Вам еще не предлагали забрать с почты подарок? Экс-сотрудники пинских телемагазинов рассказали о своей работе

17 сентября 2021 в 8:00
Автор: Александр Владыко

Вам еще не предлагали забрать с почты подарок? Экс-сотрудники пинских телемагазинов рассказали о своей работе

Автор: Александр Владыко

«Смотрю на вакансии в кол-центре пинской компании: юрлицо — другое, а номер телефона — тот же, Романа», — рассказывает Настя, которая в прошлом году работала на пинский «магазин товаров для дома, красоты и здоровья» и могла звонить вам с предложением получить чудо-посылку с подарком. Тут все так: по форме — «бывшее», а по сути — старое доброе. Хотя как старое… Несмотря на многообразие ИП, никакой конкуренции среди них нет. Хозяйка бизнеса — симпатичная девушка, которой далеко до пенсионеров, составляющих костяк покупателей чудес.

Если не понимаете, о чем речь, вам сначала сюда. Здесь история о том, как счастливчик за 40 рублей получил четыре пачки сложенной бумаги.

В той статье мы попросили читателей откликнуться и рассказать о своем опыте. 97% сообщений пришло от тех, кому просто звонили из Пинска. Но 3% со знанием дела уточнили: наше недоумение по поводу многообразия хитрых пинских «ипэшников» не верно. Почти все они (возможно, и все, но мы не знаем точно) просто играют роль юридической прокладки.

Все имена и названия мы поменяем, чтобы не вступать в пустые переписки с «Лилией» и ее командой. Если Лилия захочет пообщаться, будем рады возможности задать вопросы первому лицу.

«Неизвестно, сколько бы еще могла продолжаться эта криминальная история»

Риторический вопрос от БЕЛТА из 2019-го остается таковым два года спустя. Несмотря на победный стиль, в котором написана информация от КГК:

«…ни одна история крупного мошенничества в нашей стране не превратилась в многосерийную драму. Стоит вспомнить, к примеру, что попытки обмануть дольщиков или построить финансовую пирамиду в Беларуси ожидаемо терпят крах…»

«…Правоохранителям предстоит выяснить точное количество пострадавших от мошенников и суммы ущерба. Главное, что криминальный бизнес на доверчивости людей пресечен. А это еще раз продемонстрировало: запрос на справедливость, который очень высок в нашем обществе, правоохранительные органы в силах обеспечить и тем самым защитить спокойную жизнь белорусов…»

2021 год. Тысячи посылок разлетаются по стране «Белпочтой». Победа была близка, но нет. Ничего не пресекалось.

«В 2015 году она ездила на X5 2015 года»

Гематитовые браслеты, турмалиновые пояса, «найсер-дайсер», тарелка-непроливайка — однажды Кирилл за день сделал 145 звонков, из которых 131 закончился успешными продажами. Это примерно 2014—2015 годы, когда пинский телемагазин закрылся и стал, как говорят сегодня, «бывшим».

— Я учился. Свободное время оставалось, язык подвешен — устроился на работу с холодными звонками (это первый контакт. — Прим. Onlíner), — рассказывает повзрослевший мужчина. — В комнате нас было 18 человек. Каждый был в наушниках и с гарнитурой, но гул в комнате стоял, как в улье. Все звонки шли по скриптам (сценариям. — Прим. Onlíner). Ответы на все возможные вопросы были записаны в мануалах. Выходить за рамки было нельзя. Любая спорная ситуация приравнивалась к конфликтной и переводилась на более опытных сотрудников.

Все сотрудники были валидированы через программу. Программа подкидывала базы номеров и позволяла избежать неловких ситуаций, когда сотрудники начинают звонить одному и тому же человеку. Хотя вероятность попасть на одного человека была ничтожна.

— Я недавно слышал, что количество номеров в этих базах составляло 15 млн. Допускаю, что это перебор, но их очень много.

— Откуда номера?

— Покупаются и перепродаются. Некоторые номера привязаны к имени, другие — только к адресу и городу. Иногда мы попадали в какой-нибудь отдел Следственного комитета или на сотрудника милиции — там удивлялись и пытались выяснить, откуда взяли номер.

— И что вы отвечали?

— То же, что и всем: «Возможно, вы когда-то были клиентом нашего магазина или оставляли свои данные…» Всегда можно было извиниться и положить трубку. Наши телефоны работали только на исходящие звонки. Дозвониться по этим номерам в обратном направлении было невозможно. Сейчас входящие работают просто на сбор звонящих. Тогда можно было дозвониться. Там сидели более опытные ребята. Они извинялись или даже обещали вернуть деньги, но волокитили. И как правило, все заканчивалось ничем.

В разговоре нужно быть очень динамичным: здравствуйте, это такой-то магазин, вы у нас что-то заказывали, есть акция или предложение… И, не давая паузы, чтобы человек возразил, начинаете рассказывать про браслет или яйцеварку.

— Многие выслушивают из вежливости, многие потом соглашаются. Если было 40 продаж из 100 звонков — это круто.

Кирилл застал две эпохи: продажи товаров по телефону и начало отправки посылок с подарками. То, что сейчас творят с подарочными сертификатами, он считает перебором.

— На тот момент были силиконовые браслеты Power Balance, проектор звездного неба, турмалиновые браслеты. Ничего плохого или преступного в этом не было. Я покупал. Универсальные ключи были норм. Маме овощерезка понравилась. Ребенок любил звездочки на потолке.

Но это если не считать цену. Условно говоря, силиконовый браслет покупали в Китае за рубль, а здесь продавали за двадцать. Контейнеры с товаром приходили в Минск — оттуда мы перевозили «чудеса» в Пинск.

Со временем продажи падали. Тогда началась переквалификация на рассылки почтой. Но товар все равно оставался.

— Схема была простая: потенциальным покупателям (в основном бывшим клиентам) отправляли посылку наложенным платежом. Потом звонили: здрасьте, вам подарок, акция, парфюм, заберите, с вас оплата пересылки. Или вообще не говорили, что в подарке. А в коробку клали якобы дорогой китайский парфюм и какую-то мелочь типа открывашки или брелока. В день каждый из нас отправлял пару десятков посылок. Потом перезванивали получателям. Примерно половина людей соглашались забирать. Людям было любопытно!

И юридически все было честно: мы отправили человеку товар, он согласился его оплатить и получил — какие претензии?

— Вы можете представить себе, о каких суммах идет речь в этом бизнесе?

— Нет. Мы получали процент. Это было больше, чем у медсестры, но ничего заоблачного. А вот у руководства все было хорошо. В 2015 году Лилия ездила на BMW X5 2015 года. Среди сотрудников кол-центра текучка была дикая. Да и сейчас остается, наверное. Но разговор был короткий: мучит совесть — вон дверь, никто не держит. Остается костяк, которому все фиолетово.

— А вас совесть мучила?

— Иногда. Стыдно было, когда до мужчины какого-то дозвонился и уговорил его на магнитные наколенники. Он лежал на кровати и еле переворачивался от боли в суставах, а я его дополнительно уговорил на какое-то питание и попытался всучить пояс с турмалином. Некоторые скрипты были с отсылками к Малышевой, все серьезно. Вот запомнил…

В кол-центре работают и пенсионерки

Ане стыдно было каждый день. Поэтому она поработала всего несколько месяцев в прошлом году. Говорит, что хотела уволиться раньше, но в контракте была прописана какая-то неустойка. Документа не сохранилось (а посмотреть на него было бы любопытно). В трудовой книжке никаких записей не осталось: словно сами документы хотят стереть из памяти вот это вот все.

— На этапе собеседования не было понятно, кто и чем будет заниматься?

— Далеко не сразу. Там все представляют как обычные онлайн-продажи. А сайт? Сайт в разработке.

По словам девушки, акции часто менялись — по утрам раздавали новые скрипты, заодно указывая, какой из баз номеров нужно пользоваться на этот раз.

— Мы продавали посылки: «Добрый день. Магазин „Товары для дома красоты и здоровья“». Если переспрашивают, можно уточнить: «Бывший телемагазин, возможно, вы видели нашу рекламу по телевизору». Важно было уточнить, что это не выигрыш, не розыгрыш и не приз — это просто «акция, которую проводит наш магазин».

Счастливчикам Аня предлагала видеорегистратор, умные часы, часы-реплику, набор парфюмерии, погружные блендеры — все бесплатно, платите только за упаковку и пересылку. Иногда можно было выбирать подарок, иногда условия акции не допускали выбора. За каждое согласие на отправку посылки Аня получала от 2 до 2,5 рубля. Опытная девушка рядом делала 30—40 согласий в день. Дальше «счастливчики» переходили в другой кабинет, где подтверждали получение посылки. В качестве убеждения сомневающимся демонстрировали записанный Аней разговор: «Соглашался? Забирай».

— Как вам белорусы по ту сторону телефона?

— Очень разные. Большинство доверчивые, много невнимательных. Рады слышать слово «акция». Сильно не ругались. Было несколько конфликтов, но мы их не вели до конца — любые вопросы или споры мы перенаправляли «техподдержке». Я понимаю, что многим мы своим потоком речи не давали возможности подумать, но были и такие, которые внимательно слушали, переспрашивали, а потом соглашались!

Картина вообще сильно покоробит всех, кто привык делить мир пополам на черное и белое: в кол-центре работают не только циничные и жадные студенты, но и пенсионерки. Они включают доверительный голос и рассказывают своим ровесницам о чудесах. Ровесницы соглашаются и идут за посылкой с деньгами.

Этажом выше сидит такая же милая женщина и с утра до вечера упаковывает подарки в коробки: мужчинам — в основном регистраторы, женщины при возможности выбирают миксеры или что-то для красоты.

— Если я живу в Пинске, могу ли я приехать и забрать товар-подарок без пересылки?

— Сейчас в документах написано что-то про «забрать курьером». Но я знала один случай, когда человек оказался упрямым и доехал — не туда, где мы находились, а по какому-то другому адресу. Обычно никто не едет.

Почему в Пинске?

На этот вопрос Кирилл отвечает гордо:

— Потому что это Пинск!

Потом добавляет:

— На самом деле эти схемы давно работают в России. Насколько я знаю, у Лилии есть бизнес и там с каким-то партнером.

Как сделать так, чтобы тебе никогда не звонили?

— Скажите, чтобы занесли ваш номер в черный список, — советует Аня. — Не нужно ругаться. Никто не будет звонить и тратить время на человека, который бесперспективен и напротив чьего имени стоит такая пометка. Хотите угрожать прокуратурой? Можете. Но это лишнее.

— Главное, не верьте ни едином слову, отказывайте, спрыгивайте, ставьте номера в блокировку, — резюмирует Кирилл. — Стоит один раз купить — и все, вы попадаете в число клиентов всех продавцов посуды, одеял и сертификатов с пометкой «покупает». Поможет только смена номера.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by