что самый высокий IQ на Земле у американской писательницы Мэрилин вос Савант. По разным методикам, у нее этот показатель варьируется от 167 до 230.
Таблоиды любят составлять рейтинги самых интеллектуально развитых знаменитостей. И по части IQ там лидирует Роуэн Аткинсон с зашкаливающей гениальностью в 178 баллов.
У Натали Портман — 140.
У Арнольда Шварценеггера — 135.
На самом деле, эти показатели сопоставлять нельзя: по каким методикам считали коэффициенты интеллекта, неизвестно, шкалы всюду разные. Например, по Айзенку максимум — 160.
Леонид Климович — легенда и вот это вот все. Знаменитый игрок старорежимного «Что? Где? Когда?», которое смотрели всем Советским Союзом, живет теперь в Гомеле. Помимо прочих дел, тренирует детей в клубе интеллектуальных игр «Белая рысь».
Нас Климович интересует сейчас как человек, который знает все об интеллекте. Ну если не знает он, то кто тогда?..
— Понятия «IQ», «интеллект», «ум» сегодня превратились в ничего не значащие заклинания. Как говорила моя мама, лучше среднее соображение, чем высшее образование. То, что образование ума не дает, — это уже общее место. Оно дает набор навыков и информации. Интеллект — тоже спорное и многозначное понятие…
— Ладно, нужна формулировка, чтобы мы понимали, что вообще происходит. Интеллект лично для вас — это что?
— Ой… Я не знаю. Могу посмотреть в интернете… Я педагог-практик. У меня есть красивая программа, там есть занятие для ознакомления с «айкью». Но с детьми я занимаюсь чисто практическими вещами, стараюсь, чтобы они знали побольше — а они сейчас знают прискорбно мало.
Смешная вещь: мы, листая книжки и доставая какие-то журналы, знали о мире больше, чем дети, которые любой факт могут получить по щелчку. Не знают элементарнейших вещей…
— Да тут-то понятно: незачем запоминать, если рядом интернет.
— Вот я занимаюсь тем, что вытаскиваю их из телефона, чтобы немножко представляли мир, знали вещи, которые должен знать приличный человек.
В общем, интеллект могу определить так: способность из незнания сделать знание.
— Непонятно.
— У нас в клубе «Белая рысь» придуманы три заповеди. Первая — «Нам не нужны умные, нужны сообразительные». В чем разница между умом и сообразительностью? Представьте дверь: заперта, надо открыть. К ней подходят, допустим, гений из клуба знатоков и нормальный человек. Знаток начинает долго рассказывать, какие бывают замки и двери, как работают медвежатники, попутно дает рекламу дверной фирмы… Это — умный человек, он много знает. А обычный человек поднимает коврик, берет ключ и открывает. Вот разница между умом и сообразительностью. С одной стороны — шкаф с энциклопедиями, с другой — умение пользоваться минимальными знаниями. Наверное, интеллект ближе к сообразительности.
— Если я правильно понимаю, вам приходится общаться с молодежью, интеллект которой, скажем, выше среднего. Ну, раз у вас интеллектуальные игры…
— Не совсем так. Я общаюсь с людьми, которым интересно играть в так называемые информационные игры. Местами интеллектом там и не пахнет, как и в шахматах. Просто есть память и набор стандартных действий.
Когда я попал в «Что? Где? Когда?» в восьмидесятые, главным качеством было не что-то знать, а уметь что-то придумать. У создателя ЧГК Ворошилова было два классических вопроса на отборочных турах: про лодку Робинзона и про коров у железной дороги. На них существует огромное количество ответов — все правильные, там главное — придумать красивую идею.
Задача про Робинзона такая: он построил лодку, надо как-то переместить ее в море. Вариантов я слышал, наверное, сотни. Например, набросать камней в море, чтобы вода поднялась. Или накормить коз горохом, чтобы использовать реактивную тягу…
Вопрос про коров такой: почему они любят пастись у железнодорожной насыпи? Версии — от «им лень нагибаться» до «там трава лучше из-за туалетов». Друзь, кстати, выдвинул теорию о том, что коровам нравится звук паровоза, потому что он гудит, как бык. Правильным считается вариант про то, что шпалы смазывали креозотом, который отгонял насекомых.
— Вам приходилось общаться с настоящими гениями? Как ощущения?
— Чаще приходилось общаться с людьми, которые считают себя гениями. Да, с ними тяжело. Это довольно распространенное явление, с такими звездами сталкивался любой учитель или тренер. Довольно страшный тип людей: они верят, что без тебя все знают, что сами этого добились. Суперумный ребенок может быть, скажем, очень сложным в человеческом отношении. Или совершенно пустым в сферах, которые его не интересуют. Или, наоборот, гениальным программистом, который при этом играет в рок-группе, организует игры и интересуется всем на свете.
Все же про гениев. Да, общался. И да, с умным человеком иногда сложнее иметь дело — если он сам себя считает умным. В то же время есть умнейшие люди, которые совсем не считают себя умными, — это все меняет. Есть старая шутка: «Какая разница между умным человеком и дураком? — Умный знает, что он дурак».
— Чисто механическая тренировка интеллекта как происходит? Это же по вашей части, хоть вы и не знаете, что это!
— Педагоги этим занимаются с незапамятных времен. Это школа, институт и так далее. У всех получается с разным успехом.
— Это долго и скучно.
— Существует ограниченное количество приемов, каждого можно научить их применять — именно для взятия вопросов «Что? Где? Когда?». Как и в шахматах, в борьбе — в чем угодно. Приемов на самом деле немного. Надо выучить, а дальше все упирается в командную игру и размеры памяти.
Нет, это не называется «научить думать» — именно применять приемы, алгоритмы. Думать научить нельзя. Если человек думает, он и так думает.
— Так как натренировать сообразительность?
— Странно будет сказать ребенку: «Давай сейчас тренировать сообразительность»… В команде это работает примерно так: главное — задать друг другу правильные вопросы, расчленить проблему на кусочки, поддающиеся ответу. Мы можем не знать чего-то в силу недостаточной эрудиции, но из шести незнаний рождается одно знание.
Опишу один из приемов на примере недавнего вопроса: «В конце прошлого года экологические активисты предлагали брать ее в аренду приблизительно на месяц, а потом возвращать. Назовите ее».
За что зацепиться? Брать в аренду можно что угодно. Почему на месяц? Не очень пока цепляется. Аренда — можно вернуть. Экологи — возможно, что-то живое или растительное. В конце года — ага, интересно. Что у нас в конце года? Новый год — все! Конечно елка. Главное — задавать друг другу правильные вопросы.
В команде это очень хорошо работает. Есть такая «должность» — «командный дурак». Это человек, который изображает, что ни черта не знает, но он задает вопросы, за которые можно вытащить что угодно.
Это труднее делать самому с собой, но, когда под рукой нет команды, тоже возможно для тренированного человека с хорошим багажом знаний.
Вообще, мозговые штурмы в компаниях — это, по сути, то, что я сейчас описал.
— Как известно, раньше люди читали, а теперь никто не умеет. Но это же важный способ развития, который мы почти забросили.
— Я филолог по образованию, и мне доводилось каждые полгода читать по здоровенной стопке литературы. И, мягко говоря, далеко не все там читалось с удовольствием, бреда хватало. Развило ли меня это? Скорее научило разбираться, что и как сделано, четко понимать, нравится или нет. Любая информация развивает — кроме лживой. Если «британские ученые» объявят, что Луна сделана из зеленого сыра, найдутся те, кто в это поверит: ну вот же, ученые сказали. Надо научиться фильтровать. Это нелегко, нужны опыт и свой взгляд на вещи. Гораздо проще быть тем товарищем, который поверит. Ему и жить легче, он меньше переживает из-за всякой ерунды.
— А если я как раз задумал интеллектуально деградировать, что надо делать?
— Алкоголь, кстати, не всегда помогает в этом деле, есть много примеров… Отупению способствует эмоциональное выгорание, когда человеку ничего больше не нужно, не интересно, ничего не светит. К такому может привести, например, отсутствие справедливой оценки. Серия стрессов — тоже безотказное средство. Но это скорее «сторонние» инструменты. Что можно предпринять самостоятельно? Первым делом — перестать воспринимать чужое мнение. Еще можно найти в интернете или в телевизоре некий интеллектуальный наркотик, принимая который, вы можете уже не думать, и замкнуться в нем.
— Что съесть, чтобы поумнеть?
— На самом деле, есть «продукты», активизирующие работу мозга. И знатоки активно практиковали разные средства, препараты, что-то там принимали. Что конкретно — зависит от физиологии. Кто-то пил очень сладкий чай, кто-то — кофе. У кого-то лежала бутылка водки — строго неоткрытая! В каждой избушке свои погремушки.
В 2002 году меня и Полину Смородинову поставили против Вассермана в «Своей игре», на кону были какие-то несметные деньги. И вся студия смеялась в паузах, потому что Вассерман жадно поедал шоколад, а я горстями глотал аскорбинки с глюкозой.
Тут уж кому что ближе, надо пробовать. Из «бытовых» средств — я еще лимоны ел, прямо с кожурой, помогает взбодрить мозг. Шоколад действительно работает, у нас на играх всегда лежат шоколадки. Минут через 15 начинает действовать. Ну и психотерапию никто не отменял.
Таким образом, если вам предстоит за ночь написать курсовую, которую вы месяцами саботировали, надо подпитать мозг — чем, вы должны выяснить сами, действуя разумно и осторожно, чтобы не навредить.
— Какой у вас IQ?
— Ни разу не проходил эти тесты. Да, я рассказываю детям о том, что они есть, в интернете полно. Вообще же, к вычислению и практическому значению IQ сейчас много вопросов, этим практически перестали заниматься. Читал, что у Шерон Стоун гигантский IQ — 154 единицы. При этом не думаю, что у мастера Юры, который на слух определяет неисправность в моторе, получится слишком высокий IQ. У него просто своя суперспособность. Это старая песня: можно окончить Оксфорд и всю жизнь оставаться офисным планктоном, а можно вылететь из колледжа и основать Microsoft.
· «Родная мова» — помогает совершенствовать знания белорусского языка
· Приложение Engster — изучение английского языка для пользователей любого уровня: видеоуроки, ситуативные диалоги и задания на повторение грамматики
· «Уроки польского» — поможет вам совершенствовать знания польского языка
· «Уроки русского» — сервис в игровой форме предлагает ответить на интересные вопросы, посвященные грамматике, лексике и фразеологии
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by