Кажется, что единственная пора для разговоров о солнцезащитных очках (которые почему-то привыкли называть по-простому «солнечными») — это жаркое палящее лето. Именно здесь — главный подвох. Точнее, некий баг в менталитете белорусов. Потому что ультрафиолетовое излучение не берет отпуск в ноябре или январе, оно с нами круглый год, двадцать четыре на семь. И если не хочется рисковать хрусталиком, роговицей или сетчаткой, лучше отнестись к вопросу затемнения серьезно. Как именно — отвечает врач-офтальмолог Анна Зябкина. Продолжаем совместный спецпроект с медицинским центром «Кравира» и рубрику «Доктор, это точно?».
Читать на OnlínerЯ бы сказала, что на солнцезащитных очках «не рекомендовано» экономить. Мы не можем заставить человека, внушить ему: «Нельзя!», вырвать из рук дешевые очки (улыбается. — Прим. Onlíner). В конце концов, у каждого свой бюджет и возможности. На рынке лучше очки не покупать, хотя и там бывают ответственные продавцы, которые выставляют довольно неплохие экземпляры.
Слишком дешевые солнцезащитные очки плохо влияют на зрение. В принципе, за 45—50 рублей уже можно найти в магазинах оптики достойные модели, которые будут выполнять базовую функцию — защиту от ультрафиолета. Для этого на линзу наносят специальное покрытие, оно преломляет ультрафиолетовые лучи до 400 нанометров.
Но на дужках очков вы этой информации не найдете. Там будет модель, серия, название производителя и «странные цифры», которые никто не может понять: ширина линзы, размер мостика (переносицы) и длина заушника. Если возьмете фирменные солнцезащитные очки, то увидите еще и номер, который можно вбить в интернете и проверить, правда ли это очки, скажем, Gucci. Это называется «защита бренда». И еще изредка на заушнике выгравирована категория защиты от ультрафиолета — «cat 0», «cat 1», «cat 2», «cat 3» или «cat 4». Менее статусные производители просто вешают бумажный ярлык с такой информацией. На бюджетных очках вообще нигде ничего не будет указано. Тогда как проверить, что они защищают глаза от ультрафиолета? В каждом магазине оптики обязан стоять спектрометр. Это небольшая коробочка, подносишь туда очки — и прибор показывает, сколько нанометров преломляется.
Большинство солнцезащитных очков в массмаркете — обычный пластик. Но это не означает, что он вреден. В конце концов, мы же едим из пластиковых контейнеров и пьем из пластиковых бутылок — и ок.
Сколько должны стоить «правильные» солнцезащитные очки? От 45—50 рублей и до бесконечности (улыбается. — Прим. Onlíner). Если мы говорим о брендах, то цена может быть и около 1000 рублей, хотя, по сути, свойства линзы одинаковые. Разница лишь в условном «статусе» и качестве пластика, износостойкости. Если вы купите очки Tom Ford, Gucci или Armani, то вероятность, что они прослужат 5—8—10 лет и останутся в неизменном виде, намного больше, чем у очков за 45 рублей. Вот в чем разница.
Пластик вреден только в том случае, если это просто голый кусок материала, не подкрепленный ни одним покрытием. Получается, человек надевает то, что производитель назвал «солнцезащитными очками», выходит на улицу, а солнце беспрепятственно светит в глаза вредными излучениями, в том числе ультрафиолетом. Вот же они, очки, надеты, должны защищать, фильтровать, а там — ничего. Просто кусок голого пластика.
Солнцезащитными очками мы, уж простите за тавтологию, защищаем кожу век, конъюнктиву, роговицу и сетчатку от онкологии, а хрусталик — от катаракты. Самое неприятное — это меланома. Сегодня единственное доказанное средство профилактики рака кожи — солнцезащитный крем. Но намазать крем на глаза мы не можем (улыбается. — Прим. Onlíner). Поэтому единственное доказанное средство против онкологии для глаз — это, пожалуй, солнцезащитные очки. И я, конечно, не буду говорить о таком косметическом эффекте ультрафиолета, как старение кожи. Помутнение хрусталика, возрастная дегенерация сетчатки, меланома глаз, повреждение роговицы — все это может быть следствием того, что человек не носит солнцезащитные очки.
Именно поэтому желательно ходить в солнцезащитных очках не только летом, но и круглый год, в том числе зимой. К сожалению, менталитет белорусов не позволяет этого сделать. Природа позволяет, а менталитет — нет (улыбается. — Прим. Onlíner). Очки с категорией защиты «0» годятся для светлой пасмурной погоды, а с «4» — для гор или тропиков, где все прямо залито безжалостным солнцем. Поэтому даже в пасмурную погоду, если свет раздражает и хочется чуть зажмурить глаза, лучше надеть солнцезащитные очки. Между прочим, зимой ситуация может быть даже опаснее, чем летом. Отражение от белого снега для глаз хуже, чем солнечный свет. «Снежная слепота» у альпинистов встречается намного чаще, чем слепота у людей, живущих в тропиках.
Я бы посоветовала: прежде чем выходить из дома, смотрите на ультрафиолетовый индекс — сегодня гаджеты позволяют. Если он больше 3, то сразу надо брать с собой солнцезащитные очки, вне зависимости от поры года. Если меньше — полагайтесь на свои ощущения. Бывает, что УФ-индекс всего 1, но вы выходите — и прямо режет глаз, очень неприятно, светочувствительность повышена. Зачем терпеть только потому, что никто вокруг не надел очки?
Повышенная светочувствительность может быть связана с органической патологией — воспалением глаз, например. Но даже если мы возьмем несколько условно здоровых людей с хорошим зрением, то окажется, что реакция на свет разная. Это нормально, это индивидуальные особенности, связанные со слезной пленкой и сетчаткой. Почему, например, у альбиносов очень повышенная светочувствительность? Потому что у них нет защитного пигментного слоя в сетчатке, вот они и страдают.
Напоследок я предлагаю совсем уж не подвергать остракизму солнечные лучи. Они и пользу приносят тоже. Недостаток естественного света — одна из причин близорукости. Если человек слишком много времени проводит в помещении, а не на улице, это влияет на выработку в сетчатке особых веществ. Современные научные исследования подтверждают, что предотвратить прогрессирование близорукости можно, только изменив образ жизни. Видимый свет играет важную роль. Пока еще нет лампы, которая давала бы такое же количество люксов, как обычный естественный уличный свет.
Спецпроект подготовлен при поддержке ОДО «Медицинский центр „Кравира“», УНП 101477932, лицензия М-4797 №02040/4797 выдана Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 26.09.2007.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by