«Смотрю на вакансии в кол-центре пинской компании: юрлицо — другое, а номер телефона — тот же, Романа», — рассказывает Настя, которая в прошлом году работала на пинский «магазин товаров для дома, красоты и здоровья» и могла звонить вам с предложением получить чудо-посылку с подарком. Тут все так: по форме — «бывшее», а по сути — старое доброе. Хотя как старое… Несмотря на многообразие ИП, никакой конкуренции среди них нет. Хозяйка бизнеса — симпатичная девушка, которой далеко до пенсионеров, составляющих костяк покупателей чудес.
Читать на OnlínerЕсли не понимаете, о чем речь, вам сначала сюда. Здесь история о том, как счастливчик за 40 рублей получил четыре пачки сложенной бумаги.
В той статье мы попросили читателей откликнуться и рассказать о своем опыте. 97% сообщений пришло от тех, кому просто звонили из Пинска. Но 3% со знанием дела уточнили: наше недоумение по поводу многообразия хитрых пинских «ипэшников» не верно. Почти все они (возможно, и все, но мы не знаем точно) просто играют роль юридической прокладки.
Все имена и названия мы поменяем, чтобы не вступать в пустые переписки с «Лилией» и ее командой. Если Лилия захочет пообщаться, будем рады возможности задать вопросы первому лицу.
Риторический вопрос от БЕЛТА из 2019-го остается таковым два года спустя. Несмотря на победный стиль, в котором написана информация от КГК:
«…ни одна история крупного мошенничества в нашей стране не превратилась в многосерийную драму. Стоит вспомнить, к примеру, что попытки обмануть дольщиков или построить финансовую пирамиду в Беларуси ожидаемо терпят крах…»
«…Правоохранителям предстоит выяснить точное количество пострадавших от мошенников и суммы ущерба. Главное, что криминальный бизнес на доверчивости людей пресечен. А это еще раз продемонстрировало: запрос на справедливость, который очень высок в нашем обществе, правоохранительные органы в силах обеспечить и тем самым защитить спокойную жизнь белорусов…»
2021 год. Тысячи посылок разлетаются по стране «Белпочтой». Победа была близка, но нет. Ничего не пресекалось.
Гематитовые браслеты, турмалиновые пояса, «найсер-дайсер», тарелка-непроливайка — однажды Кирилл за день сделал 145 звонков, из которых 131 закончился успешными продажами. Это примерно 2014—2015 годы, когда пинский телемагазин закрылся и стал, как говорят сегодня, «бывшим».
— Я учился. Свободное время оставалось, язык подвешен — устроился на работу с холодными звонками (это первый контакт. — Прим. Onlíner), — рассказывает повзрослевший мужчина. — В комнате нас было 18 человек. Каждый был в наушниках и с гарнитурой, но гул в комнате стоял, как в улье. Все звонки шли по скриптам (сценариям. — Прим. Onlíner). Ответы на все возможные вопросы были записаны в мануалах. Выходить за рамки было нельзя. Любая спорная ситуация приравнивалась к конфликтной и переводилась на более опытных сотрудников.
Все сотрудники были валидированы через программу. Программа подкидывала базы номеров и позволяла избежать неловких ситуаций, когда сотрудники начинают звонить одному и тому же человеку. Хотя вероятность попасть на одного человека была ничтожна.
— Я недавно слышал, что количество номеров в этих базах составляло 15 млн. Допускаю, что это перебор, но их очень много.
— Откуда номера?
— Покупаются и перепродаются. Некоторые номера привязаны к имени, другие — только к адресу и городу. Иногда мы попадали в какой-нибудь отдел Следственного комитета или на сотрудника милиции — там удивлялись и пытались выяснить, откуда взяли номер.
— И что вы отвечали?
— То же, что и всем: «Возможно, вы когда-то были клиентом нашего магазина или оставляли свои данные…» Всегда можно было извиниться и положить трубку. Наши телефоны работали только на исходящие звонки. Дозвониться по этим номерам в обратном направлении было невозможно. Сейчас входящие работают просто на сбор звонящих. Тогда можно было дозвониться. Там сидели более опытные ребята. Они извинялись или даже обещали вернуть деньги, но волокитили. И как правило, все заканчивалось ничем.
В разговоре нужно быть очень динамичным: здравствуйте, это такой-то магазин, вы у нас что-то заказывали, есть акция или предложение… И, не давая паузы, чтобы человек возразил, начинаете рассказывать про браслет или яйцеварку.
— Многие выслушивают из вежливости, многие потом соглашаются. Если было 40 продаж из 100 звонков — это круто.
Кирилл застал две эпохи: продажи товаров по телефону и начало отправки посылок с подарками. То, что сейчас творят с подарочными сертификатами, он считает перебором.
— На тот момент были силиконовые браслеты Power Balance, проектор звездного неба, турмалиновые браслеты. Ничего плохого или преступного в этом не было. Я покупал. Универсальные ключи были норм. Маме овощерезка понравилась. Ребенок любил звездочки на потолке.
Но это если не считать цену. Условно говоря, силиконовый браслет покупали в Китае за рубль, а здесь продавали за двадцать. Контейнеры с товаром приходили в Минск — оттуда мы перевозили «чудеса» в Пинск.
Со временем продажи падали. Тогда началась переквалификация на рассылки почтой. Но товар все равно оставался.
— Схема была простая: потенциальным покупателям (в основном бывшим клиентам) отправляли посылку наложенным платежом. Потом звонили: здрасьте, вам подарок, акция, парфюм, заберите, с вас оплата пересылки. Или вообще не говорили, что в подарке. А в коробку клали якобы дорогой китайский парфюм и какую-то мелочь типа открывашки или брелока. В день каждый из нас отправлял пару десятков посылок. Потом перезванивали получателям. Примерно половина людей соглашались забирать. Людям было любопытно!
И юридически все было честно: мы отправили человеку товар, он согласился его оплатить и получил — какие претензии?
— Вы можете представить себе, о каких суммах идет речь в этом бизнесе?
— Нет. Мы получали процент. Это было больше, чем у медсестры, но ничего заоблачного. А вот у руководства все было хорошо. В 2015 году Лилия ездила на BMW X5 2015 года. Среди сотрудников кол-центра текучка была дикая. Да и сейчас остается, наверное. Но разговор был короткий: мучит совесть — вон дверь, никто не держит. Остается костяк, которому все фиолетово.
— А вас совесть мучила?
— Иногда. Стыдно было, когда до мужчины какого-то дозвонился и уговорил его на магнитные наколенники. Он лежал на кровати и еле переворачивался от боли в суставах, а я его дополнительно уговорил на какое-то питание и попытался всучить пояс с турмалином. Некоторые скрипты были с отсылками к Малышевой, все серьезно. Вот запомнил…
Ане стыдно было каждый день. Поэтому она поработала всего несколько месяцев в прошлом году. Говорит, что хотела уволиться раньше, но в контракте была прописана какая-то неустойка. Документа не сохранилось (а посмотреть на него было бы любопытно). В трудовой книжке никаких записей не осталось: словно сами документы хотят стереть из памяти вот это вот все.
— На этапе собеседования не было понятно, кто и чем будет заниматься?
— Далеко не сразу. Там все представляют как обычные онлайн-продажи. А сайт? Сайт в разработке.
По словам девушки, акции часто менялись — по утрам раздавали новые скрипты, заодно указывая, какой из баз номеров нужно пользоваться на этот раз.
— Мы продавали посылки: «Добрый день. Магазин „Товары для дома красоты и здоровья“». Если переспрашивают, можно уточнить: «Бывший телемагазин, возможно, вы видели нашу рекламу по телевизору». Важно было уточнить, что это не выигрыш, не розыгрыш и не приз — это просто «акция, которую проводит наш магазин».
Счастливчикам Аня предлагала видеорегистратор, умные часы, часы-реплику, набор парфюмерии, погружные блендеры — все бесплатно, платите только за упаковку и пересылку. Иногда можно было выбирать подарок, иногда условия акции не допускали выбора. За каждое согласие на отправку посылки Аня получала от 2 до 2,5 рубля. Опытная девушка рядом делала 30—40 согласий в день. Дальше «счастливчики» переходили в другой кабинет, где подтверждали получение посылки. В качестве убеждения сомневающимся демонстрировали записанный Аней разговор: «Соглашался? Забирай».
— Как вам белорусы по ту сторону телефона?
— Очень разные. Большинство доверчивые, много невнимательных. Рады слышать слово «акция». Сильно не ругались. Было несколько конфликтов, но мы их не вели до конца — любые вопросы или споры мы перенаправляли «техподдержке». Я понимаю, что многим мы своим потоком речи не давали возможности подумать, но были и такие, которые внимательно слушали, переспрашивали, а потом соглашались!
Картина вообще сильно покоробит всех, кто привык делить мир пополам на черное и белое: в кол-центре работают не только циничные и жадные студенты, но и пенсионерки. Они включают доверительный голос и рассказывают своим ровесницам о чудесах. Ровесницы соглашаются и идут за посылкой с деньгами.
Этажом выше сидит такая же милая женщина и с утра до вечера упаковывает подарки в коробки: мужчинам — в основном регистраторы, женщины при возможности выбирают миксеры или что-то для красоты.
— Если я живу в Пинске, могу ли я приехать и забрать товар-подарок без пересылки?
— Сейчас в документах написано что-то про «забрать курьером». Но я знала один случай, когда человек оказался упрямым и доехал — не туда, где мы находились, а по какому-то другому адресу. Обычно никто не едет.
На этот вопрос Кирилл отвечает гордо:
— Потому что это Пинск!
Потом добавляет:
— На самом деле эти схемы давно работают в России. Насколько я знаю, у Лилии есть бизнес и там с каким-то партнером.
— Скажите, чтобы занесли ваш номер в черный список, — советует Аня. — Не нужно ругаться. Никто не будет звонить и тратить время на человека, который бесперспективен и напротив чьего имени стоит такая пометка. Хотите угрожать прокуратурой? Можете. Но это лишнее.
— Главное, не верьте ни едином слову, отказывайте, спрыгивайте, ставьте номера в блокировку, — резюмирует Кирилл. — Стоит один раз купить — и все, вы попадаете в число клиентов всех продавцов посуды, одеял и сертификатов с пометкой «покупает». Поможет только смена номера.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by