Анастасия Савостенок родом из Жлобина. Два года девушка живет в Минске, на ближайшие четыре останется здесь же. На ЦТ-2021 Настя набрала 400 баллов из 400 возможных. Раньше такое уже случалось — и повторилось вновь. Две сотни абитуриентка получила на ЦТ по белорусскому и английскому языкам плюс золотая медаль (гарантированная «соточка») и диплом с республиканской олимпиады по обществоведению (аналогично). А еще куча бессонных ночей на протяжении последних двух лет, минимальный контакт с окружающим миром и мама в роли лучшей подруги. Героиня вступительной кампании рассказала Onliner о том, как снимает стресс, кого видит рядом с собой, о дипломатии, зависти и Адель.
Читать на OnlínerСперва училась в Жлобине, в школе №13, после пятого класса перевелась в гимназию №1, в десятом-одиннадцатом училась в лицее БГУ в Минске. Разница между моим городом и Минском колоссальная. (Отец героини приводит аналогию: «Как между „Жигулями“ и Mercedes».) Если говорить о лицее БГУ, это незабываемая атмосфера, тут преподаватели живут своей профессией, по-настоящему помогают детям, вырабатывают индивидуальный подход. В Жлобине же нам говорили: «Сегодня изучаем такой-то параграф, читайте, пишите конспект, отвечайте на вопросы в конце материала и сдавайте тетради на оценку».
Понятно, что невозможно учиться на одни десятки, но я всегда делала домашнее задание, всегда готовилась к тестам и проверочным. Не помню, были ли у меня шестерки, но семерки ставили — ты их получаешь, а потом всю четверть закрываешь, берешь дополнительные проекты, доклады, а учителя, видя, что ребенку это важно, всегда пойдут на встречу. Двоек никогда не было, даже подшучивали: «Школу оканчиваешь, а ни одной двойки, надо же хоть одну получить». Никогда не прогуливала школу без уважительной причины, да и зачем: не буду же я лишать себя того, что мне нравится.
Мама говорила, что нужно давать списывать, чтобы налаживать контакты с людьми, но у меня был такой принцип: сначала полностью решу на десять себе, а потом помогу другим. И тоже не всем, не могу же я самолетики кидать через всю аудиторию. Людей это огорчало. Раньше оценки доводили чуть ли не до истерики: я эмоциональный человек, всегда нужен максимум. Но в десятом-одиннадцатом классах смирилась, что не всегда можно все решить.
В Минске было тяжело, не хватало родителей, особенно осенью и зимой. Но потом нас перевели на «дистанционку», и я вернулась домой: мама рядом, собственная комната, спишь на родной кровати, а бабушка готовит любимую еду. Пока училась, виделась с родителями каждые выходные, они ко мне в Минск приезжали. Первую четверть так вообще ревели, мама даже говорила: «Давай заберем документы, доучишься в Жлобине». Но я сказала нет.
Ела то, что мне привозила мама, плюс в лицее была столовая, где нас кормили. Так как она работала до пяти вечера, в ней можно было поужинать. Конечно, в общаге пироги и торты не испечешь, в основном готовили то, что быстро доводилось до кипения с маминой отбивной.
Поступила на бюджет. Не подрабатываю, все, что мне надо, дают родители. Иногда пытаюсь откладывать, а мама говорит: «Все мои деньги — твои. Ты и так была в учебе все время, а наработаться еще успеешь». Поэтому считаю, что все эти студенческие годы надо проводить с пользой для себя, а если еще подрабатывать, с учебой будет сложно.
От общажной жизни иногда приходилось страдать, так как в нашей комнате жило пять человек. Девочки, которые жили со мной, были достаточно шумные, к ним и мальчики приходили, и песни под гитару пели. А мне главное — учеба, поэтому возникали небольшие конфликты. Но мы пытались урегулировать их: мол, давайте вы до девяти вечера орете, занимаетесь чем хотите, а после этого дайте поучиться спокойно, чтобы меня не трогали и никто лишний не приходил.
Бывали конфликты из-за зависти, так как дети, которые учатся в лицее, раньше были звездами в своих школах, а тут все звезды собрались вместе, и среди них появилась суперзвезда. Из-за этого пытались поддеть за спиной. Но я привыкла к такой жизни и старалась не обращать на это внимания. Завела себе подругу, с которой и общалась. Она мне прямо в лицо говорила, что меня обсуждают. Надо просто смириться, сейчас время такое.
В общаге, если ты не знаешь, как решать задачу по физике, ты находишь этих физиков, и они тебе в два счета объясняют и помогают. Вот к нам часто приходили ребята за сочинениями.
Все профильные предметы я полюбила. Самая любимая (не в обиду другим) — учительница белорусского языка Наталья Кравцевич. Она как вторая мама, к ней можешь обратиться с какой-то личной проблемой. Физкультуру тоже люблю: всегда можно было выбрать между спортзалом, прогулкой, просто тренировкой и фитнесом. Кросс мы не бегали, подтягиваний тоже не было, а слово «норматив» за два года лицейской жизни не прозвучало ни разу.
Времени не было даже на подышать, не говоря уже о походах в театры и кино. От этого и друзей не много. Я поддерживаю отношения с некоторыми одноклассниками. Общаюсь с девчонками из общежития. Моя подруга — умная девочка, начитанная, у нас есть общие темы для разговоров. Например, она рассказывает мне что-то из психологии — чуть ли не лекции, так как у меня не было времени самой это читать. Жить было не скучно, мы часами разговаривали, хотя вроде все новости связаны с учебой.
В лицее приходилось выбирать между друзьями и учебой — выбирала в пользу последней. В университете, думаю, появится немного больше свободного времени и буду общаться со своими однокурсниками. Сближаюсь с людьми, когда нахожусь в одной компании, группе — там ты видишь, кто чем занят после учебы. Если выпивать и пошататься — нет, не хочу связываться. Рада, что у меня такого не было.
Мама — лучший друг. Она никогда не предавала, ни разу не было ситуаций, чтобы она была не на моей стороне. А подруги как минимум по разу предавали. Ситуации случались разные...
Все спрашивают про парня, но был не тот возраст. Может быть, в университете кого-то найду. Мой будущий парень — это умный человек, с ним всегда есть о чем поговорить, без пьянок-гулянок на уме. Мне не нужен ботаник, хочу, чтобы он был веселым. Богатый? Если он будет бизнесменом или айтишником, то у него будет много девушек, а мне нужен человек на всю жизнь. Поэтому не пыталась заводить отношения в 12—13 лет, хотя сейчас это нормально. Когда училась в лицее, у нас в классе было всего 2 мальчика и 20 девочек — там легче 400 баллов по ЦТ получить, чем парня завести. Знаете, парню же не пожалуешься, не поплачешься: «Ой, я получила плохую оценку». А вот мама и папа всегда плечо подставят.
Училась всю свою жизнь, никогда не запускала ни один предмет, так как не знала, какой из них пригодится в жизни. Да и нужно быть развитой всесторонне. Целенаправленную подготовку к ЦТ начала в десятом классе: только появляется свободная минутка — сразу сажусь решать тесты. Из-за всей этой подготовки похудела на 10 килограммов.
Сильно волновалась перед самим ЦТ. У меня с детства принцип: перед олимпиадой, экзаменами, тестами нужно выплакаться маме в трубку. Так я снимаю с себя стресс — и все, осталось зайти в кабинет. Посмотрела задания — они как третий этап РТ, так что ничего нового, несмотря на то что нас пугали: мол, ЦТ будет сильно отличаться. Репетиторов у меня никогда не было. Я считаю, что репетитор — это дополнительная мотивация к учебе, а для меня учеба — это хобби. Мотивация и так есть.
Всегда говорят, что главное не победа, а участие. Но ясное дело, что все идут за победой и только за победой. Мой результат — это достижение — как для меня самой, так и для моих учителей. Думаю, что смогла бы сдать на 100 любой предмет, если бы начала целенаправленную подготовку в десятом классе.
В лицее, кроме меня, есть «стобалльники», но 400 баллов не набрал никто. Если бы набрала 390 баллов, это бы никак не сказалось на моей жизни. Когда приду в университет, моя жизнь начнется с чистого листа. Не думаю, что ко мне будут относиться предвзято или говорить, что я какая-то уникальная, — нет, считаю себя такой же девочкой, как и все.
Поступить на международные отношения решила в десятом классе. Колебалась между правом и отношениями. Подумала, что дипломатия — это больше именно про отношения, сюда и поступила. Многие знакомые хвалили этот факультет, а когда я готовилась к олимпиаде, к нам на сборы приходили разные преподаватели, в том числе из БГУ. Они, скажем так, распиарили ФМО, и меня это завлекло. По мне международные отношения — это перспективно, престижно, интересно и труднодостижимо.
Занимаюсь вокалом, очень люблю сцену — я считаю это своим хобби, которое буду совмещать с карьерой. Еще занималась греблей, волейболом, но из-за сколиоза оставила спорт. Год ходила в модельное агентство, хотела поучаствовать в съемках, но предлагали только платные. Оплатила где-то три-четыре, а так за год меня практически никуда и не позвали. Любимая книга — «Приключения Винни-Пуха», а сейчас читаю детективы Агаты Кристи. Если говорить о музыке, Моргенштерна вообще ненавижу, больше люблю современных певиц: Ани Лорак, Адель, Гагарина. Нравится не только их звучание, но и смысл, который они вкладывают в свои тексты.
Очень здорово, что в последние недели ко мне приковано столько внимания. Один незнакомый мужчина написал в соцсети: «Будет ли автограф-сессия?» Но потом он исчез. Может, это был чей-то розыгрыш? Привыкла все воспринимать всерьез — это не очень хорошее качество, но такая родилась.
Вообще, мне писало много людей. Наверное, человек 40 поздравляли, желали удачи, успехов. А вот что касается знакомых, неудивительно, что из моей школы написал только один человек — соседка по двору. Короче, не от тех людей пришли поздравления. Казалось бы, что стоит написать человеку «Поздравляю! Ты супер»? Три секунды, а мне от этого очень приятно. Зато как списать, так все друзьями были.
Я никогда не была серой мышкой. Если прихожу в новое учреждение, сразу заявляю о себе: мол, пою, танцую, рисую, открыта к любым предложениям, к творческим номерам или мероприятиям. Сейчас стараюсь не зазвездиться. Мама говорит, что этого у меня нет.
Если говорить о планах на будущее, то второе высшее — нет. Туда идут учиться, если не понравилась первая профессия, а я надеюсь, что сделала правильный выбор. Пойду в магистратуру, аспирантуру, так как, по-моему, нельзя стать дипломатом, просто окончив бакалавриат, нужна практика.
— Мать в основном воспитывала. Она тоже в свое время окончила политехнический университет с отличием, сейчас работает инженером на металлургическом заводе. Смотрю, вундеркинд вырос, в кого только, не пойму. Я все время в разъездах был, деньги приносил. Посмотрим, что станет. Можно же всю жизнь отлично учиться и быть обычным инженером, а можно балду гонять, в струю попасть и в мэрии сидеть. Это все не показатель на самом деле, тут не угадаешь. В ее личную жизнь не лезу. Если она сама выучилась, сама поступила, то в свои 17 умнее меня, — говорит отец отличницы.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by