Каждый год осенью депутаты Палаты представителей обсуждают республиканский бюджет на будущий год. В этом году интернет-пользователи увидели проект бюджета даже раньше, чем он попал на столы народных избранников, и уже бурно обсуждают заложенные в него траты. Мы же обратили внимание на один нюанс — профицит бюджета, который закладывается в него вот уже который год. Хорошо это для экономики или плохо? Разбираемся со старшим аналитиком «Альпари» Вадимом Иосубом.
Читать на OnlínerВ 2017 году общие доходы бюджета составили 19,8 млрд рублей, а профицит — 2,8 млрд.
На этот год доходы бюджета были запланированы на уровне 19,75 млрд рублей, а профицит должен составить 0,73 млрд.
В проекте бюджета на 2019 год запланированы доходы в сумме 23,52 млрд рублей. Профицит при этом должен составить 1,7 млрд.
Как тратить профицит бюджета, депутаты тоже планируют каждый год. К примеру, в бюджете на будущий год заложены платежи правительства страны, местных исполкомов в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками республики, платежи по бюджетным кредитам или займам, а также частично оплата займов по кредитам и так далее.
— С одной стороны, это может означать, что мы изыскали новые источники доходов и уменьшили расходы таким образом, — говорит Вадим Иосуб. — С другой стороны — уменьшение расходов может означать, что мы что-то недофинансируем. Доходы — это в том числе пресловутые планы по штрафам и так далее. То есть не любой доход — это хорошо, как и не любое сокращение расходов — это хорошо. К примеру, если урезаны расходы на какой-нибудь аппарат МРТ — это ведь не всегда хорошо, так ведь?
— Дело в том, что в расходах бюджета учтены не все выплаты по государственному долгу, они идут отдельными статьями, — объясняет экономист. — А вот если начать учитывать все выплаты по госдолгу, то этого профицита не хватает, чтобы его гасить.
Второй момент. Есть еще одно направление трат профицита бюджета — это траты на убыточные госпредприятия, которым периодически выделяют деньги из бюджета на возвращение долгов. Здесь вот что получается: чем больше мы из профицита помогаем нашим неэффективным предприятиям, тем меньше из этого источника можем погашать внешних долгов. А значит, увеличивается потребность в рефинансировании, увеличивается потребность в заимствованиях.
— Какого-то однозначного консенсуса в среде экономистов по этому вопросу нет, — объясняет аналитик. — Должен ли быть бюджет сбалансированным, должен ли он быть дефицитным или профицитным? Для разных стран с учетом ситуации, долга и экономического цикла — картина может быть разной. Кто-то говорит, что постоянный дефицит — это вредно, кто-то может сказать, что небольшой дефицит, который закрывается внешними заимствованиями, позволяет экономике быстрее развиваться, и ничего в этом плохого нет. То есть какого-то стандарта, к которому нужно стремиться, не существует.
Посмотрим, как изменились важные для простых людей статьи бюджета. Напомним, речь идет о республиканском бюджете. Между тем у каждой области есть свои бюджеты, которые принимаются на уровне областных советов депутатов.
Статья расходов |
Сумма, млрд рублей |
|
2018 год |
2019 год |
|
Общегосударственная деятельность |
10,02 |
10,25 |
Резервный фонд президента |
1,2 |
0,21 |
Госдолг |
2,5 |
2,98 |
Оборона и армия |
1,11 |
1,15 |
Органы внутренних дел |
0,79 |
0,85 |
Сельское хозяйство |
0,51 |
0,50 |
Дороги и транспорт |
0,67 |
1,2 |
ЖКХ |
0,014 |
0,102 |
Здравоохранение |
0,89 |
1,02 |
Социальная политика, пособия и пенсии |
1,77 |
1,77 |
Образование |
0,89 |
1,05 |
Культура, спорт и СМИ |
0,38 |
0,63 |
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!