Во многих странах эпидемию объявляют, когда заболевает больше 1% населения. В прошлом году на учете и под наблюдением у белорусских наркологов находилось 242 112 злоупотребляющих, или 2,5% от всех жителей страны. Что это, как не самая настоящая эпидемия пьянства, вот уже который год бушующая в Беларуси? Мы начинаем цикл «Бухло», в котором будем говорить о масштабах проблемы, о том, когда и почему белорусы стали так много пить, какой урон это приносит обществу и экономике и что с этим можно сделать.
Читать на OnlínerОт болезней, вызванных злоупотреблением алкоголем, в Беларуси умирает около 20 тыс. человек в год, или по 50 в день. Такие данные в прошлом году озвучивал координатор программ по общественному здоровью странового офиса ВОЗ в Беларуси Валентин Русович. Кроме того, что пьющие умирают от сопутствующих болезней, они еще попадают в ДТП, гибнут на пожарах, тонут и калечатся на работе. Но самое страшное — они убивают и калечат окружающих. При этом зачастую пьяные преступления принимают чудовищные формы.
В прошлом году в стране был убит 291 человек. По данным Следственного комитета, 87% убивших и покушавшихся на убийство находились в состоянии алкогольного опьянения.
Практически в каждом резонансном убийстве, которое потрясло страну, замешан алкоголь — как, например, в жуткой истории с сумкой с отрубленными конечностями в Свислочи.
Убитой оказалась 37-летняя Юлия. Женщина жила в квартире на Романовской Слободе и, по словам соседей, вела «довольно разгульный образ жизни» — они не раз вызывали милицию на шумные застолья.
Обвиняемый — 26-летний туркменский студент Батыр, с которым она общалась. По словам друзей и знакомых, он был хорошим, спокойным и адекватным парнем, во всяком случае внешне. Батыра задержали спустя несколько дней после обнаружения сумки. На допросе хороший парень признался, что сначала задушил Юлию, а потом расчленил и выбросил останки в реку.
В тот вечер они с Юлией пили и поссорились. Из-за чего? Из видео допроса видно, что Батыр и сам не очень это понимает.
«Из-за того, что, может, на меня так начала она говорить и еще… не знаю… может, очень сильно был пьяным», — говорил студент.
Примерно в то же время, когда искали Батыра, вскрылось и убийство 41-летней Светланы из деревни Тарново Лидского района. Причем раскрыл это убийство как раз участковый. Никто бы никогда не заподозрил «спокойного, интеллигентного и аккуратного парня» с хутора Поречаны.
Все случилось вечером 25 декабря. В гости к 36-летнему Юрию пришли приятель Геннадий и Светлана. Отмечали Рождество с алкоголем, как и принято. Потом в какой-то момент поссорились. Слово за слово, Юрий разозлился и стал душить женщину.
«В такой ярости я его никогда не видел. Просил вызвать скорую, но он сказал, что в тюрьму больше не пойдет»,— рассказывал на допросе Геннадий.
После того как Светлана умерла, Юрий отрезал ей голову и конечности и сжег их в самодельной печке прямо во дворе. Туловище же закопал в мелиоративном канале в двух километрах от дома.
Все следы и улики он тщательно убрал: сжег вещи Светланы, свою одежду, диван, на котором все происходило. Также несколько раз перекопал землю в сарае и полил ее хлоркой. Его выдали три капли крови жертвы, которые эксперты нашли на заборе. Приятель Геннадий при встрече с нами объяснял: никогда бы не подумал, что Юрий способен на подобное.
«Знаете, в последнее время он стал много выпивать. Может быть, алкоголь на него так влиял», — говорил он про знакомого, который сейчас находится в СИЗО на Володарского.
В прошлом году Чериков был в шоке от убийства 47-летней учительницы-дефектолога Натальи Кострицы. 10 апреля спасатели выехали на пожар в частном доме, и во время тушения они обнаружили тело Натальи. Женщина находилась в доме одна: сын живет в Минске, а муж на тот момент был в России по работе.
После того как пожар потушили, выяснилось, что Наталья умерла не от огня или дыма — ее убили. В убийстве сознались двое бывших учеников, живущих в доме по соседству, братья Костевы: 18-летний Станислав и 20-летний Илья. Оба были сильно пьяными: сначала пили пиво, потом водку. На суде они говорили, что приходили «поговорить», так как у их сестры были ссоры с учительницей. Как созрела идея пойти поговорить, они не помнят.
Судмедэксперты насчитали на теле убитой 155 «травматических воздействий», в том числе несколько десятков ударов ножом. Позже выяснились еще более ужасные подробности: оказалось, учительницу избивали и резали несколько часов, а потом подожгли дом.
«Она убегала, они догоняли, продолжали бить и резать. Представляете, пока это все происходило, они несколько раз выходили покурить, свет во всем доме включили — настолько спокойно себя вели», — рассказывала журналистам во время суда мама Натальи Кострицы Вера Петровна. По ее словам, уже мертвой дочери братья зачем-то перерезали горло.
После убийства парни вынесли из дома продукты, компьютер и бытовую технику, спрятали их у себя в сарае и на чердаке. Нож выбросили в реку. Затем собрали кучу одежды и подожгли ее, чтобы занялось пламя и весь дом сгорел.
«Подожгли дом, открыли газ и несколько раз еще возвращались проверить», — рассказывала мать убитой.
В своем последнем слове братья Костевы раскаивались и просили не применять к ним высшую меру наказания. Родственники погибшей учительницы, как и многие жители Черикова, в это раскаяние не поверили. Когда суд Могилевской области на выездном заседании в Черикове приговорил Костевых к смертной казни, зал аплодировал.
«Трезвыми они никогда бы такого не совершили, — уверена сестра Костевых Анна, которая растила их и фактически заменила им мать. — На свиданиях они все говорили мне: „Аня, мы не знаем, как так получилось, какое-то наваждение“. Они раскаиваются, просят прощения. Я тоже попыталась попросить прощения у родственников учительницы, но они меня чуть не избили. Я не оправдываю своих братьев, они совершили чудовищное преступление, но не лишайте их жизни, дайте им шанс исправиться».
Братья Костевы подавали апелляцию в Верховый суд, но он оставил приговор в силе. Совсем недавно они написали прошение о помиловании президенту.
Перед двойным убийством в Бобруйске, которое случилось 19 июля 2018 года, Александр Осипович и его жертвы встретились в кафе «Престиж». Все были выпившие. До кафе Осипович успел с другом выпить «двушку» пива, потом еще несколько бутылок, затем уже в баре его «угостили коньяком и водкой».
Олеся Климова отправилась в это же кафе пообщаться со своей знакомой Кристиной Крюшкиной. Пришла тоже «тепленькая». До этого они посидели с подругой, где выпили по 200 граммов водки.
Олеся подходила к Осиповичу в кафе, а после танцев она и Кристина догнали мужчину и попросили подвезти до дома. Но пьяные планы изменились. В итоге Александр помнит только, что они заехали на заправку за пивом и отправились к нему в квартиру. Там застолье продолжилось.
Утром мужчина искал ключи. Смех Кристины и Олеси, которые подтрунивали над ним, вызвал у Осиповича приступ злости. Он ударил Кристину. Девушки испугались, убежали в ванную и заперлись там. Осипович начал ломиться в комнату. Тогда они позвонили в милицию, но неправильно продиктовали адрес. Правоохранители не успели.
Мужчина сломал дверь, а затем молотком и ножом жестоко убил обеих прямо в ванной. Число ударов — больше 100 на двоих. В суде Осипович говорил, что не помнит того, как бил Кристину и Олесю. Твердил, что был пьян. Он плакал и просил не расстреливать его.
Но суд Могилевской области приговорил его к высшей мере наказания, в силе решение оставил и Верховный суд. Осиповича расстреляли в декабре прошлого года.
Отдельная история — убийства детей — жуткие, жестокие и, как правило, со стойким алкогольным амбре. Свежий пример — сообщение об обнаружении тел двух младенцев, которых нашли в квартире столичного микрорайона Домбровка. Один ребенок предположительно 2016 года рождения, второй — 2018—2019-го. Тело одного хранилось в морозилке, а второго (точнее, то, что от него осталось) — на балконе.
Они хранились бы и дальше, но минчанка по пьяной лавочке рассказала все квартирантам. И даже вынула из морозилки пакет с телом малыша, чтобы доказать сказанное. Шокированные мужчины заявили в милицию, и женщину задержали. По словам официального представителя Следственного комитета Юлии Гончаровой, следователи вынуждены были два дня ждать, пока минчанка протрезвеет, чтобы просто допросить ее.
В квартире с женщиной живет и ее старший сын. С матерью он никак не общается и сторонится ее. Говорит, что в последние годы она очень сильно пила.
«Жили мы плохо, конечно, она часто выпивала, денег мало было, еле хватало на еду, — говорит он. — В последнее время мать не пила, только когда не было денег. Она и по дому что-то делала, и готовила. А как только что-то появится, все… Еще года четыре назад я понял, что это безвыходная ситуация, пытаться помочь бесполезно».
Несмотря на такие отношения, парень сразу не мог поверить, что его родная мать способна на что-то подобное.
Чуть больше полутора лет назад в Лунинце случился кошмар, забыть который в городе вряд ли смогут. 28-летний Леонид вернулся домой с двумя старшими сыновьями, где обнаружил мертвой младшую восьмимесячную Анечку.
Как потом рассказали нам несколько не связанных друг с другом источников, голова ребенка лежала отдельно.
К слову, семья Леонида и Натальи Колб была не совсем благополучной и имела социально опасное положение с августа 2018 года. Виной всему алкоголь. 25-летняя Наталья пила, а Леонид не раз ее за это бил.
«Семья была поставлена на учет по СОП после того, как из РУВД было сообщение о семейном скандале, — рассказала начальница отдела образования, спорта и туризма Лунинецкого райисполкома Наталья Тельпук. — Со стороны учреждения образования (детского сада. — Прим. Onliner) осуществлялся контроль за пребыванием детей в семье».
По словам Натальи Тельпук, никаких жалоб от соседей или каких-то предпосылок к случившемуся не было.
В тот день, 27 октября 2018 года, Наталья осталась дома с Анечкой. Муж с двумя старшими сыновьями пошел к родителям. На огонек заглянул 47-летний знакомый Виктор Сергель.
Они сели выпивать. Пили, судя по всему, много, так как потом экспертиза показала, что в крови у женщины было 1,6 промилле алкоголя, а у ее знакомого — 1,2.
По нашей информации, во время пьянки Наталье и Виктору мешал плач ребенка. Поэтому девочку сначала жестоко избили, а потом отрезали голову.
«У малышки на теле не было живого места — вся в гематомах и ссадинах. Ее били, причем говорят, будто бы била сама Наташа, била сильно, о стенку головой даже», — рассказывали потом знакомые семьи.
Узнать подробности истории общественность не смогла: суд проходил за закрытыми дверями. Приговор огласили осенью прошлого года: Наталья Колб получила 25 лет лишения свободы в колонии общего режима, а Виктор Сергель приговорен к высшей мере наказания.
В январе Верховный суд оставил в силе смертный приговор Сергелю. Пока информации о том, что он приведен в исполнение, нет.
Считай, каждый день в Беларуси случается ДТП с участием пьяных. Одна из последних громких и страшных аварий произошла 17 мая недалеко от Борисова. Автомобиль Renault выехал на полосу встречного движения, по касательной столкнулся с Geely Atlas, а затем лоб в лоб врезался в фуру. Все шесть человек из Renault погибли.
Оказывается, в воскресенье трое молодых людей (27-летний и двое 21-летних) с тремя школьницами (две девятиклассницы и одна восьмиклассница) отмечали день рождения. Через какое-то время компания отправилась в магазин. Возле него ребята встретили двух парней 30 и 27 лет — знакомых некоторых ребят из компании. 30-летний как раз и был владельцем того самого Renault.
«Парень из первой компании предложил поехать к нему домой. В машину сели все восемь человек. Но там праздник продолжить не удалось, — рассказывала официальный представитель СК Юлия Гончарова. — Хозяин дома остался, а остальные решили поехать к одному из новых знакомых в дом в Крупском районе».
И снова все семеро втиснулись в Renault. По пути 21-летнего именинника высадили без объяснения причин, а буквально через несколько минут случилось ДТП.
Установлено, что у всех погибших в крови был алкоголь, а водитель был лишен прав за вождение в нетрезвом состоянии.
Немного позже, 1 июня, в ДТП попала пьяная компания из Гродно. В 5:20 Ford съехал с прямого участка дороги Н6050 Гожа — Цидовичи — Огородник и оказался в кювете. Задней дверью автомобиль ударился о дерево. Как выяснилось потом, за рулем был 24-летний пьяный водитель без прав. В итоге 17-летний парень погиб на месте, еще двоих увезли в больницу.
Еще раньше, в апреле, на могилевской трассе пьяный 44-летний водитель, лишенный прав, сбил 37-летнего могилевчанина и скрылся с места ДТП, оставив сбитого пешехода лежать на обочине.
«По возвращении домой владелец авто предпринял шаги, чтобы обеспечить себе алиби и скрыть причастность своего авто к ДТП. Прибывшим сотрудникам милиции он заявил, что Jetta уже давно не на ходу и почти разобрана, свою причастность к наезду он всячески отрицал, — рассказывали сотрудники ГАИ. — Однако на стоявшем в гараже автомобиле милиционеры обнаружили следы крови, а во время осмотра придомовой территории нашли части кузова и стекла с повреждениями, характерными для аварии. Это стало основанием для задержания мужчины по подозрению в совершении преступления».
Но, пожалуй, одно из самых страшных и резонансных ДТП последних лет случилось возле Белоозерска 7 июля прошлого года. В нем погибли пять человек: двое взрослых и трое детей.
По словам хозяйки дачи Ольги, было воскресенье, и в тот день у них собрались две компании. Первая — ее знакомые девушки, Екатерина и Ирина, с тремя детьми, а также два парня. Вторая — трое ребят на Mercedes GL, знакомые Екатерины. С ними владельцы дома знакомы не были.
Главный виновник аварии — 30-летний Андрей. Накануне он всю ночь пил. Домой пришел в шесть утра, а уже около полудня сел за руль и с друзьями приехал на дачу к Екатерине. Чтобы не делать два рейса, в авто поместили десять человек. Некоторые дети сидели на коленях взрослых, а еще двое парней забрались в багажник.
«Я спросила, как все поместятся. Приезжая компания парней рассмеялась: „Ничего, все влезем, двое поедут в багажнике“. Так и поступили. Я стала говорить, почему бы не сделать два рейса, но меня никто не послушал. Они уехали. Позже мы с супругом сели на велики и поехали в город», — говорила хозяйка дачи.
Дорога от дачи идет вдоль канала, и на повороте в 90 градусов Андрей не справился с управлением. Он просто поехал прямо. Машина упала в воду — как раз в том месте, где было достаточно глубоко. Автомобиль быстро пошел ко дну. Когда послышались крики, на место прибежал рыбак Александр. К тому времени на берег смогли выбраться четверо парней, включая водителя, и Екатерина.
«Машину не было видно совсем, к тому моменту она полностью ушла под воду. Женщина кричала на какого-то парня: „Там же дети!“ — а он стоял со стеклянными глазами и смотрел на воду. Она начала его трясти, но он не реагировал: находился в таком же шоковом ступоре», — рассказывал Александр.
Девятилетний сын и четырехлетняя дочь Екатерины не спаслись. Утонула и ее подруга вместе с девятилетней дочерью, а также 21-летний парень.
Позже у водителя Андрея в крови обнаружили 1,59 промилле алкоголя. Его приговорили к 10 годам колонии общего режима.
«Я хочу еще раз попытаться попросить прощения. Ну, чтобы поняли меня — родственники, родные, близкие. Я не хотел ни в коем случае, чтобы это произошло. Чтобы попытались меня простить. Понимаю, что это сложно. Возможно, невозможно… Простите меня, если сможете», — говорил он в последнем слове.
В прошлом году по вине пьяных в Беларуси произошло 704 пожара (каждый девятый случай). Из 490 погибших за год в огне каждый второй был пьян. Типичная схема «пьяного» пожара выглядит так: сначала выпил, потом закурил, зачастую уснул с сигаретой — а дальше полыхнуло.
Пять лет назад в Гомельской области произошло ЧП, которое вряд ли кто-то забыл. В деревне Малевицкая Рудня пьяный мужчина зашел в летнюю кухню, вылил на себя бензин, чиркнул спичкой и загорелся.
— Он с самого утра какие-то щепки стал носить в летнюю кухню. Я уже заподозрила неладное, спрашивала, что он надумал. Муж не отвечал, — даже спустя пять лет жена покойного Лидия Александровна вспоминает эти события с дрожью в руках. — Потом в огород пошла. Слышу крик: «Лида, горю!» Обернулась — а он в летней кухне. Вижу, как горит его голова, а потом огонь занимается на одежду. Я сразу же к нему. На ходу кричала, чтобы падал и переворачивался, чтобы огонь сбить.
Смогли его как-то потушить, к счастью, он успел выйти, не полыхнуло все. Так бы не вытащили. Но он очень сильно обгорел, остались резинка от трусов да носки… Мы срочно вызвали скорую. Пока ждали, я поняла, что он бензином облился для бензокосы и поджег себя. В больнице пролежал пару дней и умер — не спасли… 30 лет мы с ним жили.
Почему муж решил поджечь себя, Лидия Александровна не знает. Но факт остается фактом: до самосожжения они с мужем набрали кредитов на десятки миллионов неденоминированных рублей.
— Его с работы уволили, потом одна за другой SMS стали приходить с требованием вернуть долг. Может быть, это тоже сыграло свою роль, — говорит Лидия Александровна. — Но он и раньше пытался покончить жизнь самоубийством. Дважды я снимала его с петли.
Один из последних резонансных пожаров случился 14 июня в пятиэтажке на столичной улице Кольцова. Сначала соседи увидели вспышку, затем услышали взрыв, а уже потом появилось пламя.
«Я услышала сильный взрыв, а потом был яркий свет. Думала, что то ли машина взорвалась, то ли бомба упала. После этого стали слышны мелкие взрывы, треск какой-то, — рассказывала очевидица. — Двери вырвало на лестничной клетке. Трясло от хлопка очень сильно. У меня дом напротив, с другой стороны этого дома. Стеклопакеты заходили ходуном. И кладка дома затряслась».
В этом пожаре пострадали трое мужчин, которые на тот момент находились в квартире. Соседи характеризуют их не очень положительно: они часто пили, хулиганили и дрались. Уже позже на снимках МЧС читатели заметили, что на газу стоял агрегат, сильно похожий на самогонный аппарат. Правда, очень странно, почему он оказался целым, но это уже другая история.
Перечисленные в тексте случаи — это маленькая капля в огромном море того треша и угара, который происходит по пьянке в Беларуси. Мы показали только самые вопиющие вещи, кажущиеся обычному человеку немыслимыми.
Многие, прочитав этот текст, отмахнутся: «Написали про каких-то маргиналов. Мы-то живем в нормальном доме, на работе адекватные коллеги, семья благополучная, друзья хорошие. ПДД не нарушаем, не привлекались и не значились, не злоупотребляем, в конце концов. При чем тут, собственно, приличные люди?»
Но это иллюзия. Каждый день в стране происходит 46 «пьяных» преступлений. Нет никакой гарантии, что завтра, когда вы будете переходить дорогу на зеленый свет, водитель подшофе не собьет вас или не врежется в ваше авто на стоянке. Не факт, что вы не попадете в пьяную драку или вас не покалечит словивший «белочку». Никто не может быть на 100% уверен, что по соседству не снимет квартиру пьянствующий ночи напролет и номер участкового не поселится в вашем мобильнике навсегда.
Можно сделать вид, что ничего не происходит, но от этого реальность не станет другой.
(Продолжение следует).
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by