Недавно РИКЗ объявил об изменениях в централизованном тестировании 2022 года. Минобразования добавило по 30 минут на выполнение тестов по математике и физике — теперь у абитуриентов на решение заданий по этим предметам будет 210 минут вместо 180. Также в институте контроля знаний не исключают, что ближе к датам ЦТ выпускников могут ждать и другие перемены. Onlíner посмотрел, как менялись правила тестирования со дня его введения.
Читать на OnlínerЦентрализованное тестирование существует в Беларуси уже 17 лет. Первые тесты проводились весной 2004 года, и их результаты были приравнены к итогам вузовских экзаменов. Тогда обязательно было сдавать только ЦТ по белорусскому или русскому языку. Причем сдать эти предметы можно было с двух попыток (но вторая была платной). Кроме языков, была возможность пройти именно тесты по математике и физике.
В 2006 году вторую попытку убрали, ввели лимит по трем предметам для сдачи ЦТ и резервный день для тех, кто пропустил экзамен по уважительной причине. При этом сдать пропущенный предмет можно было только в БГУ.
Также 15 лет назад положение об организации и проведении централизованного тестировании было выпущено на уровне Совмина. Документ работает и теперь, но с изменениями и дополнениями.
В 2007 году стали подводить первые итоги новой практики тестирования. В дебютный год ЦТ его сдавали 433 549 человек. Количество учебных предметов для тестирования выросло до 14. Но кардинальных изменений в системе оценки уровня подготовки абитуриентов в ближайшие годы не ожидалось, как говорил тогдашний министр образования Александр Радьков. В том числе он анонсировал, что возвращаться к платному тестированию не планируется. Также в 2007-м глава министерства заявил, что вводить четвертый предмет ЦТ на выбор абитуриента нет необходимости (спойлер: она появилась только спустя 10 лет).
Именно в этом году в сфере образования стали спорить, нужна ли нижняя планка по результатам ЦТ, — и решили пока ее не вводить. А на следующий год была введена символическая плата за участие в ЦТ — сейчас, согласно постановлению Совмина, с абитуриента взимается 0,1 базовой величины за один учебный предмет.
В 2010 году была введена система регистрации на ЦТ по схеме одного окна. Как это работало? К примеру, абитуриент пришел в светлогорский колледж и зарегистрировался там на ЦТ в БГУ. Раньше такая опция была недоступна. Причем была еще одна новинка: где зарегистрировался, там в итоге и получил сертификат (а не в месте, где сдавал).
Еще в постановлении Совмина появился срок хранения экзаменационных материалов — до конца текущего календарного года, а электронные изображения заполненных абитуриентами бланков ответов — 75 лет.
Также 11 лет назад в школах Беларуси были введены новые правила белорусской орфографии и пунктуации. Тогдашние абитуриенты стали волноваться: как за год все выучить и что будет с ЦТ? Но в Минобразования отмечали, что правила будут вводиться постепенно: переходный период составил три года, а после этого срока ЦТ будут сдавать по новым правилам.
2012 год — это дебют порогового балла на ЦТ. Впервые абитуриенты, набравшие менее 7 баллов из 100, не имели права подавать документы в вузы: таким образом Минобразования решило отсеять «случайных» людей в университетах. На поступление в ссузы и ПТУ это не распространялось: туда можно было идти с любым баллом тестирования, если при подаче документов вообще был нужен сертификат.
А через год баллы подняли (где-то даже втрое). Вот так выглядели пороги в 2013 году:
В 2014 году минимальные баллы остались прежними.
«Чтобы получить высшее образование, нужен потенциал, знания, умение и желание учиться. Студент должен быть способен освоить университетскую программу, — заявил Александр Жук, тогдашний замминистра образования. — Повысив проходные баллы в прошлом году, мы хотели показать, что высшее образование требует серьезной подготовки в школе. Судя по информации с мест, школьники вместе с родителями отреагировали на это и стали более серьезно относиться к посещению занятий и подготовке к экзаменам».
2015-й стал годом перемен для централизованного тестирования по белорусскому и русскому языкам. До этого в части A было 32 задания закрытого типа, в части B — 8 заданий открытого типа. В 2015 году в части A стало на два задания меньше — они «перекочевали» в часть B.
В 2016 году существенных изменений в централизованном тестировании не было, зато этот период стал жарким на дискуссии и подготовительным для реформ 2017 года.
Только четыре года назад белорусским абитуриентам разрешили сдавать четыре предмета на ЦТ, ввели три резервных дня вместо одного, а срок действия сертификата о ЦТ продлили до двух лет (до этого он был актуален год). Все эти изменения были инициированы во время работы министром образования Михаила Журавкова. Они вступили в силу в 2017 году.
Это были главные новости вступительной кампании. Но было еще две, которые связаны с ЦТ. Первое: право поступления на педагогические специальности без ЦТ предоставили выпускникам педагогических классов, получившим отметки выше 8 баллов по профильным предметам, по всем остальным предметам — не ниже 7. Также с 2017 года абитуриенты сельскохозяйственных специальностей во все вузах уравнялись в условиях: чтобы поступить на «сокращенку», в вузы всех профилей нужно было сдать два вступительных экзамена (раньше это работало только для сельхозвузов, а в остальных надо было сдавать ЦТ).
Также были введены минимальные баллы по профильным предметам для поступления в вузы. Тем, кто собирался поступать на филолога, нужно набрать минимум 20 баллов на ЦТ по языкам, по первому предмету профильного испытания (физике, математике, химии и биологии) — 15, по остальным — тоже 20. Это касается первого профильного предмета, а по второму ввели порог — 10 и 15 баллов соответственно. В 2018-м пороги на первый профильный подросли еще на 5 баллов.
В 2019 году ввели новую систему подсчета баллов на ЦТ, что взбудоражило абитуриентов, учителей и репетиторов. В чем суть новой системы? Во-первых, теперь за задания, где нужно отметить несколько вариантов ответа, можно будет получить балл, даже если есть частично правильные ответы. Во-вторых, для подсчета баллов использована специальная методика, в основу которой положен метод преобразования распределения частот первичных баллов к нормальному.
При выполнении теста абитуриенты набирают первичные баллы — это сумма баллов за каждое верное или частично верно выполненное задание. После определения первичных баллов, набранных участниками тестирования, каждому возможному значению первичного балла в автоматическом режиме ставится в соответствие тестовый балл на нормализованной шкале.
А чем не устраивала старая система?
«Дело в том, что при внедрении методики одновременно решались две проблемы. Первая — это внедрение методики, которая бы давала оценку знаний в абсолютной величине, более точно и более объективно, — говорил директор РИКЗ Юрий Мисюк. — Дело в том, что та методика, которая используется сейчас, — это рейтинговая методика, то есть она отображает процент решенных задач. Она не давала возможности объективно оценить уровень знаний. Соотнести те баллы, которые получались, с тем, как проходит учебный процесс в школе, практически невозможно. Многие из вас помнят, что во время ЦТ этого года мы в каждом интервью подчеркивали, что баллы, полученные во время централизованного тестирования, — это рейтинговые баллы, и их невозможно перевести в десятибалльную школьную систему путем простого деления на 10».
В 2020 году в связи с приходом пандемии отодвинули даты ЦТ, в итоге сместились все сроки приемной кампании. Также зарегистрироваться на экзамен стало возможно онлайн. Еще была введена предварительная запись для определения даты и времени посещения пункта регистрации абитуриентом, чтобы люди не толпились и не заражались.
Что касается содержания, в заданиях по некоторым предметам, где всегда был только один правильный ответ (физика, математика, химия, биология и так далее), Минобразования кое-что изменило.
«Мы подкорректировали ряд заданий — это меньше будет способствовать угадыванию ответа. Правильными, допустим, могут являться и несколько ответов, а не один», — сообщил тогдашний министр образования Игорь Карпенко.
В нынешнем году тенденция эпидемических мер продолжилась: онлайн-регистрация, очередность и так далее. Но это оказалось не главным в 2021 году. В ЦТ по биологии, химии, географии, истории Беларуси, обществоведению и всемирной истории стало намного меньше заданий — 28 вместо 38, а в части B — на 4 больше (16). Для сдающих иностранные языки изменений еще больше: минус 18 заданий в части A (30 вместо 48) и плюс 6 в части B (18 вместо 12). В математике и физике два задания перекочевали из первой части во вторую.
Также с сертификатами ЦТ у белорусов появилась возможность поступать в российские вузы (раньше для этого нужно было сдавать ЕГЭ или внутренние экзамены).
О новшествах 2022 года мы рассказали в начале этого текста. В основном изменения коснутся времени выполнения заданий и корректировки тем некоторых тестов. Интереснее то, что этим летом в Беларуси было решено совместить ЦТ с единым школьным экзаменом в школах начиная с 2023 года.
Бывший министр образования Игорь Карпенко отметил, что совмещение выпускных экзаменов по математике, русскому или белорусскому языку и централизованного тестирования по этим предметам позволит уменьшить нагрузку на одиннадцатиклассников, повысить объективность оценки знаний учащихся, лучше контролировать результаты учебы выпускников.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by