«Для меня было трагедией надеть носки». Брестчанин похудел на 60 килограммов за полгода и хочет скинуть еще

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий, binkl.by
13 декабря 2019 в 8:00

Дима Човган тренируется традиционно, три раза в неделю: понедельник, среда, пятница. Встает в 6:20, в 7:00 начинает заниматься, в 8:30 завтракает и пьет кофе уже на работе. Между прочим, в предыдущем предложении все взаимосвязано. Човган как раз занимается развитием сети кофеен в Бресте. На стройку одной из них мы счастливо заваливаемся ближе к закату. Знакомимся с мужчиной в очень свободном комбинезоне, влезть в который он вряд ли смог бы еще год назад. Дима признается, что ему очень сильно повезло примерно на всех этапах процесса, и рассказывает, как за неполный год сменил 74-й размер на более ходовой.

Читать на Onlíner

Таблетки, давление, новая жизнь

— Я всю жизнь был склонен к полноте и реально хотел похудеть, но руки не доходили. Однажды на спор потерял 10 килограммов за месяц. С тем моим весом было вообще легко. Потом за неделю наел обратно.

«Тот» вес Димы — 156,2 килограмма. Нынешний минимальный зафиксированный — 97 килограммов. Замеры Човган производит каждое утро. Все аккуратно фиксирует в телефоне.

— В какой-то момент начался конкретный такой дискомфорт в быту. У меня дома есть кресло, в которое я уже сажусь без опасений, а раньше старался не рисковать: у него грузоподъемность до 120 килограммов. Помню, поехал как-то в Минск и в аквапарке гостиницы «Беларусь» сел на пластиковое кресло — оно просто разъехалось подо мной. Довольно болезненно травмировался. После этого на каждое кресло смотрел с опасением.

В детстве и юности Човган увлекался походами в горы, но, набрав вес, стал бояться высоты.

— Знаешь, это очень причудливый страх. Летать я не боюсь, лезть на гору не боюсь. Но подняться на табуретку или стремянку страшно, колени дрожат. Сейчас решаю проблему, потому что прошедшим летом подошел к веревочной дороге — и все, ступор. Не смог. Паника началась. Чисто бытовая боязнь высоты.

В прошлом году, когда достало принимать медикаменты, Дима пошел на обследование. Правда, доктора не смогли довести его до конца.

— Я сидел на таблетках от давления. Обидно: ты в боевом возрасте, 40 еще нет, а врачи говорят, что этими колесами придется до конца жизни пользоваться. Понял: дальше будет только хуже. Пошел на обследование. Меня попросили встать на дорожку и увеличивали наклон. Правда, происходило все это недолго. Пульс чуть ли не сразу скакнул под 200. Доктор все это остановила, сказала: «Слезай».

Стало ясно, что надо заняться здоровьем. С апреля по декабрь была подготовительная фаза. Перед Новым годом Дима устроил себе фестиваль пищевой вседозволенности и прощался с любимой едой.

— Новая жизнь началась 1 января. Моей диетой занимался товарищ — местный шеф-повар. Но человек из-за праздничной суеты обо всем забыл. Представляешь, я утром просыпаюсь, думаю: ну вот, новая жизнь, а как вести ее, вообще не представляю. И я реально ничего не ел до пяти вечера. Принцип: я ж пообещал. В итоге в 17:00 звонит товарищ: «Блин! Дима! Прости!» Ну вот я и поехал закупаться и первый раз за день поел только в 18:00. В итоге до недавнего августа шел строго по расписанному шефом меню. Теперь, более-менее понимая, что можно, а что нет, питаюсь по наработанной схеме.

6000 калорий, эротические сны, картошечка

Дима всегда считал, что ел мало. Абсолютно искренне. Один знакомый по этому поводу от души поржал: «А ты посчитай». В руках появился калькулятор. По калориям получилось 6000 в день…

— А сегодня я меньше 2000 ем. Меня тогда очень сильно отрезвило. Но да, ел по кайфу, не понимая, правда, чем все это обернется. Картошечка (желательно пюре с хорошим количеством масла), зажаренная свинина с корочкой, много драников с большим количеством сметаны. Мойву сильно любил в очень жирном кляре, чтобы кляра больше, чем мойвы. Я ж по отцу украинец и до сегодняшнего дня считаю, что это одна из самых вкусных кухонь мира. По ней я тоскую. Но мой желудок уже перестроился. Если стану борщевать с галушками, будет плохо. Как бы я ни тосковал.

Самым сложным на первом этапе стал отказ от соли. Доходило до бреда и оговорок.

— Это что-то типа эротических снов. Я в буквальном смысле ел соль. Сплю и вижу, как захожу на кухню, беру солонку и прямо закидываю в себя. И мне все это срезали. Я стал употреблять соль только пару раз в неделю. Строгая дозировка. Потом принялся оговариваться. Прошу у человека ручку на работе и вместо этого: «Подай мне соль, пожалуйста»… Вот такие вещи.

Отсутствие разнообразия в диете — самая распространенная ошибка худеющих. Човгану повезло с другом — шеф-поваром.

— Более-менее все знают, что да, питание должно быть разнообразным. Но более-менее забивают на составление меню. Потому что это долго и трудоемко. Мне повезло с товарищем-поваром. Мы придумали взаимовыгодные условия, и я не потратил вообще никаких денег. А мог, и при этом очень-очень серьезно. Честно, у меня точно нет времени и сил заниматься этим.

Примерно та же история с персональным тренером. Многие пользуются этой опцией, чтобы над ними стоял соглядатай. В моем случае сотрудничество с тренером начиналось не столько с целью контроля, сколько с целью обеспечения безопасности. Полные люди достаточно травматичны. И здесь все то же самое, что и с едой. Заниматься разработкой тренировочной программы у меня не было никакой возможности.

Все тренеры и диетологи сейчас говорят, дескать, клиент все же должен включать голову и хотя бы минимально понимать происходящие процессы. Я, в принципе, согласен. Но это какие-то общие знания. Я не считаю, что мне необходимо разбираться в аминокислотах и их влиянии на организм.

Читмил, шашлыки, кожа отвисла

Как известно, все брестские дети рождаются с «шенгеном» и «картой поляка». Однажды облегченный на 50 килограммов Дима с женой ехали на закупы. Паспортным контролем заведовала молодая девушка. Приняв документы Димы, она быстро потерялась. В будке никого из старших, в глазах паника.

— Я ей говорю: «Не похож?» — «Ну… да, не похож». Попросила какой-нибудь другой документ. Я достал права. Но там тоже фотка десятилетней давности. «Так вы здесь такой же!» В общем, я вернулся в машину, забрал телефон и показал ей всю ленту своей «инсты» — от 156 килограммов до нынешнего веса. Девочка поулыбалась, сказала, что круто, и все-таки пустила.

Знаешь, у меня был очень хороший результат, потому не возникало мыслей о срыве. Еще сработал принцип «Предупрежден — значит вооружен». Организм ведь имеет право замедлять прогресс, если несколько месяцев до того работал как стахановец. Так что, когда летом у меня на стрессе из-за организации свадьбы дочери ушло только 3 килограмма, воспринял все очень спокойно.

Организм стал стахановцем в плане похудения, когда его хозяин перешел на пятиразовое питание. Завел себе специальную сумочку для контейнеров. Три основных приема пищи и перекусы. Процесс пошел прекрасно. В сентябре Дима, правда, попробовал отказаться от перекусов и перейти на трехразовое питание. В его ритме питаться пять раз в день сложно. Но пока не выходит. Организм просит подпитки.

Потеря большого веса, помимо всего прочего, может отразиться и на психике. Но Дима говорит, что обошелся без проблем.

— Некоторые сильно похудевшие ребята не могли смотреть в зеркало и принимать свое отражение. Честно, было очень интересно, что произойдет со мной. И знаешь, абсолютное принятие. Мне очень нравится.

Есть другой момент. Многим надоедает ограничивать себя, начинаются такие мысли: мол, живу как в концлагере. Но для этого существуют читмилы — дни, когда я могу съесть вот прямо все, что хочу. Пельмени, например. Но это будут домашние пельмени, я сам их сделаю. Бургеры очень люблю. Шашлыки. Читмил — пожалуйста.

Знаешь, некоторые ребята, с которыми я общался, говорят, что не совсем правильно считать калории в рамках одного дня. Корректнее брать в расчет неделю. Если у меня запас на семь дней — 14 тыс. килокалорий и в условный четверг я съел бургер на 700 или 800 килокалорий, значит, в пятницу и субботу я буду есть не по 2000, а по 1750. И это вполне нормально.

Другая возможная проблема сильно похудевших — кожа.

— Да, немного отвисла, но гораздо меньше, чем я рассчитывал. Это предмет нашего спора с тренером. Он считает, что кожа идеально не уйдет. А я не знаю. Просто под нож ложиться не хочется совсем. Готов года-два подождать. То есть, к примеру, на ногах у меня вообще все идеально. На руках — почти ушло. Немного осталось на груди и на животе.

Сплит, Эльбрус, много-много XL

Дима признается, что ему очень сильно подфартило. Товарищ-бодибилдер еще полтора год назад уверил, что сильно сбросить без вреда для здоровья возможно. Друг-повар бесплатно составил рацион. Персональный тренер за первые полгода не стал просить денег, согласившись на бартер по медийке. Эту самую медийку обеспечивали ребята из брестского городского журнала «Бинокль», которые каждый месяц фиксировали прогресс Човгана. Жена помогла с готовкой и контролем за калориями.

То есть понятно, что Дима не только хорошо похудел, но и хорошо сэкономил.

— Многие люди думают, что худеть — это дорого. Но все относительно. Смотри, по еде. Составляем список на неделю. Нас в семье пятеро, старшая дочка в Варшаве, так что живем вчетвером. В неделю, пока худел, на питание тратили $75, при этом без особых ограничений. Пару раз в неделю кальмары, ананас, каждый день зимой фрукты. Я считаю, это адекватно. Если включать голову, не придется делать лишних трат.

Кстати, отмечу, что безлимитный абонемент в спортзал стоил столько же, сколько таблетки от давления на месяц. Это 65 рублей. У меня были три персональные тренировки в неделю и кардио каждое утро. К тренеру мы ходили сплитом с женой — это в районе 80 рублей в месяц. Вышло что-то типа 870 рублей за полгода на зал.

Рацион обошелся бы мне довольно дорого, даже по меркам Минска. Мой товарищ — шеф-повар расписывал первые два месяца по неделям. Потом стал кидать программу на четыре недели. Допустим, вышло бы $720.

А на врачах я сэкономил. Ну, то есть на обследованиях. Когда я пришел в популярные лаборатории со всем списком своих анализов, мне насчитали чек от 200 до 400 рублей. Тогда я просто отправился в областную поликлинику. Там платная касса. Список анализов на два метра встал в 84 рубля. И отдали быстрее, чем в лаборатории.

То есть общая касса похудения составила бы плюс-минус $1500—1700.

— Когда я начинал, очень боялся сбоев организма. Но анализы говорят, что все хорошо. Сейчас хочу похудеть до 90 килограммов. Но это не мой вес. Нынешние показатели — 97—98 килограммов — самое то. Просто есть желание заменить жировую массу на мышечную. Плюс мы уже внесли предоплату, чтобы подниматься летом на Эльбрус. Там лишний вес приходится таскать самому с намного бо́льшим напрягом.

Основная мотивация моего поступка — это качество жизни. Оно теперь принципиально иное. Знаешь, раньше я практически не покупал ботинки со шнурками, для меня было испытанием и трагедией надеть носки. Покупал только то, что налезает. У меня был 74-й размер — называл его «много-много XL». Так что мое похудение — это инвестиция в будущее. Я очень хочу пожить подольше.

«Риск для здоровья был чрезвычайно высоким»

Димино похудение со стороны кажется смертельным номером. В большинстве своем люди считают, что проворачивать подобное со своим организмом совсем не стоит. Правы ли они? Мы обратились за консультацией к диетологу Алле Манайкиной.

— Потеря 60 килограммов за год — однозначно очень быстрый, редкий и пугающий многих результат. Но, учитывая, что оптимальная скорость похудения составляет в среднем 3—5 килограммов в месяц, а у Дмитрия было ожирение третьей степени, и ИМТ мужчины составлял 46 (ИМТ — индекс массы тела, с его помощью проверяют, имеется избыточный вес или же, наоборот, недостаток веса) при норме для него 21—26, риск для здоровья был чрезвычайно высоким. Поэтому и процесс необходимого снижения массы тела протекал достаточно быстро. Чем больше лишнего веса, тем легче организму избавляться от него без особых последствий.

Так как на протяжении всего периода похудения Дмитрий находился под наблюдением врачей, диетолога, тренера, регулярно сдавались анализы и проверялось состояние систем органов, а также он не оставался без моральной поддержки со стороны жены и окружающих, не вижу причин для паники и осуждения такого стремительного похудения.

Уверена, что сейчас гораздо лучше чувствует себя не только Дмитрий, но и сам его организм в новом весе, поэтому вероятность отката при таком похудении минимальна при условии, что у человека за это время сформировались правильные пищевые привычки, поменялся образ жизни и добавилась необходимая активность.

Сейчас индекс массы тела у Дмитрия составляет 28,65, что еще соответствует избыточной массе тела (отмечу, что для оценки телосложения профессиональных спортсменов и подростков (до 18 лет) индекс ИМТ не используется). Поэтому ему можно и дальше продолжать работать над своим весом. Правда, ожидать такой же скорости похудения и дальше не стоит.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
умные, максимальная нагрузка: 150 кг, память, 11 измеряемых показателей, автоматическое определение пользователя

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by