Эти ребята наделали шуму во время вступительных кампаний. Шутка ли — получить по несколько сертификатов с заветными для многих абитуриентов 100 баллами. У них брали интервью, ими гордились учителя и родители, но время прошло, и им на смену пришли новые герои вступительных испытаний. А что же стало с прошлыми? Onliner связался с ребятами и расспросил их о сегодняшней жизни.
Читать на OnlínerПавел — один из самых известных абитуриентов 2005 года. Выпускник солигорской школы №10 получил 100 баллов сразу по двум предметам централизованного тестирования: физике и математике.
— Это первый случай в нашей практике, когда один абитуриент дважды продемонстрировал максимальный результат на централизованном тестировании, — говорил в интервью газете «Звязда» в 2005 году директор Республиканского центра контроля знаний Николай Феськов.
При этом сам Павел говорит, что отличником никогда не был, хорошие оценки имел только по точным наукам: физике, математике и химии.
Уроженец Солигорска поступил в БГУИР на специальность «Программное обеспечение информационных технологий» на бюджетное отделение. На пятом курсе он устроился работать программистом в EPAM и отработал там пять лет.
— Сейчас работаю по специальности — программистом в минском офисе компании Viber, — рассказывает Павел. — Состою в команде, которая ответственна за клиент Viber для Android. И профессия, и специальность мне нравятся. Это редкое сочетание, когда любишь, вроде бы умеешь и за это платят. Но иногда я думаю, что было бы неплохо уметь делать что-то другое, более «полезное» для общества, например быть учителем, или врачом, или настоящим инженером.
По словам Павла, самое главное, в чем помогли 100 баллов на ЦТ, — это без страха и стресса выбрать тот вуз и ту специальность, которые он хотел.
— Будущую жену при знакомстве этот факт впечатлил, — улыбается он. — Больше не помню, чтобы эти цифры кого-то интересовали или на что-то сильно влияли. А вообще, если рассматривать результат ЦТ как показатель того, кто умнее и способнее, то, наверное, это не так.
Мне кажется, что ЦТ в первую очередь проверяет тренированность, память и внимательность, причем в конкретный день. Это все коррелирует со знаниями и способностями в конкретных областях, но все же не очень точно.
Например, в год, когда я поступал, у нас была возможность сдать репетиционный тест. Тогда по математике я получил что-то около 70 баллов, в то время как на финальном тестировании у меня было 100. Не думаю, что за пару месяцев я стал умнее в математике, просто натренировался конкретно для тестирования и был более внимательным. Если оценивать ЦТ как фильтр для вуза, то оно тоже неидеально. Но тут в принципе сложно придумать справедливый и объективный показатель. Я думаю, это явно справедливее, чем экзамен.
В 2012 году выпускница брестского лицея №1 Аня набрала максимальную сумму баллов среди всех абитуриентов БГМУ — 395 из 400 возможных. Она сдала химию на 100 баллов, биологию и русский язык — на 98. Девушка прошла на фармацевтический факультет.
— Когда еще училась в школе, был выбор между витебским медицинским и химическим факультетом БГУ, — рассказывает Аня. — В первом случае препятствием было расстояние от родного Бреста, во втором — математика на ЦТ. Но в 2011-м открылся фармацевтический факультет в минском медуниверситете, и выбор стал очевиден.
Вуз Аня окончила больше года назад с красным дипломом. Распределилась не без проблем. Очень желала остаться в Минске, но ее хотели отправить в Брест. В итоге Аню распределили в «Белфармацию».
— Работаю сейчас в Минске в аптеке провизором-рецептаром, или, как любят говорить, попросту у кассы, — объясняет девушка. — Хотя до пятого курса я была уверена, что этот род деятельности не для меня. Хотела попасть в какую-нибудь лабораторию аналитиком. Потом пошла на практику, где нас учили делать то, чем я сейчас, собственно, и занимаюсь. Решила, что вроде как с этим я могу справиться, поэтому пошла по пути наименьшего сопротивления: распределиться-то в аптеку куда проще, чем в ту же лабораторию.
— Мне нравится моя специальность, мне нравится разбираться в фармакологии, в том, что и как работает, — продолжает Аня. — Но главная проблема — в том, что та часть информации, которая кажется мне наиболее интересной, для моей работы, в общем-то, не нужна. Никому не нужно знать, на какие рецепторы воздействует то или иное лекарственное вещество, как оно взаимодействует с другими веществами, почему возникают те или иные побочные эффекты. Основные вопросы, которые всех волнуют, — сколько это стоит и как это принимать. Поэтому я стараюсь периодически освежать свои знания самостоятельно (но тут есть свои преграды: лень, недостаток сил и времени). Ну а если говорить в целом о моей работе, это взаимодействие с людьми. Есть люди приятные, а есть тяжелые. Поэтому и работа в разное время воспринимается по-разному.
Что касается 100 баллов, которые девушка набрала на ЦТ, то, по ее словам, особенно гордиться ими не стоит.
— Не могу сказать, что ЦТ — это такой трудный вид экзамена, баллами по которому можно так гордиться, — считает Аня.
— Готовиться к ЦТ и получать реальные знания — это не одно и то же. Мне кажется, добротно прорешав сборники тестирования предыдущих лет, уже можно сдать каждый тест баллов на 60—70.
Выпускница из Речицы поразила всех летом 2013 года. Девушка набрала по 100 баллов по физике, математике и русскому языку. При этом, что интересно, для Насти это была вторая вступительная кампания. Она успела отучиться полтора курса в БГЭУ на факультете международных отношений, но оказалось, что это не ее специальность, она завалила сессию, и зимой 2013 года ее отчислили.
К новым тестам Настя готовилась полгода. Немного занималась с репетиторами, но в основном готовилась сама. И оправдала свою фамилию, сдав три тестирования на 100 баллов.
— Я верила, что все будет хорошо. Возможно, было желание оправдаться перед собой и близкими за предыдущую неудачу. Наверное, если бы хотя бы по одному предмету набрала, к примеру, 97 баллов, то расстроилась бы. Тем более мне показалось, что задания по математике и русскому в сравнении с тестами 2011 года были легче, — говорила девушка в интервью «Народной газете».
Настя поступила в БГУ на факультет прикладной математики и информатики по специальности «Актуарная математика». Сейчас она учится в магистратуре, работает (отказывается говорить где и кем) и периодически играет в «Мозгобойню».
— Ощущения от результатов ЦТ были такие: первая «сотка» — круто, вторая — ого-го-го, третья — страйк! — смеется Настя.
— Помогло ли мне ЦТ в жизни? Ну, обо мне слышал преподаватель математического анализа еще до того, как я пришла на его первую пару.
С журналистами она теперь общается мало и неохотно. Говорит, что не видит в своей истории ничего необычного и интересного.
— Если честно, я не понимаю, почему столько внимания к тем, кто не совершил ошибок в тестах, — удивляется она. — Мне такие статьи читать было бы неинтересно.
Мозырская школьница в 2013 году была одной из лучших абитуриенток страны. На 100 баллов она сдала русский и математику, «сотку» по химии получила автоматом за призовое место на республиканской олимпиаде. У золотой медалистки средний бал аттестата был 9,9, и до рекордных 400 Ольге не хватило всего одного балла. К ЦТ девушка готовилась серьезно и рассчитывала на высокий результат.
— Определенной формулы своего успеха назвать не могу. Наверное, это совокупность труда и удачи, — рассказывала она когда-то мозырскому телеканалу. При этом подчеркивала, что высокие баллы получила без репетиторов.
В этом году девушка с красным дипломом окончила Белгосуниверситет по специальности «Химия высоких энергий».
Она сразу же поступила в магистратуру химического факультета и параллельно стала работать химиком по синтезу радиофармацевтических лекарственных средств в ПЭТ-центре Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова. Говорит, что в планах у нее — развиваться дальше.
— Меня радует, что я работаю по той специальности, которой обучалась. Наука развивается и движется вперед, и моя цель — двигаться вместе с ней, — говорит девушка. — Что касается высоких отметок по ЦТ, то назвать их залогом успеха точно нельзя. Дальше все зависит от человека и от того, как он распорядится предоставленными ему возможностями. По крайней мере с неба сюрпризы точно падать не будут.
— У некоторых людей есть мнение, что отличники только и могут, что смотреть в учебники и говорить заученные тексты, а в реальной жизни они пропадут, — продолжает Ольга. — Может, в некоторых случаях так и есть. Лично мне посчастливилось за время учебы в университете встретить замечательных людей и на данный момент моих лучших друзей, которые не только были отличниками, но и доказали свой профессионализм на практике. Тем более что оценка, выставленная преподавателем в университете, не определяет ваш уровень знаний.
Экзамен — это не только знания, но еще и много других факторов, которые от вас не зависят, в каком-то смысле лотерея. Университет направлен скорее на то, чтобы за время учебы вы определились в жизни и сформировались как личность и специалист.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by