Спецпроект

«Я не мог спать от боли в коленях и даже сидеть за рулем». Что нужно знать об артрите и артрозе

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Анна Иванова, Владислав Борисевич
37 447
01 сентября 2021 в 11:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Артрит, как и артроз, в сознании обывателя ассоциируется с великовозрастными проблемами. Но сегодня это устаревшая информация. 20-летние пациенты с артритом давно не редкость. Вместе с врачом-ревматологом Инной Баштовой мы поговорили о том, можно ли повернуть болезнь вспять, как гиалуроновая кислота помогает коленям и почему айтишники в особой опасности. А минчанин Сергей честно описал свою нелегкую историю борьбы с артрозом. Onliner вместе с медицинским центром «Кравира» продолжает спецпроект, посвященный нашему здоровью.

Читать на Onlíner

«На прием все чаще приходят молодые пациенты начиная с 20 лет»

Инна Баштовая, врач-ревматолог первой категории медицинского центра «Кравира», разбивает наши мифы об артрите и артрозе.

— С какими жалобами к вам чаще всего приходят на прием?

— Главная жалоба всегда одна — это боль. Причем различной локализации: в коленных суставах, позвоночнике, кистях рук и так далее. Ревматологи — доктора достаточно редкие (улыбается. — Прим. Onlíner). Некоторые жалобы наших пациентов пересекаются с симптомами, которые приводят к неврологу или травматологу-ортопеду, и все же именно ревматологи занимаются лечением суставов и соединительной ткани.

— Обыватели путают артрит и артроз. Как проявляется каждое из этих состояний, чем они отличаются друг от друга?

— Артроз — это хронический процесс, причем дегенеративный, то есть разрушающий сустав. Поражается сам хрящ, субхондральная кость и синовиальные оболочки, связки, мышцы… Ведь сустав — анатомически достаточно сложный орган, состоит не только из кости и хряща. Чаще всего артроз возникает в пожилом возрасте и сопровождает человека до конца жизни. Остеохондроз и артроз — это, в принципе, одно и то же, поскольку межпозвоночные диски имеют сходную структуру с хрящами сустава.

Артрит — это острый воспалительный процесс, который проявляется припухлостью и дефигурацией сустава: он меняет свою привычную структуру. Может быть изменение локальной температуры над суставом и покраснение. И конечно, артрит сопровождает постоянный болевой синдром, что не характерно для артроза. Артрит возникает в более раннем возрасте и бывает реактивным (обратимым) или аутоиммунным (хроническим).

— Правда ли, что артрит сейчас молодеет?

— Да, это действительно так. Ко мне на прием все чаще приходят молодые пациенты начиная с 20 лет. Для себя я провела следующую логическую связь (и со мной согласны коллеги): молодые пациенты — офисные работники и айтишники — ведут малоподвижный образ жизни, по 6—8 часов проводят в согнутом положении у компьютеров. В итоге наступает атрофия мышц, которые держат суставы связочного аппарата. (Чем крепче мышцы, тем легче суставам, — это касается и позвоночника). При сидячем образе жизни нарушается и кровообращение хрящей, в итоге они лишаются питательных веществ. Не вырабатывается синовиальная жидкость, которая необходима для смазывания суставов.

Потому лечение всегда подразумевает не только назначение лекарств и процедур, но и изменение образа жизни. «Физическая активность» — возможно, это звучит скучно, но действительно работает. Даже если не получается бегать марафоны и ставить олимпийские рекорды, постарайтесь хотя бы каждые два часа вставать из-за компьютера и делать минимальную гимнастику.

Если же речь идет об артрозах и изменениях на уровне хряща, одни лишь упражнения не помогут. Пациентам назначают лекарства из группы хондропротекторов, которые питают и наращивают хрящ, улучшают подвижность сустава, способствуют повышению толерантности к нагрузкам. Их нужно принимать курсами: по три месяца два раза в год.

— Певица Юлия Началова умерла от подагры в 38 (sic!) лет. Но ведь подагра считается исчезнувшим заболеванием, как, например, бубонная чума и оспа. Или все не так?

— Подагра — это достаточно распространенное заболевание среди молодых мужчин. Оно дебютирует в возрасте 20—30 лет. У меня немало таких пациентов. Но сама болезнь не приводит к летальному исходу. Лишь упорное несоблюдение врачебных рекомендаций и погрешности в диете могут привести к почечной недостаточности, а нежелание контролировать уровень мочевой кислоты — к приобретенным сердечно-сосудистым осложнениям. На самом деле, заболевание неплохо лечится, и пациенты выходят на стойкую ремиссию без приступов.

Насколько я понимаю, Юлия Началова умерла не от подагры, а от сепсиса — заражения крови и наступившей вследствие этого остановки сердца. Так что не стоит пугать читателей. С современными лекарствами качество жизни у пациентов с подагрой никак не нарушается, достаточно соблюдать диету и принимать в день одну таблетку, которая контролирует уровень мочевой кислоты.

— Правда ли, что человеку с артритом уже ничем нельзя помочь, ведь сама иммунная система атакует здоровые клетки?

— Для начала нужно выяснить, имеет ли артрит иммунную природу, либо перед нами реактивный процесс. Для этого достаточно сдать биохимический анализ крови: лейкоцитоз, повышенный С-реактивный белок или показатель ревматоидного фактора должны насторожить. Кроме того, существует специальный анализ крови из вены на маркеры аутоиммунных заболеваний.

Аутоиммунный артрит говорит о том, что случилась поломка генов. Такая форма артрита будет сопровождать человека всю жизнь — пациент вынужден постоянно принимать базисные препараты, чтобы болезнь не прогрессировала и не разрушала сустав. Сегодня медицина не может избавить человека от этой болезни, но способна взять ее под контроль.

А обычный (реактивный) артрит имеет обратимый характер. Чаще всего его вызывают инфекции (кишечные либо передающиеся половым путем); травмы; переохлаждения; погрешности в диете. Если откорректировать пусковой механизм, найти причину, то человек может легко избавиться от артрита, жить долго и счастливо (улыбается. — Прим. Onlíner). Продолжительность лечения всегда индивидуальна. Многое зависит от того, как иммунитет человека справляется с инфекцией.

— «Внутрисуставные инъекции гиалуроновой кислоты», как и «паравертебральные блокады», — звучит пугающе. А на самом деле?

— Инъекция гиалуроновой кислоты — это лечебная процедура. В данном случае гиалуроновая кислота выполняет роль искусственного заменителя синовиальной жидкости и при этом запускает механизмы, чтобы хрящ сам вырабатывал естественный гиалуронат для смазки. Такая инъекция дает и обезболивающий, и противовоспалительный эффект, улучшает подвижность суставов на 6—12 месяцев. Никаких побочных реакций. Это подходит для коленных и тазобедренных суставов начиная со второй стадии артроза.

По требованию — при острой боли или припухлости сустава, увеличении воспаленной жидкости — вводятся гормоны кортикостероиды. Инъекция делается прямо в коленный сустав без обезболивания, потому что это абсолютно безболезненно, — если, конечно, врач четко владеет техникой, чувствует, что вошел в полость сустава. Шприцем можно извлечь и лишнюю синовиальную жидкость, которая собралась в суставе и затрудняет подвижность. Но делать инъекции кортикостероидов не рекомендуется чаще трех раз в год. Их бесконтрольное применение может привести к разрушению хряща.

Паравертебральные блокады — это, по сути, те же самые инъекции, только в области позвоночника. Их делают при остром болевом синдроме. Бывает, что защемляется корешок нерва, пациент ограничен в движении. В таких случаях помогают блокады с новокаином. После укола сразу становится легче.

Самые любимые пациенты у ревматолога — это кто? 

— Сложно сказать. У меня нет любимчиков, я ведь не учитель (смеется. — Прим. Onlíner). Как и любому врачу, мне важно и приятно, когда пациент доверяет и выполняет мои рекомендации. Тогда и лечение будет проходить совсем по-другому.


«В поликлинике сказали: „Обыкновенное растяжение, идите домой“»

Минчанин Сергей полон скепсиса по отношению к государственной медицине. Именно перегруженность и, как следствие, выгорание, равнодушие врачей привели его к не самым приятным диагнозам — «артроз коленных суставов» и «подагра».

— В моей болезни, я считаю, 50% вины — на мне, потому что вес большой, а 50% — на врачах государственной поликлиники, которые не смогли вовремя поставить диагноз и упустили драгоценное время.

Ночью я не мог спать от боли в коленях. В поликлинике сказали: «Обыкновенное растяжение, идите домой». А на самом деле был надрыв связок колен, и с сильнейшей болью я проходил несколько недель. Следующие полгода мне говорили и «сбросьте вес», и «у вас большая нагрузка на ноги, поэтому они болят», и все что угодно, только не истинную причину моего самочувствия. А колени болели все сильнее, я уже не мог сидеть за рулем, врачи пугали операцией. И только когда я сделал снимки и попал на прием к Инне Анатольевне Баштовой, она меня фактически спасла. Мы сразу нашли общий язык. Знаете, бывает такое, когда доктор умеет лечить еще и словом. Уже два года я ее пациент — и вот, пожалуйста, сам двигаюсь, хожу, бегаю, езжу на рыбалку и всюду, хотя операций никаких не делал. Инна Анатольевна не просто теоретик, сама умеет вводить инъекции — для меня это важно. А еще она бесстрашный человек: хотя дома ждут двое детей, во время эпидемии ковида добровольно дежурила в «красной зоне».

Мое мнение: в Беларуси есть хорошие врачи, но, к сожалению, их считаные единицы, и нужно долго искать своего. Очевидно, что государственная медицинская система не справляется с нагрузкой. Логистика приема не выстроена. Обычную медицинскую комиссию (семь врачей) человек будет проходить две-три, а то и четыре недели, разве это нормально? Или та самая «бесплатность» и «доступность»… Приходишь в поликлинику, спрашиваешь: «Есть талон на УЗИ?» — «Нет, приходите через месяц». Спускаешься на этаж ниже в платное отделение: «Есть талоны на УЗИ?»«Конечно. Хотите на завтра?» Так что бесплатной медицины в нашей стране де-факто не существует.

Артроз — это такая гадость, которая проявляется болью в суставах. Связки не работают, синовиальной жидкости не хватает, кость трется о кость, стирается. Это и ночные боли, когда ломает суставы, и днем трудно ступить на ноги, они опухают.

Инна Анатольевна не только занялась моим артрозом, но и затребовала медицинскую карточку из поликлиники. Глянула на анализы, ахнула: «А что вы пьете для снижения мочевой кислоты?» — «Ничего». Оказывается, у меня много лет зашкаливала мочевая кислота, это привело к развитию подагры — и никто ничего годами не замечал в госполиклинике. Если бы вовремя диагностировали, достаточно было бы месяц пропить препараты — и все, забыл о проблеме. Но увы…

Сейчас раз в полгода я прокалываю голландскую гиалуроновую кислоту — по пять уколов в каждое колено с интервалом в неделю. Выходит, конечно, недешево. Плюс курсы хондропротекторов белорусского производства по 30 инъекций внутримышечно. Ничего болезненного в уколах в колено нет, просто нужно найти врача, который действительно умеет их делать. Кроме того, я регулярно принимаю препараты для снижения мочевой кислоты и соблюдаю специальную диету: не ем ничего соленого, консервированного, не готовлю жирное мясо, например свинину. Больше овощей и фруктов, зелени. Поначалу тяжело, а потом привыкаешь. Чувствуешь совершенно другой вкус продуктов. Жена тоже за год изменила пищевые привычки: теперь все ест без соли вместе со мной. Это нас даже сплотило (улыбается. — Прим. Onlíner).

Кроме того, мне помогают наколенники (по-научному — ортезы коленного сустава) и тейпы — их посоветовали спортсмены. Рекомендую не экономить на наколенниках, сразу купить подороже. Тейпы — это специальная липкая лента, которую я наклеиваю в поддерживающее место, если знаю, что в какой-то день мне предстоит большая нагрузка на суставы. Колено держит, я хожу, забываю о том, что у меня какие-то проблемы. Обалденная вещь! Еще рекомендую спортивный массаж коленей — это больно, но стоит того. Именно массажист посоветовал мне тейпы, показал, как правильно их ставить. А еще с такими коленями, как у меня, всегда хорошо сходить в баню (улыбается. — Прим. Onlíner). Знание о том, как помочь суставам, приходит с опытом.


Медицинский центр «Кравира» работает уже 20 лет. Здоровье превыше всего.

Спецпроект подготовлен при поддержке ОДО «Медицинский центр „Кравира“», УНП 101477932, лицензия М-4797 №02040/4797 выдана Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 26.09.2007 г.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by