Хроники подорлика: игра на поедание

Автор: Андрей Рудь
14 053
03 ноября 2019 в 10:00

Один из прошлых выпусков этого шоу закончился слишком хорошо: никто не погиб (почти) и вообще спасся от верной смерти. Кто-то должен ответить за эту слабость. Поэтому сегодня короткая, но поучительная история птенца, которому не так повезло. Фотоловушка в назидание сняла последние страшные секунды его детства. Этого могло не произойти, будь в микрорайоне нормальная инфраструктура.

Читать на Onlíner

Что вообще происходит?

Как обычно, напоминаем тем, кто только включил наше злое реалити-шоу: здесь в основном вымирают и без устали едят друг друга. Это очень увлекательно. Главные герои — большие подорлики. Это очень редкая птица, последние европейские запасы сохранились на нашем Полесье.

«Ахова птушак Бацькаўшчыны» затеяла масштабные исследования этой формы жизни. В гнезда поставили фотокамеры, полтора десятка птиц снабдили радиомаяками. Теперь подорлики (которые вообще не любят людей и держатся от нас подальше) под колпаком, мы можем наблюдать за их жизнью, отслеживать маршруты, заглядывать в рот.

Приступим.

Гнездо

Это гнездо расположено на знаменитых Ольманских болотах. Вокруг вода и кочки, торчат какие-то чахлые палки — красота.

Снимки отсюда мы когда-то уже публиковали: там идиллия, розовые слюни, материнская любовь (но нельзя спрашивать, куда подевался братик, там неудобно получилось) и все такое.

У пары больших подорликов, которые здесь живут, нет имен, в отличие от некоторых других наших персонажей. Этих птиц люди поймать так и не сумели (хотя старались). Соответственно, никаких трекеров на загривке, никаких имен.

Снова пробегают картины мирной жизни. Вот самец и самка, вернувшиеся весной с курортов (отдыхали раздельно), поправляют гнездо, таскают подстилку. Прибивают полочки.

Эротических сцен не показываем, но однажды аист принес два яйца.

Пока самка их высиживает, ее сожитель летает за кормом для нее. С этим, к слову, не все просто, теплокровная дичь на болоте в дефиците.

Приходится давиться в основном рептилиями, а они не очень питательны. Но птицы счастливы вдвоем, они еще не знают, что именно продовольственный вопрос однажды сыграет роковую роль.

Птенец

Вскоре в гнезде появляются два милых лысых комочка с огромными носами. Их пока не видно на снимках — сидят на дне гнезда. Птенца мы впервые видим в кадре, когда он уже покрыт пухом и решает выбраться на край гнезда, осмотреть владения. (Куда подевался второй? Читайте предыдущие серии.)

Мама с папой души в нем не чают.

Ребенок еще маленький, поэтому почти всегда с ним в гнезде либо где-то рядом остается мама — чтоб хулиганье не отобрало копейки.

Отцу теперь надо кормить двоих. Вот удачный день: папка где-то раздобыл по блату целую медянку. Впрочем, лучше бы это была мышь или птица — они полезней.

Ребенок получается просто загляденье. Мама не надышится на питомца. В жару закрывает его от солнца.

Но и аппетит у него растет. Лягушками уже не прокормишь.

В конце лета «болотные» подорлики вынуждены улетать на большие расстояния: надо где-то искать нормальный корм. Болотной живности все меньше.

Нормальную утку уже днем с огнем не найдешь. Крупная и мясистая водяная полевка, от которой когда-то было не протолкнуться, почти исчезла. Люди (они когда-то ее и истребили как вредителя) теперь задумываются над внесением этого грызуна в Красную книгу. И тут же спохватываются: вредитель же! Это как исчезающего городского таракана охранять…

Теперь уже обоим родителям приходится охотиться, чтобы прокормить ребеночка. Их все чаще не бывает дома, поскольку летать надо за десятки километров. Впрочем, парень уже довольно большой — обидеть его не всякий сможет. Да и он всех (кого не съел) тут знает.

Конец

Километрах в десяти отсюда, на украинской территории живет семья орланов-белохвостов. У них там гнездо, тоже прекрасные детки и тоже трудное материальное положение. Нечего жрать.

Произошло все 27 июля. Нашему птенцу исполнилось 60 дней, теоретически в этом возрасте уже можно летать. Совсем уже подросший орленок был дома один, родители где-то за тридевять земель искали еду. Были бы рядом — все могло случиться иначе.

С юга появился орлан.

Эти птицы раза в полтора крупнее подорликов и с удовольствием поедали бы их (да и любое) потомство. (Мы показывали случайно записанное видео о том, как орлан ворует яйцо.) Но в присутствии взрослых делать это стесняются.

Биолог Валерий Домбровский говорит, что для орлана у подорликов предусмотрен совершенно особенный звук, что-то вроде протяжного свиста. Слышишь его — значит, неподалеку ошивается этот злодей.

Подорлики, если видят, отгоняют его со своей территории, нападая в воздухе парами, на территорию соседнего семейства, те перехватывают и так далее. Никто не любит орлана.

В этот раз взрослых рядом не оказалось, а улететь птенец не сумел. Дальше все произошло быстро. Фотоловушка, почуяв движение, послушно принялась щелкать затвором. Вот вам последнее прижизненное фото этого парня: его убивает орлан.

Что было после этого с родителями? Домбровский уверяет, что у подорликов тоже есть эмоции, птицы переживают. Но по факту больше не надо кормить иждивенца, одной проблемой меньше. Гнездо это вряд ли будет занято в следующем году. Обычно после гибели птенца подорлики строят новое.


Как мы помним, можно вечно смотреть на огонь, курс рубля и карту миграции подорликов. Расслабьтесь и медитируйте.

Между прочим, вы можете не сидеть просто так. У АПБ есть куча любопытных проектов, в которых можно поучаствовать. Тут вот спасают орлят. Уверяют, что в награду могут пригласить вас в экспедицию или подарить кучу классных и почетных штук.

Предыдущие серии:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by