«Эта методика используется в США, Швеции, Финляндии». Чиновники рассказали, почему изменили систему подсчета баллов на ЦТ

 
7759
31 октября 2018 в 11:50
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка

Совсем недавно Республиканский институт контроля знаний заявил о том, что в стране будет изменена система подсчета результатов централизованного тестирования. Эта новость вызвала бурные споры и обсуждения как среди школьников, так и среди абитуриентов. Известные репетиторы Евгений Ливянт и руководитель проекта «Народный учебник» Сергей Ольшевский даже подготовили проект обращения в Министерство образования, в котором просят отказаться от планируемых нововведений. По их словам, новая система подсчета баллов на ЦТ может привести к коррупции.

В чем суть новой системы?

Суть заданий и их система не меняются. Изменится лишь система подсчета баллов. Во-первых, теперь за задания, где нужно отметить несколько вариантов ответа, можно будет получить балл, даже если есть частично правильные ответы.

Во-вторых, в этом году для подсчета баллов будет использована специальная методика, в основу которой положен метод преобразования распределения частот первичных баллов к нормальному распределению.

При выполнении теста абитуриенты будут набирать первичные баллы — это сумма баллов за каждое верное или частично верно выполненное задание. Количество первичных баллов за задания уже есть в таблицах на сайте РИКЗ.

После определения первичных баллов, набранных участниками репетиционного тестирования, каждому возможному значению первичного балла в автоматическом режиме будет поставлен в соответствие тестовый балл на нормализованной шкале.

Чем не устраивала старая система?

— Дело в том, что при внедрении методики одновременно решались две проблемы. Первая — это внедрение методики, которая бы давала оценку знаний в абсолютной величине, более точно и более объективно, — рассказал директор РИКЗ Юрий Мисюк. — Дело в том, что та методика, которая используется сейчас, — это рейтинговая методика, то есть она отображает процент решенных задач. Она не давала возможности объективно оценить уровень знаний. Соотнести те баллы, которые получались, с тем, как проходит учебный процесс в школе, практически невозможно. Многие из вас помнят, что во время ЦТ этого года мы в каждом интервью подчеркивали, что баллы, полученные во время централизованного тестирования, — это рейтинговые баллы и их невозможно перевести в десятибалльную школьную систему путем простого деления на 10.

 Что дает новая методика?

— Новая методика позволяет получить уже абсолютные значения знаний, — говорит Юрий Мисюк. —Она также решает вопрос сопоставимости баллов на ЦТ с оценками, которые абитуриент показывает во время учебы. Она позволяет снять тот психологический барьер, который возникал у абитуриентов и их родителей, когда рейтинговые баллы по ЦТ не соответствовали школьным, были ниже. Кроме этого, новая методика будет более объективная и прозрачная в каком-то смысле: абитуриент, зная, на сколько вопросов он ответил или сколько задач решил, будет знать, сколько первичных баллов он набрал. Таблицы соответствия мы опубликуем на сайте РИКЗа и любой сможет понять, какой у него балл в ЦТ.

Это ноу-хау Беларуси?

— Новая методика не придумана в РИКЗе, она существует уже более 100 лет. Она используется многими развитыми странами — США, Финляндия, Швеция, Германия, Канада, Австралия, Швейцария и так далее. Это классическая методика, она наиболее доступна в интерпретации, — отметил Юрий Мисюк. — Да, есть более сложные методики, IRT-методики, которые используют очень сложный математический аппарат. Только математики смогут понять до конца всю последовательность и аргументированность каких-то действий. Более того, у них самих нет единого мнения насчет этой методики. Поэтому мы выбрали то, что используется уже давно, что прошло проверку десятилетиями.

Что говорит РИКЗ на претензии от репетиторов и педагогов?

— Сейчас люди предлагают другие варианты — фактически изобретают велосипед, — отметил директор РИКЗ. — Но при этом люди не понимают, что измерение знаний — это все-таки очень сложный процесс. Предлагаются привлекательные на первый взгляд варианты — создать опять же рейтинговую методику, дать каждому заданию какие-то баллы, потом их складывать, получить 100. Но, я повторюсь, это рейтинговая методика. И потом, в любом учебнике по измерению знаний будет сказано, что нельзя останавливаться на первичных баллах, будет сказано, что необходимо провести их нормализацию. Это уже известный в мире факт. От этой методики все только выиграют, никто не проиграет.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!