22 января 2020 в 12:30
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка, из личного архива героев публикаций
Спецпроект

«Ощущение, что все привыкли много пахать и мало зарабатывать». Фрилансеры о подводных камнях своей работы

Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка, из личного архива героев публикаций

В прошлом выпуске нашего совместного с БСБ Банком проекта мы говорили о том, как можно легализоваться в Беларуси, если ты фрилансер. Сегодня же из первых уст услышим о проблемах тех, кто выбрал свободный график. Заказчики, которые не платят, высокая конкуренция и работа по 12 часов — обо всем этом в нашем материале.

Фотограф Александр: «Даже в Бангладеш есть PayPal, а у нас в IT-стране — нет»

Александр Шелегов профессионально занимается фото почти 10 лет. Его специализация — это спортивная и рекламная фотография. Молодой человек работает как с фотостоками, так и с индивидуальными заказами.

— В работе со стоками есть огромное преимущество: ты не привязан к своей геолокации, можешь снимать что угодно и где угодно, нет прямого контакта с клиентом, нет правок, часто экономишь время и нервы. А если портфолио большое, оно как раз может являться своего рода пассивным доходом, но, безусловно, его нужно «подкармливать», иначе продажи через какое-то время пойдут на спад, — отмечает он.

— Я работаю на таких площадках, как Shutterstock, iStock, Adobe Stock, в последнее время начал изучать такие макростоки, как Alamy, Stocksy, Creative Market и Getty Images. На каждом из стоков отличается ценовая политика, условия, требования к контенту. Однако принцип примерно одинаковый: грузите свои фото, делаете атрибутирование, через какое-то время на них находится свой клиент.

Александр также фотографирует и для индивидуальных заказчиков. В основном это спортивные федерации и клубы, которым нужны репортажи в режиме реального времени. К слову, он работал в штате II Европейских игр. Также молодого человека зовут на съемки спортзалы и магазины, которым нужны постановочные фотографии для оформления.

Как правило, все эти клиенты приходят к фрилансеру через сарафанное радио. Очень много заказчиков находят его и в социальных сетях.

— Огромным потенциалом обладают Facebook и Instagram. Набирает популярность Telegram. Если делать регулярно посты с качественными интересными фото, правильно их атрибутировать (описание и хештеги), то поток клиентов не заставит себя долго ждать, тем более сейчас можно продвигать свои посты через рекламный кабинет, — рассказывает он.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Alexander Shelegov (@alexander.shelegov)

— Еще мне очень нравится Behance. Это площадка, где творческие люди могут поделиться с другими своими произведениями, обсудить работы друг друга, дать ценные советы. Там есть личные сообщения, через них тоже можно искать заказы. Мне регулярно приходят предложения о сотрудничестве. Было несколько заказов из Беларуси, человек искал фотографа для съемки спортивных аксессуаров и нашел меня, довольно долго сотрудничали вместе.

Что касается клиентов, которые не хотят платить, то Александр рекомендует всегда составлять договор и брать предоплату, если это новый клиент. Ну а если это не помогает — идти в суд.

Среди основных моментов, о которых следует помнить фрилансеру, фотограф называет привычку откладывать деньги на будущее, следить за режимом дня, стартовать с «упрощенки» и не забывать про ФСЗН.

— Помню, впервые с этим столкнулся, как только зарегистрировался как ИП, еще будучи студентом. Заработок был очень небольшой на тот момент. Тут мне звонят и сообщают, что осталось всего три дня до того момента, как я должен заплатить 1200 рублей. Я упал со стула в прямом смысле этого слова. Где мне, студенту, который только на начальном этапе своей карьеры, за 3 дня найти такую сумму? Благо, пообщавшись с коллегами, выяснил, что студенты освобождены от этой выплаты, это меня и спасло, — вспоминает он.

Из того, что хотелось бы иметь в Беларуси для фрилансера, он называет создание более простого и понятного способа подачи налоговых деклараций. Александр также говорит, что было бы неплохо, если бы электронная подача деклараций была возможна и на других платформах, кроме Windows.

— Также обязательно сделать приложение на телефон — как на iOS, так и на Android, ибо не всегда ноут есть под рукой, а сроки могут поджимать. Сделать возможность составления электронных договоров, которые будут храниться в облаке. Я уже не знаю, куда деваться от всей этой тонны макулатуры, которая может легко затеряться во время переезда, — рассуждает Александр. — К банкам тоже пожелание: сделать возможность вывода средств на карту через телефон. Добавить возможность это делать в выходные. Дать возможность обращаться за помощью к налоговому инспектору не обязательно по месту прописки.

— Ну и конечно, появление в стране PayPal, чтобы не только совершать покупки в интернете, а полноценно делать международные переводы. Наше государство на международной арене часто позиционируют как IT-страну, верно? Но даже в таком слаборазвитом аграрном государстве, как Бангладеш, PayPal и то есть, а нас, в IT-стране — нет. Очень многие сервисы для заработка в интернете функционируют только с этой системой оплаты. Это упростило бы работу с клиентами через интернет. А пользоваться каждый раз Western Union — перспектива, сами понимаете, так себе, — заключает фотограф.

Наталья, которая пишет сказки на заказ: «Благодаря современным технологиям, банкам и эквайрингу легко наладить продажи по всему миру»

Минчанке Наталье Купе 47 лет. По образованию она педагог и литературный редактор. Бо́льшую часть времени Наталья проработала в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

— На протяжении всей жизни постоянно были какие-то подработки: то корректура-редактура, то написание текстов, сперва для газет, а потом и для сайтов. И вот в марте 2019 года окончательно решилась и открыла ИП, — рассказывает она.

Почему именно сказки? Сочинять их Наталья стала давно, после рождения сына. Она писала сказки для души, потом были рубрики в различных СМИ, затем дистанционная работа для московского издательства.

— Издательство выпускало персонализированные, именные книги сказок, в одном экземпляре каждая книга. Я рискнула и предложила добавить в перечень услуг сказки на заказ. «А кто же их писать будет?» — спросил директор. «Я сама!» — ответила я. И они согласились! Вот так я и написала свои первые две сказки для клиентов, и они им очень понравились. Мне это дало определенную смелость, я почувствовала, что действительно могу этим заниматься, — рассказывает Наталья.

Но через месяц издательство закрылось, и после нескольких месяцев переживаний минчанка решилась работать отдельно и писать сказки на заказ. Для этого она переделала свой старый сайт и открыла ИП.

— Немного огорчилась, когда узнала, что нужно сайт обязательно разместить на белорусском хостинге — иначе бы мне не одобрили эквайринг. Белорусский хостинг стоил в четыре раза дороже, чем тот, на котором я была раньше, иностранный. Но смирилась и с этим. Надо значит надо, — рассказывает о своих открытиях писательница. — И еще в одном месте я «пролетела». Когда консультировалась в налоговой по процедуре открытия ИП, мне все подробно рассказали, но я из-за обилия информации не все смогла удержать в голове, хоть и подробно записывала. И когда после регистрации ИП я наконец доехала до налоговой, то нужный для открытия упрощенной системы налогообложения срок упустила, и пришлось мне весь 2019 год платить по 16% с прибыли вместо 5% при упрощенке. То есть тоже деньги потеряла.

Что касается клиентов, то, несмотря на скептицизм окружающих, с начала своей деятельности Наталья ни разу не сидела без заказов. За это время она написала 11 сказок для взрослых (большинство на юбилеи), семь для детей, плюс еще две повести, которые заказчики потом превратили в книги. Основные заказчики сейчас у нее из России.

— Заказы приходят отовсюду: Facebook, Instagram (притом что у меня совсем слабенький аккаунт), «ВКонтакте», поиск «Яндекса», сарафанное радио (уже да), — рассказывает она. — Еще работая в издательстве, я изучила основы SEO, поэтому свой сайт строила с учетом этих знаний. В «Яндексе» по запросу «сказки на заказ» мой сайт находится на первой странице. В Google индексация хуже, но и там меня найти можно.

Минчанка говорит, что проблем по оплате с клиентами не было. Как правило, она берет частичную предоплату либо оплату по факту. А вот в процессе работы бывало всякое.

— У сказки нет показателей качества, как, допустим, у обуви или одежды. Все зависит только от того, понравится она клиенту или нет, — говорит писательница. — У меня бывали заказы, хоть и буквально несколько штук, когда я значительно правила, наполовину переписывала текст. Потому что хоть сказка и хорошая, но «героиня не похожа на мою подругу», «в нашей местности так не говорят», «моя дочь вряд ли стала бы так думать» и т. п. Чтобы написать индивидуальную сказку, порой нужно чуть ли не влезть в чужую шкуру. И я очень рада, что чаще всего это мне удавалось.

Также спустя год работы Наталья увидела, что сказочная ниша довольно узкая, и расширила свои услуги. Она стала заниматься редакторской работой и проводить обучающие курсы.

— Из опыта могу сказать, что хорошо иметь свой сайт, пусть даже одностраничник-визитку. Его недорого обслуживать, зато ты получаешь личную площадку, где делаешь все, что считаешь нужным, и ни от кого не зависишь. Благодаря современным технологиям, банкам и эквайрингу легко наладить продажи по всему миру, — говорит она. — Налоги платить совсем не страшно. Научиться заполнять документы тоже не проблема. Но будьте очень внимательны и тщательно фиксируйте все, что узнаете, чтобы, как я, не упустить какие-то льготы и возможности.

Хорошо знать хотя бы азы сайтостроения, SEO, «Яндекс.Директ», имейл-рассылок, копирайтинга. Я, гуманитарий, все это изучила сама, по руководствам и бесплатным вебинарам. То есть это реально. Еще важно постепенно создавать свой имидж. Это не произойдет за день или месяц. Но постепенно, когда вы покажете свой уровень и качество услуг, к вам потянутся люди.

Программистка Александра: «Фриланс — это работа с утра до вечера, не только в будние дни, но и в выходные»

Александре 27 лет, из них вот уже два с половиной года она занимается созданием сайтов, SMM-продвижением, дизайном социальных сетей и печатной продукции (визитки, листовки, плакаты). Муж у Саши тоже фрилансер. Он занимается SEO-продвижением. Саша работает с платформой freelance.ru, участие в которой стоит 500 российских, или около 17 белорусских, рублей в месяц.

— Другими платформами не пользуюсь, так как они тоже платные и при этом заявки от заказчиков часто дублируются. То есть сам заказчик размещает свою задачу на нескольких платформах одновременно, — объясняет Саша. — Заказы я беру не только с сервиса freelance.ru. У меня есть аккаунт в Instagram, с него приходят заявки на создание и продвижение, у мужа также есть сайт, и, когда его заказчики нуждаются в редизайне, он передает их мне.

При этом Саша отмечает, что основная часть ее заказов — это сарафанное радио. 90% клиентов сотрудничают с ней год и больше.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Создание сайтов, SEO и SMM (@prohorovby)

— Я делаю им сайт, потом они возвращаются за дизайном визиток либо SMM-продвижением или приводят своих друзей, — рассказывает она. — Конечно, заказчики разные. Есть те, кто не понимает, какой итог хочет получить. С такими я стараюсь не работать. Еще существуют те, которые хотят мгновенно, качественно, недорого. Такого не бывает. К счастью, 95% моих заказчиков — это те, с которыми мы быстро находим общий язык, у нас складываются дружеские отношения. Очень важно сотрудничать с тем, кто вам будет подходить как человек. Ведь вам предстоит плотное и долгое общение по проекту.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Создание сайтов / Лендинги (@alexandra_mikh)

Одной из главных проблем фриланса Александра называет неоплату заказа.

— Можно несколько месяцев потратить на проект, думая, что это приличные и обеспеченные люди, а потом, скинув им часть работ, они пропадают, жалуются на тяжелую жизнь, мол, нет сейчас денег, а рассчитаться они смогут когда-нибудь потом. Такие заказчики у меня были из Нью-Йорка (русские, которые живут и работают там, в приличном районе Манхэттен). Время потрачено, денег за работу не получено. Но плюс есть хотя бы в том, что я пополнила свое портфолио, — объясняет она. — Наверное, такие риски будут всегда. Да, можно брать предоплату 100%, но не каждый заказчик на это согласится. И их можно понять, они тоже боятся столкнуться с мошенниками.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Создание сайтов / Лендинги (@alexandra_mikh)

Саша рассказывает, что на многих платформах фриланса существует функция безопасной сделки. Заказчик переводит всю сумму, но она не попадает фрилансеру, а находится в резерве сервиса. После передачи всех файлов заказчику оплата поступает исполнителю. Если возникают спорные вопросы, администрация сервиса их решает.

Еще один нюанс, который не учитывают начинающие, — это, по мнению девушки, иллюзии насчет жизни фрилансера.

— Многие думают, что фриланс — это когда ты лежишь на пляже, а деньги сами падают на счет. Это большое заблуждение, — говорит она. — Фриланс — это работа с утра до вечера, не только в будние дни, но и в выходные. У тебя есть деньги, пока ты работаешь. Как только ты куда-то уезжаешь (в отпуск, например), за тебя эти деньги никто не зарабатывает, у тебя нет отпускных.

То же самое и когда ты болеешь: нет оплачиваемого больничного. Либо ты работаешь и получаешь деньги, либо болеешь и ничего не получаешь. Если ты чего-то не знаешь, то обычно не у кого спросить, нет рядом наставника, кого-то, кто опытнее тебя. В офисе такой человек бы нашелся. Но выход есть: существуют форумы, где можно задать вопрос и тебе помогут. Либо можно создать задачу на том же сервисе фриланса, и более опытный фрилансер поможет. Но не бесплатно, ему надо будет оплатить работу.

Всем новичкам Саша дает несколько советов. Во-первых, нарабатывать портфолио, так как на первых этапах работы особенно нет возможности выбирать проект.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Создание сайтов / Лендинги (@alexandra_mikh)

— Сперва главное не деньги, а опыт, если сделаешь хорошо, заказчик вернется к тебе с новым проектом либо приведет новых клиентов, — говорит она. Во-вторых, девушка говорит про ответственность: — Если силы на исходе, то не нужно прятаться и скрываться, лучше честно об этом сказать заказчику. Перенести сроки — это лучше, чем совсем исчезнуть, так как во фрилансе ценна репутация.

Веб-дизайнер Диана: «Прежде чем менять законодательство, свое отношение к фрилансу должны поменять люди»

Диане 20 лет, и она пока еще учится на четвертом курсе юрфака в МИТСО. На втором курсе она поняла, что ошиблась с выбором профессии.

— Я поняла, что мне нужна свобода. Свобода мысли, действий, реализации, — говорит девушка. — А в этой профессии, как правило, очень много негатива, каких-то ограничений. Да и не особенно у нас и ценятся специалисты в этой сфере. Также я поняла, что хочу много путешествовать, что с офисной работой мало совместимо.

Знакомые посоветовали Диане изучить веб-дизайн. Она прошла курсы, в которые также входил рассказ о том, как и на каких биржах работать, как общаться с заказчиком и так далее.

— Я на данный момент работаю на фрилансе вот уже полгода. Стартовала с русскоязычной платформы, там в основном российские заказчики, но попадаются и белорусы, — говорит девушка. — Недавно задумалась о том, чтобы переходить на Upwork, там больше европейских и американских заказчиков: у них другой менталитет и другое восприятие, да и оплата совершенно другая.

Среди трудностей своей работы Диана называет общение с заказчиками. Она считает, что многие люди общаться с исполнителем не умеют.

— Даже есть бизнесмены, которые почему-то относятся к фрилансерам как к обслуживающему персоналу, иногда нет никакой этики общения, — считает девушка. — Также очень часто клиенты не умеют ни оценивать работу фрилансеров, ни тем более платить за нее. Ощущение, что все привыкли много пахать и мало зарабатывать. Это уже норма, от которой никто не хочет уходить, хотя всех это не устраивает. Конечно, есть нормальные заказчики, они адекватно оценивают твой труд и готовы за него платить, но это редкость. Понятно, что в этом плане многое зависит и от самого фрилансера. От того, как он себя чувствует и каких людей притягивает. Но раз на раз не приходится.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Diana (@diyammi)

— Что касается конкуренции, то здесь она очень сегментирована. Нужно уметь продавать себя и свою услугу. Тут речь идет иногда даже не о навыке, который ты можешь предложить, а о том, как ты общаешься с людьми, как преподносишь информацию, твое портфолио и так далее. Люди часто обращают внимание на тебя как на человека, а уже потом как на специалиста, — говорит девушка.

Она советует новичкам не рассчитывать на легкие и быстрые деньги, так как, по словам Дианы, чтобы добиться чего-то в этой сфере, нужно работать и работать.

— Не стоит ругать себя за то, что не получается, что отсутствуют заказчики. В общем, важно не опускать руки. Страшно будет всегда, но нужно просто идти вперед, — говорит она. — Также важно иметь терпение и хладнокровность. Даже когда заказчик грубо разговаривает и не хочет платить, нужно взять себя в руки и не принимать это близко к сердцу. Еще один из самых важных аспектов — это самоорганизация. Ты становишься себе и начальником, и подчиненным, никто за тебя ничего не сделает. Нужно учиться планировать свою неделю, месяц, год, следить за своим графиком и за продуктивностью. Вплоть до здоровья. Это громадная проблема фрилансеров, потому что многие закрываются дома, постоянно сидят в четырех стенах и так далее. Я на своем опыте знаю, что тяжело иногда взять себя в руки и прекратить работать даже спустя 12 часов. А иногда тяжело взять себя в руки и начать работать.

Что касается изменения законодательства, то тут Диана считает, что изначально нужно менять стереотипы по поводу фрилансерства.

— Нужно, чтобы люди поменяли свое отношение к фрилансу и тем, кто так работает. Поверьте, это гораздо тяжелее, чем сидеть в офисе, где тебе дадут задачу — заплатят, и так по кругу. Вся ответственность на тебе. Всегда. Но большинство людей этого не понимают, — говорит она. — Америка и Европа уже давно ушли на десятки лет вперед с этим пониманием, и их законодательство предусматривает такой вид работы, как хоум-бизнес. Для этих людей созданы условия, и там об этом говорить можно с гордостью. А у нас даже боятся сказать о том, что ты фрилансер. Потому что это подразумевает, что ты сидишь дома и ничего не делаешь. Это непрестижно. Хотя по ощущениям, знаете, я чувствую себя гораздо лучше, чем бо́льшая часть нашей страны. Поэтому я думаю, что нужно начать с людей, а законодательству немножко все-таки равняться на зарубежные страны.

Полезно знать. Где и в каких сферах фрилансеры могут найти заказы?

Фрилансеры могут получать заказы как через сарафанное радио, так и через специальные биржи. Больше всего фриланс распространен в области написания текстов (к примеру, реклама, маркетинг, журналистика), IT-сфере (программисты, веб-дизайнеры, эсэмэмщики), фотографии и видеосъемке, дизайне, юриспруденции, бухгалтерском учете, различных переводах, экспертной и консультационной деятельности и так далее.

Такие вольные работники могут получать и продавать заказы через специальные площадки. Перечислим самые известные.

  1. Toptal — компания, предоставляющая платформу для фриланса, которая связывает предприятия с разработчиками программного обеспечения, дизайнерами и бизнес-консультантами.
  2. Upwork — площадка по поиску работы и ряд программных продуктов для работодателей, которые хотят сотрудничать с удаленными специалистами.
  3. Shutterstock — американская компания, предоставляющая стоковые фотографии, видеоматериалы и музыку, а также инструменты редактирования.
  4. Stripe — американская технологическая компания, разрабатывающая решения для приема и обработки электронных платежей.
  5. Jitjaijo — платформа, на которой идет поиск обслуживающего персонала в сегменте HoReCa на постоянную и временную работу.
  6. Getty Images — американское фотоагентство, владеет одним из крупнейших в мире банком изображений.
  7. Fiverr — онлайн-магазин для фрилансеров.
  8. Dreamstime — крупнейшая в мире площадка для фото, с 2000 года свободна от роялти.
  9. Depositphotos — платформа, которая объединяет авторов и покупателей качественных лицензированных стоковых фото, графики, векторов и видео.
  10. Amazon — крупнейшая в мире компания на рынке электронной коммерции.

Наш партнер БСБ Банк предлагает новый сервис для фрилансеров BSB Payoneer. BSB Payoneer — это возможность переводить международные гонорары исполнителям так же просто, как внутри страны. Теперь платежи от крупных бирж фриланса, маркетплейсов (вроде Amazon) или индивидуальных заказчиков собраны в одном кабинете, в котором возможно заранее прогнозировать комиссии и выбирать наиболее подходящие варианты перевода.

Партнерский спецпроект. ЗАО «Белорусско-Швейцарский Банк „БСБ Банк“», УНП 807000069, лицензия №000175.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by