В прошлом году мы подробно рассказывали о необычных предметах искусства, которые находятся в белорусских музеях и которые можно беспрепятственно увидеть. В новом году мы решили расширить нашу географию и поговорить о мировых шедеврах, их символике и кодах, которые не заметны на первый взгляд, но крайне интересны. Начнем с одного из любимых мастеров режиссера Андрея Тарковского — нидерландского живописца Питера Брейгеля — старшего.
Читать на OnlínerНидерланды подарили миру не только любимые у нас сыры и огромное количество сортов тюльпанов, но также целую россыпь топовых художников. Это и фантастичный Иероним Босх, и Питер Рубенс, любивший изображать пышные женские формы, и Винсент Ван Гог со своими крайне необычными пейзажами и натюрмортами… Список можно продолжать, кажется, бесконечно, но сегодня остановимся на Питере Брейгеле — старшем — художнике, который так любил изображать на своих полотнах обычный народ, что даже получил соответствующее прозвище — Мужицкий. Насыщенной биографии художника не сохранилось, многие сведения лишь приблизительные, однако кое-что рассказать о нем можно.
Брейгель родился около 1530 года возле города Бреда, но долго там не пробыл и бо́льшую часть жизни (за исключением масштабного путешествия по Швейцарии, Франции и Италии) провел на территории современной Бельгии. В крупном торговом городе Антверпен он учился, писал и работал в печатной мастерской Иеронима Кока, а в Брюсселе вместе с супругой Марией (дочерью своего первого учителя) прожил свои последние годы. Мастера не стало в 1569-м — ему было около 40. Точная причина смерти неизвестна, но в то время продолжительность жизни была совершенно другой. Естественно, среди европейских жителей встречалось много пожилых людей, но в среднем, по подсчетам историков, в XVI веке могли проживать 35 лет.
Брейгель был прекрасно знаком с творчеством Иеронима Босха, чьи гравюры увидел в Антверпене. Он не только по-своему интерпретировал творчество предшественника, но и вкраплял некоторые заимствованные элементы в другие работы. Но это еще не все. В какой-то степени Брейгеля можно считать нонконформистом: в отличие от коллег, он никогда не писал обнаженную натуру и портреты на заказ — его влекла совершенно иная специфика.
Он любил изображать бытовые сцены из жизни обычного народа, причем делал это так скрупулезно, что на его полотнах четко видно, как люди катаются по замерзшим прудам на коньках (кстати, это и по сей день распространенная в Нидерландах забава), ловят рыбу, разводят костер и что едят на крестьянской свадьбе. Но, возможно, Брейгель и остался бы бытописцем, если бы так мастерски не совмещал видимое спокойствие со зловещими скрытыми смыслами.
К примеру, на картине «Притча о слепых» мы видим, как на фоне весьма спокойного деревенского пейзажа процессия из шести страшных прокаженных, держась друг за друга, падает в реку. Так Брейгель художественно интерпретировал библейскую притчу «Слепой ведет незрячего».
В ней Иисус Христос обращается к фарисеям и книжникам: «Они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму».
Картина насыщена какой-то фатальностью и даже иронией. У слабого человека здесь по факту нет выбора. Наивно положившись на другого, он, сам того не зная, в итоге выбирает падение в воду, хотя сам этого не видит и уверенно, как видим по замыкающим странную процессию, следует к обрыву.
У художника есть еще более зловещие сюжеты — например, работа «Избиение младенцев». Тут Брейгель вновь погрузился в Библию и интерпретировал сюжет о том, как жестокий царь Ирод, услышав от предсказателей о рождении в Вифлееме ребенка, который станет новым царем Иудеи, приказывает вырезать всех мальчиков в возрасте до 2 лет. Но мастер показал все совершенно иначе — на злобу дня.
Дело в том, что в годы жизни художника Нидерланды находились под господством Испании, и древний сюжет живописец перенес на заснеженную улочку нидерландской деревни, изобразив таким образом жесткое поведение оккупационных властей.
Есть у Брейгеля еще одна работа — «Нидерландские пословицы», — которая буквально напичкана смыслами, и о ней мы сегодня поговорим чуть подробнее.
На прилавках книжных магазинов до сих пор можно найти увесистые книги с афоризмами и крылатыми выражениями известных людей. Но популярной подобная литература стала не сейчас — такие сборники активно (наряду с народными мудростями) печатали на Западе во времена Брейгеля. К примеру, такую книгу, составленную из греческих и латинских высказываний, опубликовал гуманист Эразм Роттердамский, а Франсуа Рабле использовал большое количество пословиц для создания своего романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Брейгель, безусловно, знал о популярности таких фраз и решил проиллюстрировать часть из них на одном полотне, написанном в 1559 году. Причем выбирал он преимущественно те пословицы, которые касаются человеческой глупости, злости и дурости.
Перед нами предстает двор то ли в городе, то ли в деревне, наполненный людьми и животными. Чего здесь только нет: и мужчина, бегущий с горящей задницей, и человек, исповедующийся перед чертом, и монах, который крепит искусственную бороду епископу, и лиса, сидящая за столом. Все это может показаться каким-то диким абсурдом, если не знать, что за каждой сценкой стоит свое крылатое выражение. Их, по мнению исследователей, более 120. Разберем некоторые.
Одна из центральных сценок картины. Здесь мы видим, как молодая жена облачает пожилого супруга в синий плащ с капюшоном и готова куда-то выпроводить его. Казалось бы, ничего странного здесь нет, но в Нидерландах существовала пословица «Надевать синий плащ на мужа», что означало супружескую измену: дескать, с помощью этой одежды женщина скрывает свои любовные похождения на стороне.
Ставь по своим правилам с легальным игроком букмекерского рынка Беларуси. Забирай фрибет 30 рублей и 30 фриспинов в онлайн-казино Betera и выигрывай в новом году.
В правом верхнем углу полотна заметен мужчина, который пытается удержать в руках угря. Как известно, у этой рыбы очень скользкое тело с небольшим количеством чешуи, и удержать ее крайне проблематично. В Нидерландах пословица «Держать угря за хвост» означает браться за трудную задачу.
В самом верху картины расположен мужичок, собирающий лошадиный навоз. Тут можно, конечно, подумать, что перед нами фермер и что ему это нужно для огорода, но смысл совершенно другой. В Нидерландах бытовала пословица «Лошадиный помет не инжир». Значение ее следующее: внешность обманчива, не дайте себя одурачить.
Возле пруда можно увидеть монаха, который вешает на забор свое одеяние. Это изображение трактуется через пословицу «Перекинуть капюшон через изгородь», которая означает уйти из профессии либо закончить карьеру. В средневековом контексте она употреблялась в отношении монахов, покидавших монастырь. У нас, кстати, нередко встречается фразеологизм «Повесить бутсы на гвоздь», который означает, что футболист завершил профессиональную карьеру.
В пруду можно рассмотреть, как большущая рыба поглощает более мелкую. Это отсылка к пословице «Большая рыба ест малую». Трактовка следующая: сильный обогащается за счет слабого.
Под крышей одного из домов расположились целующаяся парочка и метла. Как пишут исследователи, здесь речь идет про выражение «Выйти замуж под метлой», означающее сожительство, жизнь вместе без вступления в официальный брак.
Нашлось свое место на картине и транжирам. У дома изображен мужчина в красном плаще, выбрасывающий монеты в реку. Пословица «Бросать деньги в воду» — почти полный аналог популярного у нас выражения «Бросать деньги на ветер», и означает она бесполезную трату на глупое или безрассудное мероприятие.
Присмотритесь: в окошке дальней башни заметно лицо человека, внимательно наблюдающего за полетом аиста. На этот счет в Нидерландах тоже есть пословица — «Наблюдать за аистом», — означающая пустое времяпрепровождение.
А теперь вновь переместимся в центр. Там легко различим монах, крепящий человеку, похожему на Иисуса, искусственную бороду. В Нидерландах есть характерная пословица — «Сделать льняную бороду для бога». У нее сразу несколько трактовок: пытаться кого-то одурачить, лицемерить либо ханжествовать.
На этой картине, как мы уже упоминали, можно заметить человека, который исповедуется у существа, напоминающего какого-то черта или дьявола. Это не что иное, как иллюстрация пословицы «Сходить на исповедь к дьяволу». Трактовка не такая уж и сложная: рассказать секреты своему врагу или тому, кому не стоит доверять.
Судя по некоторым персонажам, в Нидерландах в XVI веке уже активно рубились в азартные игры — к примеру, в карты. На этот счет даже есть пословица: «Безумцы получают лучшие карты». Значения такие: 1) глупые и неразумные люди окажутся правы независимо от того, правы они или нет; 2) удача всегда сопутствует глупцам.
Юмор в Средние века местами был весьма грубоват, что нередко отражалось и в фольклоре, и в искусстве. Если хорошенько рассмотреть «Нидерландские пословицы», можно найти сразу несколько сценок, в которых люди испражняются. За примером далеко ходить не надо: практически в центре картины Брейгель изобразил две задницы, нависшие над рекой. Оказывается, это художественная интерпретация пословицы «Гадить из одной дыры». Трактуется она так: быть неразлучными товарищами и помогать друг другу.
Увидеть конкретно эту работу Питера Брейгеля можно в Германии, в Берлинской картинной галерее. Работает она в будни с десяти утра до шести вечера, в выходные — с одиннадцати. Так что, если будет время и возможность, обязательно посетите. Ради таких картин стоит ходить по музеям.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by