Глобально это очень скользкая тема, потому что от ток-шоу «Экономика или старики» мир спасает только политическая непопулярность сюжета. Пока кто-то делит с кем-то что-то в будущем, а читатели обвиняют СМИ в перепсихозе или недопсихозе, у нас есть конкретные опасения за жизнь и здоровье родителей и бабушек с дедушками. Что делать и как с ними разговаривать?
Читать на OnlínerИх принято называть «уязвимые»: 70 лет и выше с сопутствующими заболеваниями. Полгода назад в Беларуси было более 900 тыс. жителей в возрасте 70+. Сколько из них к такому рубежу добираются «с сопутствующими заболеваниями», догадаться несложно.
Наши советы многим не подойдут и не всем понравятся. В конце концов еще в прошлом году в стране на работу выходили пара десятков 90-летних людей. Наверняка они ценят свою полезность для общества выше всяких рисков и отрицательно воспримут идею изоляции. Попробуйте просто поговорить. Для этого ниже есть советы медицинского психолога.
Начните с обновления аптечки. Известно, что есть бизнес-инициатива от Ассоциации предприятий онлайн-торговли. И три недели назад министр здравоохранения Владимир Караник говорил журналистам, что министерство прорабатывает вопрос доставки лекарств из аптек на дом. Но «прорабатывает» — слово без определенного срока.
Если вы беспокоитесь, что что-то может случиться, а вы не всегда доступны, убедитесь, что у вас есть план: перечень лекарств, контактные номера, по которым помощь окажут быстрее, чем вы или даже чем приедут врачи.
Вот с этим нам повезло. Поголовное обезналичивание началось давно и достигло достаточного показателя, чтобы легко решить проблему с оплатой телефона, «коммуналки», интернета без офисов почты, банков и прочих накопителей очередей.
Достаточно вбить в шаблоны данные: расчетный счет, номера телефона, контракта за интернет — и оплатить все в несколько кликов. Потом вам бабушка за это блинов напечет и с внуками посидит. Это если кто-то боится влезть в долги (разные же есть формы воспитания).
Вот, например, реализация этой услуги в приложении «Альфа-Банка» (аналогичные есть у большинства коммерческих банков). Создали один раз папку с платежами — и таскайте на нее иконку счета, где деньги лежат.
Едой не запасешься, как бы вы ни любили крупы с пельменями. Все равно захочется чего-то из «скоропорта».
«Е-доставка» — от 25 рублей, включая бесконтактную.
«Хит-доставка» — от 35 рублей, не более 5 единиц одного товара и ограниченный ассортимент. Это тоже проект «Евроторга» — говорят, ответ на занятость и невозможность оперативного заказа через «Е-доставку».
И еще один (точно не последний в ближайшее время; а вы помните, как громко страдала «Е-доставка», предрекая самой себе кончину, если не разрешат возить алкоголь?) доставщик еды из магазинов — Enot Delivery, запущенный с 1 апреля. Ребята начинают с сотрудничества с небольшой торговой сетью «Провиантъ» и обещают скорое развитие — по количеству магазинов, зоне доставки и прочему.
Раньше компания занималась (и продолжает заниматься) доставкой готовой еды из заведений общепита.
— Мы и раньше планировали развивать наш сервис в этом направлении, но ближе к лету. Однако в обстановке, которая сейчас складывается в мире, мы начали получать запросы от самих торговых сетей и решили ускорить запуск. В настоящее время на сайте представлен ограниченный перечень продуктов первой необходимости, включая бакалею, молочные продукты, мясо и туалетную бумагу, — говорят в Enot Delivery.
Заказы «сегодня на сегодня» принимаются ежедневно до 15:00. Минимальная сумма — 35 рублей. Стоимость доставки из магазина — 5,5 рубля.
Каждый «уязвимый пожилой» должен иметь хотя бы Viber. Если возможности позволяют, помогите установить любой мессенджер с функцией видеосвязи.
Если сразу заинтересовать не получится, не злитесь. Изменение реального общения на виртуальное — это серьезный вызов, для этого нужны время и ресурсы (которых нет). Так или иначе, дефицит общения, который уже есть, будет толкать людей на то, чтобы использовать мессенджеры активнее.
Конечно, это ограниченный контакт, но он по крайней мере есть. Вокруг нас живут люди с постоянно, а не временно ограниченными возможностями — и они прекрасно строят взаимодействия и налаживают контакты. А бабушка справится.
С этим решением поможет разобраться медицинский психолог Вероника Дорингер.
— То, что сейчас происходит в мире, называется пограничной ситуацией. Рушатся обычные планы, представления и даже отношения. Все это вызывает сильные переживания: гнев, страх, бессилье, ярость или оцепенение. Чтобы справиться с такой заряженностью, человек использует различные стратегии, но полярных реакций две: одни очень сильно паникуют, вторые, наоборот, защищаются замораживанием и аргументами вроде «от комаров больше людей гибнет». Глупая паника против глупой беспечности. Обе реакции нельзя назвать здоровыми. Таковой является средняя: я понимаю проблему и делаю что-то от себя зависящее, без желания в одиночку изменить мир.
Для начала ответьте себе: вы можете сами сказать, что реально воспринимаете происходящее? Потому что, заботясь о старшем поколении, именно вы должны стать гарантом реалистичного восприятия настоящего.
У наших бабушек есть сложный опыт неопределенности и внезапных перемен. Их реакции на настоящее связаны с прошлыми травмами. Они же не занимались психологическим лечением, и даже с рефлексией мало кто знаком.
— Как сказать бабушке, что внучка не приедет на каникулы?
— Часто не нужны никакие здравые объяснения. Почему нельзя десять конфет сразу? Потому что так будет лучше. Сейчас ответственность лежит на людях, которые адекватно оценивают угрозу и картину мира. «Нет, нельзя приезжать — временно, потом все вернем». Очень важно давать понять, что скоро сложный этап закончится.
— Чеснок, уксус, иконы — часто бабушки знают все о борьбе с вирусом лучше, чем современные ученые.
— А что вы предлагаете? Прийти и причинить им добро с нанесением счастья? Когда вы забираете у человека адаптивный способ (вдруг чеснок и икона — единственные опоры), вы должны что-то предложить человеку. Психологическая устойчивость? Талон к психологу? Как много людей на это пойдет? Психика сохраняется любыми доступными способами. Разубедить и лишить веры в чеснок — это опасно и не нужно.
— Если родители не слушаются, вообще ничего не хотят менять?
— Нельзя насильно заставить человека жить. Если мы говорим сходить к врачу, а они делают наоборот, то это называется ответственностью за свою жизнь. Да, это эгоистично с их стороны: они не думают, что могут причинить детям боль, связанную с утратой. Попробуйте объяснить так: «Ты заботишься о нас, а не о себе». Или: «О врачах подумай, они людей лечат без отдыха, давай пока не будем рисковать и мешать им».
Если не работает, позаботьтесь в рамках дозволенного: отвезите к врачу или вызовите такси, чтобы они хотя бы не ехали на общественном транспорте.
— Как принять их одиночество?
— Никому не помешает хоть иногда сталкиваться с болью и одиночеством. Большей заботой будет, если вы продемонстрируете собственную устойчивость, что у вас все хорошо. Бабушка обижается? А на другой чаше весов что — жизнь и здоровье? Бабушка переживет обиду, когда вы к ней приедете через время.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by