Спецпроект

Бывает ли послеродовая депрессия у мужчин? Спросили врача

20 870
04 октября 2022 в 10:00
Источник: Полина Лесовец. Фото: Анна Иванова, Максим Тарналицкий
Спецпроект

Бывает ли послеродовая депрессия у мужчин? Спросили врача

Источник: Полина Лесовец. Фото: Анна Иванова, Максим Тарналицкий

Наше общество так привычно к символическому (или фактическому) отсутствию отца в жизни ребенка, что порой это воспринимается как данность. Раньше любили шутить, мол, большинство детей в СССР выращены однополыми парами — мамой и бабушкой, а сейчас уже как-то не смешно. Такая же история и с послеродовой депрессией. Никто не отрицает всю тяжесть опыта, который проживает женщина в родах и после. Но как же мужчина? Ведь ему тоже приходится перекраивать идентичность: из роли «я партнер» — к «я отец». Порой это становится непростым испытанием для психики. О том, что происходит с мужчинами (и женщинами) после появления в семье младенца, рассказывает психотерапевт Татьяна Равлушевич. Совместный спецпроект с медицинским центром «Кравира» под рубрикой «Доктор, это точно?» продолжается. 


Давайте для начала разберемся, что такое в принципе послеродовая депрессия. Это расстройство настроения, которое случается из-за адаптации к роли матери (или отца). Еще один триггер — гормональные изменения, происходящие в организме во время беременности и родов. Они влияют на смену настроения. Послеродовая депрессия во многом похожа на «классическую» клиническую, но есть различия. Красной линией проходит ощущение своей несостоятельности как матери (я говорю «матери», хотя, как вы убедитесь позже, такие же состояния проживают и отцы). Кроме «классических» проявлений — ухудшенного настроения, потери аппетита, видения происходящего в темных тонах, плаксивости, иррационального предчувствия беды — здесь характерно ощущение, будто нечто плохое случится с ребенком. А еще — убежденность родителя в своей некомпетентности. Правильно ли кормит? На пользу ли малышу лечение? Так ли укладывает спать?.. У женщины формируется колоссальное чувство вины из-за постоянной тревоги и отсутствия материнского счастья, которое она якобы должна испытывать. Страх занимает место принятия, радости и ощущения «я уже мама».

Часто послеродовая депрессия проявляется на соматическом уровне: человек испытывает «фантомные» боли в теле, которые никак не подкрепляются диагностически, даже при самом тщательном обследовании. Накапливается усталость. Вроде бы ложишься спать, но утром, когда просыпаешься, не чувствуешь себя отдохнувшим. В итоге отношения с ребенком ухудшаются, ведь мама не счастлива, у нее чувство вины, она не то что не может справляться с младенцем, но даже сама принять душ порой не в силах. Это очевидный сигнал: нужно искать помощь.

Послеродовую депрессию важно отличать от «бэби-блюза» — состояния беспричинной грусти, которое обычно случается на третий день после родов или чуть позже, в первую неделю. Симптомы очень похожи: подавленное настроение, плаксивость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, чувство вины, пессимистическое отношение к настоящему и будущему, недовольство мужем и медицинским персоналом (если женщина еще в больнице). Но самое главное отличие — «бэби-блюз» исчезает к концу второй недели после родов. Это важно. Если симптомы длятся дольше и усугубляются, нужно задаться вопросом, не депрессия ли это. «Бэби-блюз» переживают 70% рожениц, кто-то — более ярко, кто-то — более смазанно.

Теперь самый главный вопрос: бывает ли послеродовая депрессия у мужчин? Да, бывает. Она, конечно, мало изучена. В Беларуси диагноз «послеродовая депрессия» ставят в основном женщинам. Но это не значит, что мужчины не испытывают подобное. Симптомы послеродовой депрессии у мужчин бывают так же часто, как и у женщин, просто они стараются этого не показывать. Молчат. Ведь бытует мнение, что мужчина должен быть «сильным», справляться сам. В нашем обществе табу на проявление эмоций у мужчин. И это большая ошибка, которая мешает вовремя подхватить себя или близкого.

Послеродовая депрессия у мужчин — это ухудшенное настроение, конфликтность. Раньше грязная посуда или, скажем, необходимость погулять с собакой воспринимались спокойно, а в депрессии все раздражает. Важное отличие: если женщины в послеродовой депрессии обычно становятся пассивными, вялыми, «выключают» двигательную и психическую активность, то мужчины, наоборот, проявляют агрессию и тревогу. Мужчина боится сделать что-то не так с новорожденным, навредить ему. Из-за этого уменьшает контакт с ребенком. «Лучше вообще не буду его трогать, чтобы не причинить вред». Плюс папа мало спит, он перегружен, не получает той поддержки и внимания от партнерши, что были до рождения малыша.

Мужчина становится все более тревожным, мнительным, ситуация накаляется. Он понимает, что не справляется с ответственностью — и как отец, и как добытчик. Формируется сильное чувство вины, и, как следствие, мужчина демонстрирует избегающее поведение: проводит меньше времени с семьей и ребенком, (не)осознанно засиживаясь на работе, включается в любые виды зависимостей (алкоголь, наркотики, ставки, компьютерные игры, экстремальный спорт). В ход идет все, лишь бы снять напряжение. Телесные проявления, включая боли непонятного генеза и нарушения в работе ЖКТ, тоже свойственны мужчинам.

Назвать точную причину послеродовой депрессии невозможно. Что именно становится триггером: хроническое невысыпание и истощение после рождения младенца, который поглощает все пространство и силы? Отсутствие поддержки со стороны друзей и бабушек-дедушек? Необходимость перестраивать идентичность: «я — отец», «я — мать»? Скорее всего, депрессия — это «удачное» комбо из многих генетических и социальных факторов. Каждый случай уникален. Если мужчина или кто-то из близких родственников страдал аффективными расстройствами до рождения ребенка, то появление младенца может спровоцировать обострение. Даже сама смена статуса — «был просто мужем, а теперь я отец, и нужно зарабатывать на троих» — может стриггерить старое хроническое заболевание либо вызвать новое. Депрессию.

По данным NHS, послеродовая депрессия случается с одной женщиной из десяти. У мужчин в Британии такая же статистика. Вообще из всего объема депрессий именно на послеродовую приходится 25%. В Беларуси у мужчин послеродовую депрессию регистрируют реже. Вопрос: это говорит о том, что мужчины действительно меньше болеют либо они просто не обращаются к врачам? Опираться исключительно на официальные цифры я бы не стала. Потому что в нашей культуре женщины чаще заботятся о своем психическом здоровье, а мужчины терпят до последнего. Чувство стыда огромно: «Как я, мужчина, могу попросить о помощи?» Особенно в том, что касается эмоций и настроения. В нашем обществе не принято, чтобы мужчина жаловался и рассказывал о своих чувствах. К сожалению, установки «я сильный, я смогу, все живут — и я справлюсь» редко приводят к хорошему.



Партнер проекта — «Кравира»
Сеть клиник «Кравира» приглашает к сотрудничеству: корпоративное медицинское обслуживание — это перспективно и взаимовыгодно. Мы предлагаем качественные и честные медицинские услуги. Успешно работаем на рынке более 20 лет, имеем безупречную репутацию.

Спецпроект подготовлен при поддержке ОДО «Медицинский центр „Кравира“», УНП 101477932, лицензия М-4797 №02040/4797 выдана Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 26.09.2007.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by