Чуть не провалил редакционное задание. Нет, ну я храбрый воин и готов на отважные поступки, но это было уже слишком. Пять дней мне нужно было провести в обнимку с массовым белорусским кино и постараться полюбить его тщательно и самоотверженно. Растения, страдающие от денежной дефекации, БелАЗы-убийцы, библиотека, водка, Эрик Робертс и Николай Караченцов — я все это стерпел и старательно запротоколировал. Если вы все еще готовы к эксперименту с настойчивым погружением, читайте, как это было.
Читать на OnlínerВ кинотеатрах крутили «Безумного Макса» — сумасшедший экшен, в котором лихие головорезы гоняют по пустыне и вытворяют на своих тачках неописуемые штуковины, — десять номинаций на «Оскар», шесть статуэток. В этом же году Леонардо ДиКаприо был атакован медведем и потом долго пытался выжить в диких условиях — наконец-то актеру дали «Оскар», и он вроде как был счастлив. В крови тонула «Омерзительная восьмерка», занимался садоводством на Марсе Мэтт Дэймон. В общем, было весело.
Понедельник — день сонный и ленивый. Рабочему человеку мучительно больно монтировать себя в трудовой процесс. Необходим заряд бодрости. Экшен нужен! Фильмы про войну, фашистов и советского солдата не подойдут по одной причине: выбор конкретной киноленты будет выглядеть предательством по отношению ко всем остальным. Поэтому ищу в глобальной сети Интернет масштабный белорусский кинопроект «Код Каина» и готовлюсь взбодриться как следует.
С постера фильма загадочно смотрит на тихий и чистенький центр Европы умудренный сединами Эрик Робертс (его вы можете помнить по фильмам «Поезд-беглец» и «Окончательный анализ»), а загадочный слоган сообщает, что «Каина нельзя убить». Следующие 102 минуты уходят на то, чтобы понять мощный философский подтекст притчи, в которой цветущей Беларуси грозит серьезная угроза (из-за нефти, конечно).
Все проблемы — из-за женщин и нефти. Эта библейская истина гвоздями вколачивается в сознание на протяжении всего щедрого хронометража. Фильм основан на библейской притче о Каине и Авеле. Два белорусских брата-силовика ссорятся из-за журналистки — один от расстройства прыгает с парашютом, не пристегнув карабин. Брат спасает брата. Первый становится видным сотрудником службы безопасности, второй уходит работать на БелАЗ. В общем, в жизни все складывается, не везет только в любви. Оказывается, это семейное: их деда убили особисты, потому что его брат влюбился в бабушку. На зрителя вываливается драма шекспировских масштабов, зритель сопротивляется, но любопытство сильнее здравого смысла. На фоне семейной драмы происходит драма межнациональная. Получается так, что весь мир распочковался на две касты: каинитов и авелитов. Первые — плохие, вторые — хорошие. Каиниты хотят власти и нефти, авелиты хотят мира во всем мире. Видный представитель авелитов — американская журналистка Сара, женщина, страдающая патологической страстью к ломающим тазобедренную кость мини-юбкам и ботоксу. Она получает задание отправиться в Беларусь и объяснить одному из братьев-силовиков, что в нем дремлет разрушительная сила великой мощности. Что с ней делать, не сообщается. В Беларуси Сара успевает пережить теракт, половой акт со вторым братом и узнать, что прилетела зря: код Каина не активирован. Она улетает и выясняет отношения со своим боссом, который оказывается не тем, за кого себя выдает. Она пытается его убить, но Каина убить нельзя. Выдохнули. Идем дальше.
В 102 минуты хронометража талантливая команда кинематографистов впихнула Национальный аэропорт, Национальную библиотеку, «Минск-Арену», БелАЗ и другие туристические объекты, благодаря которым каждому зрителю захочется воспользоваться краткосрочным безвизом и прилететь в Беларусь. Мы переживаем атаку карьерного самосвала — убийцы, страшное нашествие каинитов, замаскированное под митинг, теракт в минском метро и автобусе на Октябрьской и увлекательную погоню на машинах по центру города — автомобили переворачиваются так обильно, что немного кружится голова и подташнивает. Сюжет фильма состоит из множества хитросплетений. Например, журналистка Сара не знает, что Егор — сотрудник службы безопасности — говорит по-английски. Да и как об этом можно догадаться, когда тебя спасают от взбесившегося БелАЗа со словами «Держись, девчонка!». Но Егор сам не догадывается, что Сара говорит по-русски. Он узнает об этом уже после того, как у них случится любовь и будут проводы в аэропорту.
И вот еще сюжетная загадка, над которой придется поломать голову. Сотрудники службы безопасности получают информацию о возможном происшествии в минском метро, но задорно пробегают мимо бесхозного пакета в переходе.
Однако самая главная задачка, которая будет терзать вас до конца жизни, — это какого черта журналистка Сара вообще прилетела в Беларусь.
— Ты видела?
— Вот уроды!
— А что они делают?
— Митингуют!
— А откуда их столько?
— Размножаются.
***
— Прости меня.
— Это ты меня прости.
— За что?
— За то, что скрывала, что говорю по-русски.
Фильм отлично дополняет общую тактику по наращиванию туристического потенциала и очень органично смотрится в ее контексте. Если вы скучаете по боевикам восьмидесятых с минимальной сюжетной логикой и обилием беспощадного экшена, то будете разочарованы: густая смесь любовных хитросплетений и мирового заговора не дают раскрыться дюжим персонажам, готовым стрелять, крутить вертухи и убивать врага. Добавьте во всю эту мешанину еще и библейские сюжеты — получите сумасшедший кроссовер за пару миллионов долларов, в котором умудрились засветиться и Робертс, и Серебряков, и Гостюхин. Новый мировой порядок, нефть, БелАЗы-убийцы, библиотека… Этот понедельник уже ничем не исправишь.
Помните, как плакали в кино на «Ла-Ла-Ленде»? Фильм получил четырнадцать номинаций на «Оскар» и забрал шесть статуэток. А лучшим фильмом на кинопремии был признан «Лунный свет» — трогательная история про одиночество и его последствия. В общем, на слезу прошибало регулярно и обильно. Носовые платочки озолотили не одного смекалистого «ипэшника».
После серьезной атаки на сознание в понедельник хочется провести следующий день в компании с ненапряжной комедией, чтобы разгрузить себя от тягостных дум о судьбе мира и туристическом потенциале родины. Перед нами комедия «Партизан-фильм», которая должна сделать послерабочий вечер зоной диванного отдыха. «Мы снимаем — вы смеетесь!» — обещает нам слоган фильма. А грудь на постере манит быстрее отыскать ссылку на комедию.
Два неудачника решают заработать и в результате нехитрой операции заключают контракт на съемки военных баталий на территории Беларуси. Деньги дают не самые приятные люди, которые в случае провала готовы убивать, так что назад дороги нет. Парни пьют водку, в результате деньги исчезают в жерле унитаза в поезде. Нужно как-то крутиться, поэтому из России вызывается режиссер, который должен снимать сцены. Дальше снова пьют водку, кинорежиссер погибает на дне канализационного люка, а надежды на благоприятный исход истории исчезают. Помогает начальник службы безопасности айтишной компании, которая занимается производством игры в танки. Съемки проводят стремительные, выписав из Москвы Данилу Козловского и Ренату Литвинову. Девушка, которая помогает парням, спит с обоими и в итоге исчезает в поезде вместе с отснятым материалом и ассистентом погибшего режиссера. Эта лихая сюжетная линия рушит остатки логических цепочек в организме и превращает комедию в беспощадное месиво, в котором пульсирующим красным цветом мелькает лишь один вопрос: «Зачем?»
Полтора часа съемочная бригада талантливо показывает, как пьют водку отечественного производства, и объясняет зрителю, какие часы лучше носить в этом сезоне и в какой банк лучше нести деньги. В оставшееся время этот огромный рекламный ролик мельтешит остатками сюжетной линии и пытается хоть как-то понравиться — фразами «Это Беларусь, детка!», шутками вроде «Откуда в Минске зомби? Думали, что из Москвы, а оказалось, что из Шабанов» и намеками на популярные белорусские бренды и тренды. Самыми органичными моментами во всем этом получаются история с отпечатками сала на клавиатуре и роль деревенского бандюги Зарембы в исполнении вокалисты группы «Нейро Дюбель» Паскуды.
— Правда?
— Неўзабаве!
— …
— Гэта беларуская мова.
***
— Джобс. Бизнес. Успех.
— У меня встал!
— У меня тоже встал!
Если вы устали от всего сущего и немедленно нуждаетесь в мощном пинке под зад, то это увлекательное путешествие в мир отечественного треша заставит воспалившиеся шестеренки судорожно крутиться и искать выход из сложившейся ситуации. В какой-то момент становится страшно оставаться наедине вот с этим, глаза ищут ближайший выход из помещения, ноги сами скользят в кроссовки, а рука нащупывает что-нибудь холодное и острое. Хочется имитировать любую известную человечеству болезнь — только бы пожалели.
Фильм «Бердмэн» понравился даже тем, кто искренне считал, что это очередной блокбастер от Marvel. Невероятно крутая операторская работа, отличный сценарий и Майкл Китон — одна из лучших его ролей. Или лучшая? А еще авантюристский и красочный «Отель „Гранд Будапешт“», от которого просто невозможно оторваться. Оба фильма получили по девять номинаций на «Оскар» и взяли по четыре награды.
После такого сумасшедшего забега, от которого мозг медленно скукоживается и отказывается сотрудничать со своим хозяином, захотелось чего-то разумного, доброго и вечного. Середина недели, еще куча дел — пора поберечь себя и полечить нервишки хорошим фильмом. Среду решено провести наедине с продолжением «Белых рос». С постера с воодушевлением смотрит на окружающий мир Ошпаренный из фильма «Бумер» и играет на гармошке. Такая невероятная цитата из первой части уже выглядит обнадеживающей.
Прошло 30 лет. Андрей Ходас, которого в оригинальном фильме играл Геннадий Гарбук, пожил в городе и махнул на все рукой — решил поселиться на хуторе. В том же доме живет странная девушка, которая красиво рисует песком на полу в хате, а по соседству ютится юродивый дед по прозвищу Струк. Их пасторальная идиллия под угрозой, потому что Беларусь — красивая и перспективная страна, в которой немцы решили построить самый большой аквапарк в Европе. В фильме неоднократно отмечается высочайший потенциал страны, так что инвесторы готовы глотку перегрызть за клочок хуторской земли. Выкупить площадь у местных жителей поручается двум клеркам разной степени сообразительности. Они приезжают под видом представителей белорусской лотереи, пьют с дедами самогон, пытаются поджечь хату — в общем, тактика у них разнообразная и впечатляющая.
Параллельно оказывается, что фрау, унаследовавшая все деньги своего покойного мужа, на самом деле женщина белорусская. Более того, когда-то давно она любила Андрея Ходаса. Она уговаривает его продать землю, он в ответ называет ее коброй. В общем, страсти кипят. В это же время один из клерков заводит роман с подчиненной, которая оказывается племянницей Ходаса и дочерью Васи Ходаса — героя Николая Караченцова, еще в девяностые уехавшего на заработки и бесследно сгинувшего. Еще одна линия — второй клерк, в которого влюбляется странная девушка, живущая у Андрея Ходаса. Еще не запутались? Продолжаем. Фрау зовет Ходаса в 12-комнатную квартиру-пентхаус в центре Берлина, но тот ждет, пока прилетит аист, и не хочет уезжать. На клерков давят инвесторы, один из них не выдерживает и решает спалить хату Ходаса. В итоге происходит ключевой монолог про любовь, в результате которого все начинают любить друг друга, а фрау отказывается от своей доли в проекте с условием, что ее партнер найдет другую землю. Он уходит искать. Заканчивается фильм появлением Василия Ходаса, который сидит в подъезде с гармошкой. Где он был все это время, не сообщается.
Происходит настоящее кинематографическое волшебство, в котором даже сложно выделить какой-нибудь один элемент. Два ухоженных деда живут на глухом хуторе и сталкиваются с предложением уехать в элитный пансион, но один ждет аиста, а второй мечтает скупить все лотерейные билеты на планете и что-нибудь выиграть. Клерки используют диковинную методологию в попытках заполучить землю и недвижимость, а куча совершенно необязательных второстепенных персонажей создают адский бэкграунд, благодаря которому добрая советская комедия превращается в бесконечный российский сериал, в котором последовательность событий уже не важна. Во всей этой каше особенно великолепно выглядит сцена с поджогом. Клерк сообщает, что устроит пожар и уже все продумал: все будет выглядеть как несчастный случай. Его план действительно впечатляет: по двору Ходаса бегает мужик в пиджаке с канистрой бензина и кричит: «Все, дед! Конец твоему дому!»
В особенно трогательных моментах фильма в организме торжественно набухает патриотизм. Фрау, которую в аэропорту встречают хлебом-солью, выпивает 50 граммов и выговаривает: «Ну здравствуй, родина…» Ком подступает к горлу, ласточка в сени к нам летит.
— Отец вернется, а меня нет.
— Двадцать лет уже не приходит!
— Галюня, он придет. Просто что-то случилось.
***
— Андрей, поедем со мой. У меня большая квартира в Берлине: 12 комнат, пентхаус.
— Дом мой здесь, не поеду я.
— Они сотрут тебя в порошок.
— Ты что? С ними? Кобра!
— Как же ты изменился, Андрей!
— К худшему?
— Нет.
***
— Я помочь хочу!
— Деньги есть?
— Есть!
— Ладно, поехали!
Картина «Белые росы. Возвращение» снята таким образом, чтобы у зрителя никогда больше не возникло желания посмотреть оригинальный фильм. Персонажи говорят так, как хотелось бы каждому уважающему себя идеологу в каждом уважающем себя регионе с сумасшедшим туристическим потенциалом. Боль за родную землю (или просто боль) сквозит из каждой шутки, из каждого натянутого диалога и кадра, так что главной интригой картины становится появление Василия Ходаса. Он возникает в кадре и проводит там примерно пять секунд — так, чтобы можно было посмотреть, как за эти 30 лет постарел Николай Караченцов.
Продолжим вспоминать события 2015 года. На Каннском кинофестивале председательствуют Итан и Джоэл Коэны, а «Золотую пальмовую ветвь» получает драма французского режиссера Жака Одиара — фильм о тамильских беженцах из Шри-Ланки, перебравшихся в Париж. Гран-при фестиваля удостоен венгерский фильм «Сын Саула». В главной роли здесь снялся непрофессиональный актер Геза Рериг. В следующем году лента получит «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Пожалуйста, ну хотя бы в четверг мне должно повезти. Я перепробовал экшен, комедию, лирику и прозу — мозг закипает, а рука дрожит и тянется к пульту. В четверг решено сделать передышку перед финальным рывком. Буду выбирать фильм по хронометражу. Пускай это будет «ГараШ» — там всего час времени. Его можно потратить на метафизическую комедию о судьбе родины.
Один белорусский парень уехал в США и устроился в автосервис. Чтобы его не отправили обратно, он порвал свой паспорт. В общем, поступил по-умному. Его депортируют, он в расстроенных чувствах возвращается в Беларусь и просится на работу в гараж в Шабанах. Много умничает, но мужики его все равно берут. Весь час парень с изломанной капитализмом ментальностью пытается понять, почему в Шабанах не делают как лучше, пьет водку и однажды принимает наркотики. Мужики из гаража оказываются непростыми и популярно объясняют парню, как нужно жить в стране. Оказывается, что в стране бардак, так что нужно крутиться.
Калейдоскоп из шаблонов про Беларусь: водка, окраина Минска, работяги, госсектор, взяточники. Час хронометража отправляет нас в удивительный мир, где добрые капиталисты противостоят злым восточноевропейским трутням, которые не работают и другим не дают. Черное и белое, сладкое и кислое, США и Шабаны. Вся эта драма, упакованная в комедию, происходит на узеньком пятачке, в двух минских кварталах и завалена предрассудками так глубоко, что захлебываешься в этой вязкой каше и пытаешься докопаться до сути.
— Работать по закону нельзя. Не работать нельзя, тунеядцем будешь.
***
— Все у нас в государстве по плану. Стабильность, покой. А в доме бардак.
Сюжет этой комедии (или это драма?) можно уместить в детском кулачке — он простой и достаточно наивный. При этом не отпускает ощущение, будто какой-то невидимый парень с дипломом об окончании факультета философии и социальных наук обнял тебя по-братски и пересказал содержание своей курсовой за второй семестр первого курса: ты пытаешься вырваться от него, потому что уже скучно, а он все втюхивает тебе эту метафизику, горький смысл бытия, разжеванный и полупереваренный — так, чтобы всем было понятно. Для того чтобы называться национальным белорусским эпосом обо всем на свете, «ГараШу» не хватает только хронометража.
В 2009 году на экраны выходит фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» с бешеным бюджетом в $237 млн. Картина, впрочем, окупилась в десять раз и получила три «Оскара» из девяти номинаций. А фильмом года на кинопремии была признана лента «Повелитель бури» про будни американских саперов в Ираке. Награду за этот фильм вручал Том Хэнкс.
Пятница. Вечер. Впереди выходные, позади четыре дня безжалостных экспериментов с сознанием. Финальный рывок. Давайте дадим еще один шанс отечественной комедии и посмотрим фильм «Дастиш фантастиш», который вышел в 2009 году. Описание подсказывает, что это эксцентрическая комедия про жителей деревни 375-й километр — дико изобретательных и находчивых людей.
Нужно собраться с мыслями, чтобы хоть как-то пересказать все увиденное. В деревне 375-й километр живет парень Ванька, который занимается тем, что ведет пламенную переписку со знакомой из Австралии. У Ваньки есть троюродный дядя Федор. Он умирает и оставляет парню наследство. Парня провожают в Минск всей деревней и дают ему деньги на покупки. Кошелек у Ваньки воруют на Октябрьской площади итальянцы. Ванька приходит за наследством — оказывается, что дядя оставил племяннику зернышки, визуально напоминающие яблочные. Ванька с горя напивается и валится спать на набережной Свислочи, а когда просыпается, видит, что зерна проросли и превратились в странные растения. Растения издают звуки, будто проходят процедуру дефекации, но при этом отправляют в мир божий деньги. Эти диковинные побеги уничтожает самолет, который распространяет удобрение. Ванька вспоминает, что одно зернышко выбросил в урну в нотариальной конторе, возвращается, забирает его и как-то незаметно становится самым завидным женихом страны. Короче, за Ванькой охотятся итальянцы, начальница тюрьмы пытается женить его на своей дочери, а сам парень убегает в аэропорт, чтобы встретить свою подругу из Австралии. Ей оказывается темнокожий парень. Ванька сбегает и садится в самолет. Он прыгает с парашютом над родной деревней и участвует в качестве свидетеля в свадьбе односельчанки. Появляются итальянцы и дядя Федор — он оказывается жив. Все хотят получить назад дерево с приступами денежной дефекации. На розовом БМП в деревню приезжает Лявон Вольский и поет песню про гостей. Следующие полчаса все пытаются заполучить дерево, но в итоге дед Ганс, который гонится за темнокожим парнем на розовом БМП, уничтожает растение из пушки. Конец.
Вещи, которые могут появиться на свет божий только в результате серьезных экспериментов по расширению сознания. Все это напоминает один большой наркотический трип, галлюциногенную атаку на естество. Дед Ганс, розовый БМП, издающее стремные звуки растение, красное удобрение «Смерть насекомым»… Если вам удалось впитать в себя сюжетные хитросплетения, то постарайтесь все это визуализировать — почувствуете, как по вашим коленкам медленно стекает мозг. Сюрреализм происходящего на экране дополняют дети, которые счастливо поют в автобусе песни «Ляписов», пестрый и нарядный Вольский, который жизнерадостно скачет на сельской свадьбе и пьет водку за столом, иностранцы, которые говорят на отличном итальянском фразы вроде «Нихренато немато. Финита дебилита!». Сценарий этого фильма ничуть не уступает по накалу «Свадебной вазе» или еще чему-нибудь такому же забористому.
— Я хочу сосоль твой сладкий мороженое. Цэлуй мои ноги!
***
— Если Ванька не вернется, я буду свидетелем. Будем цалавацца!
Никогда и ни при каких обстоятельствах не пытайтесь понять этот фильм с точки зрения здравого смысла. Это поток сознания, дикий треш для человека, который слишком сильно хочет усложнить себе жизнь и поиграть не по правилам. Если попытаться понять, зачем это снимали и как это происходило, можно получить клиническую депрессию, поэтому просто не задавайте лишних вопросов. А лучше не повторяйте этот травматический опыт. Бегите, глупцы!
Карты памяти в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by