«Репетиторов у меня никогда не было». Поговорили с девушкой, набравшей 400 баллов на ЦТ

03 августа 2021 в 8:00
Автор: Артем Беговский. Фото: Александр Побат

«Репетиторов у меня никогда не было». Поговорили с девушкой, набравшей 400 баллов на ЦТ

Анастасия Савостенок родом из Жлобина. Два года девушка живет в Минске, на ближайшие четыре останется здесь же. На ЦТ-2021 Настя набрала 400 баллов из 400 возможных. Раньше такое уже случалось — и повторилось вновь. Две сотни абитуриентка получила на ЦТ по белорусскому и английскому языкам плюс золотая медаль (гарантированная «соточка») и диплом с республиканской олимпиады по обществоведению (аналогично). А еще куча бессонных ночей на протяжении последних двух лет, минимальный контакт с окружающим миром и мама в роли лучшей подруги. Героиня вступительной кампании рассказала Onliner о том, как снимает стресс, кого видит рядом с собой, о дипломатии, зависти и Адель.


«Подшучивали: „Школу оканчиваешь, а ни одной двойки, надо же хоть одну получить“»

Сперва училась в Жлобине, в школе №13, после пятого класса перевелась в гимназию №1, в десятом-одиннадцатом училась в лицее БГУ в Минске. Разница между моим городом и Минском колоссальная. (Отец героини приводит аналогию: «Как между „Жигулями“ и Mercedes».) Если говорить о лицее БГУ, это незабываемая атмосфера, тут преподаватели живут своей профессией, по-настоящему помогают детям, вырабатывают индивидуальный подход. В Жлобине же нам говорили: «Сегодня изучаем такой-то параграф, читайте, пишите конспект, отвечайте на вопросы в конце материала и сдавайте тетради на оценку».

Понятно, что невозможно учиться на одни десятки, но я всегда делала домашнее задание, всегда готовилась к тестам и проверочным. Не помню, были ли у меня шестерки, но семерки ставили — ты их получаешь, а потом всю четверть закрываешь, берешь дополнительные проекты, доклады, а учителя, видя, что ребенку это важно, всегда пойдут на встречу. Двоек никогда не было, даже подшучивали: «Школу оканчиваешь, а ни одной двойки, надо же хоть одну получить». Никогда не прогуливала школу без уважительной причины, да и зачем: не буду же я лишать себя того, что мне нравится.

Мама говорила, что нужно давать списывать, чтобы налаживать контакты с людьми, но у меня был такой принцип: сначала полностью решу на десять себе, а потом помогу другим. И тоже не всем, не могу же я самолетики кидать через всю аудиторию. Людей это огорчало. Раньше оценки доводили чуть ли не до истерики: я эмоциональный человек, всегда нужен максимум. Но в десятом-одиннадцатом классах смирилась, что не всегда можно все решить.

«Мама предлагала забрать документы и доучиться в Жлобине, но я сказала нет»

В Минске было тяжело, не хватало родителей, особенно осенью и зимой. Но потом нас перевели на «дистанционку», и я вернулась домой: мама рядом, собственная комната, спишь на родной кровати, а бабушка готовит любимую еду. Пока училась, виделась с родителями каждые выходные, они ко мне в Минск приезжали. Первую четверть так вообще ревели, мама даже говорила: «Давай заберем документы, доучишься в Жлобине». Но я сказала нет.

Ела то, что мне привозила мама, плюс в лицее была столовая, где нас кормили. Так как она работала до пяти вечера, в ней можно было поужинать. Конечно, в общаге пироги и торты не испечешь, в основном готовили то, что быстро доводилось до кипения с маминой отбивной.

Поступила на бюджет. Не подрабатываю, все, что мне надо, дают родители. Иногда пытаюсь откладывать, а мама говорит: «Все мои деньги — твои. Ты и так была в учебе все время, а наработаться еще успеешь». Поэтому считаю, что все эти студенческие годы надо проводить с пользой для себя, а если еще подрабатывать, с учебой будет сложно.

«Я привыкла к тому, что меня пытались поддеть за спиной»

От общажной жизни иногда приходилось страдать, так как в нашей комнате жило пять человек. Девочки, которые жили со мной, были достаточно шумные, к ним и мальчики приходили, и песни под гитару пели. А мне главное — учеба, поэтому возникали небольшие конфликты. Но мы пытались урегулировать их: мол, давайте вы до девяти вечера орете, занимаетесь чем хотите, а после этого дайте поучиться спокойно, чтобы меня не трогали и никто лишний не приходил.

Бывали конфликты из-за зависти, так как дети, которые учатся в лицее, раньше были звездами в своих школах, а тут все звезды собрались вместе, и среди них появилась суперзвезда. Из-за этого пытались поддеть за спиной. Но я привыкла к такой жизни и старалась не обращать на это внимания. Завела себе подругу, с которой и общалась. Она мне прямо в лицо говорила, что меня обсуждают. Надо просто смириться, сейчас время такое.

В общаге, если ты не знаешь, как решать задачу по физике, ты находишь этих физиков, и они тебе в два счета объясняют и помогают. Вот к нам часто приходили ребята за сочинениями.

Все профильные предметы я полюбила. Самая любимая (не в обиду другим) — учительница белорусского языка Наталья Кравцевич. Она как вторая мама, к ней можешь обратиться с какой-то личной проблемой. Физкультуру тоже люблю: всегда можно было выбрать между спортзалом, прогулкой, просто тренировкой и фитнесом. Кросс мы не бегали, подтягиваний тоже не было, а слово «норматив» за два года лицейской жизни не прозвучало ни разу.

«Мама — лучший друг»

Времени не было даже на подышать, не говоря уже о походах в театры и кино. От этого и друзей не много. Я поддерживаю отношения с некоторыми одноклассниками. Общаюсь с девчонками из общежития. Моя подруга — умная девочка, начитанная, у нас есть общие темы для разговоров. Например, она рассказывает мне что-то из психологии — чуть ли не лекции, так как у меня не было времени самой это читать. Жить было не скучно, мы часами разговаривали, хотя вроде все новости связаны с учебой.

В лицее приходилось выбирать между друзьями и учебой — выбирала в пользу последней. В университете, думаю, появится немного больше свободного времени и буду общаться со своими однокурсниками. Сближаюсь с людьми, когда нахожусь в одной компании, группе — там ты видишь, кто чем занят после учебы. Если выпивать и пошататься — нет, не хочу связываться. Рада, что у меня такого не было.

Мама — лучший друг. Она никогда не предавала, ни разу не было ситуаций, чтобы она была не на моей стороне. А подруги как минимум по разу предавали. Ситуации случались разные...

«Мой парень не должен быть ботаником, хватит того, чтобы был веселым»

Все спрашивают про парня, но был не тот возраст. Может быть, в университете кого-то найду. Мой будущий парень — это умный человек, с ним всегда есть о чем поговорить, без пьянок-гулянок на уме. Мне не нужен ботаник, хочу, чтобы он был веселым. Богатый? Если он будет бизнесменом или айтишником, то у него будет много девушек, а мне нужен человек на всю жизнь. Поэтому не пыталась заводить отношения в 12—13 лет, хотя сейчас это нормально. Когда училась в лицее, у нас в классе было всего 2 мальчика и 20 девочек — там легче 400 баллов по ЦТ получить, чем парня завести. Знаете, парню же не пожалуешься, не поплачешься: «Ой, я получила плохую оценку». А вот мама и папа всегда плечо подставят.

«Из-за подготовки к ЦТ похудела на 10 килограммов. Поступила на ФМО»

Училась всю свою жизнь, никогда не запускала ни один предмет, так как не знала, какой из них пригодится в жизни. Да и нужно быть развитой всесторонне. Целенаправленную подготовку к ЦТ начала в десятом классе: только появляется свободная минутка — сразу сажусь решать тесты. Из-за всей этой подготовки похудела на 10 килограммов.

Сильно волновалась перед самим ЦТ. У меня с детства принцип: перед олимпиадой, экзаменами, тестами нужно выплакаться маме в трубку. Так я снимаю с себя стресс — и все, осталось зайти в кабинет. Посмотрела задания — они как третий этап РТ, так что ничего нового, несмотря на то что нас пугали: мол, ЦТ будет сильно отличаться. Репетиторов у меня никогда не было. Я считаю, что репетитор — это дополнительная мотивация к учебе, а для меня учеба — это хобби. Мотивация и так есть.

Всегда говорят, что главное не победа, а участие. Но ясное дело, что все идут за победой и только за победой. Мой результат — это достижение — как для меня самой, так и для моих учителей. Думаю, что смогла бы сдать на 100 любой предмет, если бы начала целенаправленную подготовку в десятом классе.

В лицее, кроме меня, есть «стобалльники», но 400 баллов не набрал никто. Если бы набрала 390 баллов, это бы никак не сказалось на моей жизни. Когда приду в университет, моя жизнь начнется с чистого листа. Не думаю, что ко мне будут относиться предвзято или говорить, что я какая-то уникальная, — нет, считаю себя такой же девочкой, как и все.

Поступить на международные отношения решила в десятом классе. Колебалась между правом и отношениями. Подумала, что дипломатия — это больше именно про отношения, сюда и поступила. Многие знакомые хвалили этот факультет, а когда я готовилась к олимпиаде, к нам на сборы приходили разные преподаватели, в том числе из БГУ. Они, скажем так, распиарили ФМО, и меня это завлекло. По мне международные отношения — это перспективно, престижно, интересно и труднодостижимо.

«Незнакомец написал: „Будет ли автограф-сессия?“»

Занимаюсь вокалом, очень люблю сцену — я считаю это своим хобби, которое буду совмещать с карьерой. Еще занималась греблей, волейболом, но из-за сколиоза оставила спорт. Год ходила в модельное агентство, хотела поучаствовать в съемках, но предлагали только платные. Оплатила где-то три-четыре, а так за год меня практически никуда и не позвали. Любимая книга — «Приключения Винни-Пуха», а сейчас читаю детективы Агаты Кристи. Если говорить о музыке, Моргенштерна вообще ненавижу, больше люблю современных певиц: Ани Лорак, Адель, Гагарина. Нравится не только их звучание, но и смысл, который они вкладывают в свои тексты.

Очень здорово, что в последние недели ко мне приковано столько внимания. Один незнакомый мужчина написал в соцсети: «Будет ли автограф-сессия?» Но потом он исчез. Может, это был чей-то розыгрыш? Привыкла все воспринимать всерьез — это не очень хорошее качество, но такая родилась.

Вообще, мне писало много людей. Наверное, человек 40 поздравляли, желали удачи, успехов. А вот что касается знакомых, неудивительно, что из моей школы написал только один человек — соседка по двору. Короче, не от тех людей пришли поздравления. Казалось бы, что стоит написать человеку «Поздравляю! Ты супер»? Три секунды, а мне от этого очень приятно. Зато как списать, так все друзьями были.

Я никогда не была серой мышкой. Если прихожу в новое учреждение, сразу заявляю о себе: мол, пою, танцую, рисую, открыта к любым предложениям, к творческим номерам или мероприятиям. Сейчас стараюсь не зазвездиться. Мама говорит, что этого у меня нет.

Если говорить о планах на будущее, то второе высшее — нет. Туда идут учиться, если не понравилась первая профессия, а я надеюсь, что сделала правильный выбор. Пойду в магистратуру, аспирантуру, так как, по-моему, нельзя стать дипломатом, просто окончив бакалавриат, нужна практика.


Отец: «Смотрю, вундеркинд вырос, в кого только, не пойму»

— Мать в основном воспитывала. Она тоже в свое время окончила политехнический университет с отличием, сейчас работает инженером на металлургическом заводе. Смотрю, вундеркинд вырос, в кого только, не пойму. Я все время в разъездах был, деньги приносил. Посмотрим, что станет. Можно же всю жизнь отлично учиться и быть обычным инженером, а можно балду гонять, в струю попасть и в мэрии сидеть. Это все не показатель на самом деле, тут не угадаешь. В ее личную жизнь не лезу. Если она сама выучилась, сама поступила, то в свои 17 умнее меня, — говорит отец отличницы.

Наполнители туалетов для животных — пополняйте запасы в Каталоге Onliner

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Артем Беговский. Фото: Александр Побат
Без комментариев