Спецпроект

Сколько реально может зарабатывать фрилансер? Анализируем рынок труда

Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка, Анна Иванова; фото носят иллюстративный характер
31 января 2020 в 17:43

Мечтающих о фрилансе часто останавливают нестабильность и непредсказуемость в заработках. Есть те, кто считает, что хорошие деньги при такой форме работы — это миф, а на самом деле все обстоит не так радужно. В нашем совместном с БСБ Банком проекте мы исследуем зарплаты в самых популярных областях. Белорусские фрилансеры на условиях анонимности рассказали про свои гонорары.

Читать на Onlíner

Фотограф: «За пару лет можно выйти на $2000 и выше»

— Заработок варьируется от уровня самого фотографа и его клиентов. Час работы новичка может стоить от $10, средние фотографы берут по $50—100 и выше, — говорит фрилансер со стажем. — У нас на рынке хорошие фотографы зарабатывают в районе $2 тыс. Но это уже специалисты с большим стажем (как правило, от 10 лет) и опытом. Если брать стоковую фотографию, то начинающие могут рассчитывать на $500. Но за пару лет можно выйти и на заработки в $2 тыс. и выше. Правда, при условии, что каждый день фрилансер будет грузить хороший разноплановый контент. Опять же, как правило, фотографы-фрилансеры стараются работать и с клиентами, и на стоках, чтобы была финансовая подушка.

Иллюстратор: «Большинство мечтают о $500»

Очень часто можно видеть информацию о доходе стоковых студий — это команда иллюстраторов и менеджеров. Так вот одна такая студия со всех стоков может зарабатывать около $30 тыс. в месяц, самые успешные индивидуальные авторы — $10 тыс., затем хорошим доходом считается $3—5 тыс.

— Надо понимать, что такие деньги зарабатывают действительно единицы. Большинство стоковых иллюстраторов мечтают о доходах в $500 в месяц, — объясняет наша собеседница. — Выйти на такую сумму, работая на стоки, сейчас крайне сложно. Потому что новые иллюстрации продаются плохо. Иллюстраторы, которые пришли на стоки 5—7 лет назад и развивали свои портфолио, зарабатывают прежде всего за счет продажи старых работ, потому что иллюстрации, которые были загружены несколько лет назад, успели продаться много раз, что обеспечивает им хороший рейтинг на стоке и приоритет в поиске у покупателей.

Должно сложиться много факторов (постоянство загрузки новых работ, их качество, актуальность выбранных тем, техник, стилей и еще много специфических моментов), чтобы даже очень талантливый художник вышел на желаемую сумму за год. Сейчас уже не идет речь о том, что стоки — это косвенный доход или что можно полноценно совмещать стоки и работу в офисе или стоки и декретный отпуск. Для хорошего результата необходимо полное включение. По сути, надо быть не только иллюстратором, но и аналитиком, маркетологом, дизайнером одновременно. И при этом есть риски. Ну и понятно, что это ненормированный рабочий день, иногда приходится отказываться от выходных и отпуска.

Веб-дизайнер: «$1000 можно получать через полгода»

— На начальном этапе, с парой работ в портфолио реально зарабатывать $300—400, дальше — тяжелее, — говорит веб-дизайнер, которая сотрудничает с одной из российских бирж. — Заказчики более дорогих проектов уже чаще смотрят на твой опыт, портфолио, и их требования — выше. При хорошем движении $1000 можно получать уже через полгода. А дальше нужны обороты, навыки и цели. Всегда есть возможность предложить свои услуги дороже, чем заказчик ожидал заплатить. Главное — преподнести. Это навык общения, маркетинг и даже харизма.

Далее есть вариант работы с партнерами через процент. К примеру, фрилансер может делить с кем-то процент от работы. Командная работа увеличивает доход в разы и достаточно быстро.

Программист: «Средний специалист может зарабатывать $600—1000»

Цены на услуги программистов отличаются в разы. В одном из популярных направлений — создании сайтов — они варьируются от $150 до нескольких тысяч.

— Нет какого-то бизнес-плана, которому следуют все. Каждый сам решает, какую стоимость поставить, сколько выполнить заказов, — говорит программист, который почти три года работает фрилансером. — Одни повышают ценник обоснованно, другие — потому что просто захотелось больше денег, третьи — недооценивают себя и делают сайты по заниженной стоимости.

Понятно, что в один месяц доход может составить $900, а в другой — $150. Когда в стране затяжные праздничные выходные, все отдыхают и мало заказов. Специалист с небольшим опытом может зарабатывать $300—400 в месяц. Тот, у кого уже более высокие навыки, кто постоянно их повышает (проходит курсы, семинары), зарабатывает $600—1000. Более $1000 зарабатывать могут еще большие профессионалы. Их заработок увеличивается за счет поднятия стоимости на свои услуги. Те, кто постоянно повышает свои навыки и знания, уже спустя две недели — месяц после прохождения курсов могут брать новые заказы, которых у них не было раньше. Чем больше ты умеешь в своей сфере, тем больше у тебя заказчиков. Можно сделать им сайт, а потом предложить продвижение этого сайта и так получить дополнительны доход.

Маркетолог: «Начинала как копирайтер с $1 за 1000 знаков, спустя два года моя ставка была $10»

Коммерческие писатели сейчас берут $0,5—1 за 1000 знаков. Новички, как правило, на этих ставках застревают и говорят, что заработать здесь невозможно. Наша собеседница разрушает этот стереотип.

— Я начинала как копирайтер с $1 за 1000 знаков. Спустя два года моя ставка была $10, — говорит она. — Дальше в SMM (продвижении Instagram-аккаунта) я зарабатывала $300 плюс получала около $150 на бонусах за выполнение KPI (ключевых показателей эффективности).

Сейчас я маркетолог и отвечаю за привлечение клиентов в компанию, а затем за формирование у них лояльности к бренду компании. К этой должности я шла три года, хотя можно было быстрее. Я проходила разные сферы в маркетинге (копирайтинг, SMM), чтобы сейчас заниматься им более комплексно. Проходила много обучений. Предел дохода в этой специальности именно в найме, без создания своего агентства и команды — $1900—2300. Но вы должны быть реально шикарным специалистом. За полное ведение проекта я беру $950 в месяц. Кроме этого, даю консультации. Они стоят $60 (за одну) в зависимости от задач. В итоге мой доход сейчас составляет $950—1200.

Нужно осознавать достаточно банальную вещь: стоимость услуг зависит от опыта и тех проблем, которые специалист может решить для клиента. Один и тот же специалист, например SMM-специалист, может работать и за 150 рублей, и за $600. Большинство варится на уровне цен $150—300, но все они мечтают получать больше, хотя не «решают проблемы» на эти суммы.

Репетитор по английскому: «10 учеников дважды в неделю — это примерно $200—300»

Ценники на услуги репетитора в онлайн-школах варьируются от $2—3 до $10—15 за час. Как правило, начинающие фрилансеры здесь могут рассчитывать на самую низкую ставку.

— Если работать на полную ставку в онлайн-школе, то можно выйти на $500—600 в месяц при пятидневном рабочем графике. Иногда накидывают бонусы за студентов, которые решили продолжать брать курс в твоей компании (типа ты поспособствовал — и вот тебе плюс в карму и к зарплате). Еще доплачивают за опытность. Чем больше отработал в компании, тем опытнее считаешься. Адекватный заработок в этой сфере стартует со второго-третьего месяца, пока привыкнешь и адаптируешься.

Репетиторы, работающие с индивидуальными клиентами, говорят, что реально зарабатывать от $800—1000 в зависимости от предмета и уровня преподавателя.

— 10 учеников дважды в неделю — это примерно $200—300, а по времени всего полставки, — говорит более опытный репетитор. — Вот и считайте, в месяц выходит минимум $800.

Компетентно. «Фрилансеры могут зарабатывать на Amazon, eBay, Walmart и так далее, а среди русскоязычных набирают обороты Ozon и Wildberries»

Предприниматель Денис Сулимчик ведет бизнес через Amazon и организовывает конференцию в Минске Amazon Meetup Minsk. По его словам, сейчас на мировом рынке e-commerce есть большой спрос.

— Наши специалисты вполне могут конкурировать с другими. Возьмем, к примеру, IT-сферу. Для того же Amazon сейчас очень мало хороших программ, на рынке нет хорошего ПО для этой сферы. Там много рутинной работы, которую нужно автоматизировать, нужны программы для складского учета, финансового анализа, CRM и так далее. Та же SEO-оптимизация пользуется спросом. Продавцы готовы платить хорошие деньги, потому что предложений почти нет, а спрос большой. Если взять не IT-сферу, то на площадках ценится умение делать листинги, контент для сайтов, SMM и так далее.

Правда, тут есть особенность: должен быть хороший и грамотный английский язык, а также понимание менталитета страны, для которой пишешь. Нужны фотографы, популярно 3D-моделирование и так далее. На Amazon развивается рекламный кабинет, он становится все сложнее. Поэтому появляются фрилансеры, которые помогают настраивать этот кабинет, к примеру. Но тут тоже есть нюанс: нужно разбираться в специфике.

Да, конечно, конкуренция тоже присутствует. Есть недорогой рынок фриланса, на котором работают индусы и пакистанцы. Но по опыту продавцов там зачастую очень низкое качество работы и шаблонный подход. Есть американский рынок, но их труд сильно переоценен. Условно, листинг у американцев стоит $1000, а наши могут сделать такой же по качеству за $300. Поэтому русскоязычные продавцы все чаще и чаще ищут наших исполнителей. При этом они готовы платить пусть меньше, чем американцам, но больше, чем на белорусском рынке. Те фрилансеры, которые владеют такими навыками и знают специфику, уже неплохо зарабатывают.

Опять же, не стоит ограничиваться только Amazon, фрилансеры могут зарабатывать и на других площадках: eBay, Walmart и так далее, а среди русскоязычных набирают обороты Ozon и Wildberries. Продавцам на этих площадках тоже нужен различный дизайн, рендеры в 3D, описания, представления и так далее. И они зачастую выбирают ребят-фрилансеров и готовы переплатить за разовую работу, потому что не могут себе позволить брать в штат дизайнера или копирайтера.

Кроме того, очень ценятся специалисты, которые владеют не только английским, но и другими языками, и понимают специфику этих стран. К примеру, сейчас очень крутой и перспективный рынок Японии. С точки зрения покупательской способности он не хуже, чем в США. Но проблема — это копирайт. Потому что листинги нужно переводить на японский. Так вот, такие специалисты будут уходить с руками. Если же кто-то еще понимает японскую культуру, то, что им нравится, — то таким специалистам готовы платить очень и очень хорошие деньги.

Что касается европейского рынка, то тут тоже своя специфика. К примеру, для Великобритании нужно переписывать листинг с учетом британского английского. В выигрыше останутся специалисты с немецким, испанским и другими языками. Новые рынки диктуют повышенный спрос на специалистов в этой сфере, которые могут повышать свои ставки и довольно неплохо зарабатывать. Понятное дело, со временем в эти ниши придут мощные компании с большими бюджетами. Но на данный момент перспективы у фрилансеров здесь неплохие. Рынок пока не перенасыщен, сервисов не так много. Для того чтобы реально зарабатывать, нужно следить за тенденциями на рынке и пользоваться этими возможностями.


Наш партнер БСБ Банк предлагает новый сервис для фрилансеров BSB Payoneer. BSB Payoneer — это возможность переводить международные гонорары исполнителям так же просто, как внутри страны. Теперь платежи от крупных бирж фриланса, маркетплейсов (вроде Amazon) или индивидуальных заказчиков собраны в одном кабинете, в котором возможно заранее прогнозировать комиссии и выбирать наиболее подходящие варианты перевода.

Партнерский спецпроект. ЗАО «Белорусско-Швейцарский Банк „БСБ Банк“», УНП 807000069, лицензия №000175.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by