Министерство финансов озвучило суммы, которые наша страна должна различным государствам, банкам и финансовым организациям. С начала года внешний госдолг вырос на 14,3% — до $15,6 млрд. Каждый белорус, включая младенцев и стариков, уже должен по $1641. Аналитики говорят, что это исторический максимум госдолга, и бьют тревогу.
Читать на OnlínerИтак, по данным Минфина, с января по июль мы заняли около $2,573 млрд:
— Беларусь давно попала в долговую петлю — ситуацию, когда новые заимствования направляются на обслуживание и погашение старых, — говорит финансовый консультант ООО «ТелетрейдБел» Жанна Кулакова. — Поэтому, несмотря на значительные ежегодные выплаты, внешний госдолг Беларуси в среднесрочной перспективе не сокращается, а только растет. Уже сейчас объем внешнего госдолга страны достиг исторического максимума, а по итогам августа мы, скорее всего, увидим новый рекорд: к текущему значению прибавятся $700 млн, полученные в виде кредита от России.
— Нужно понимать, что в иностранной валюте формируется не только внешний госдолг, но и часть внутреннего — в основном за счет облигаций, которые активно размещает Минфин. И на обслуживание этих облигаций тоже нужно тратить существенные средства. Например, в этом году государство направило на погашение внешнего госдолга $650 млн, а на погашение облигаций, размещенных на внутреннем рынке, — $900 млн. Совокупные ежегодные платежи по валютному госдолгу уже несколько лет превышают $3 млрд. Белорусская экономика не в состоянии генерировать такое количество иностранной валюты, поэтому приходится постоянно брать в долг.
По словам аналитика, сейчас очень хорошую поддержку государству в обслуживании валютного госдолга оказывает население. Из-за снижения реальных доходов белорусы активно избавляются от старых валютных накоплений.
— Например, в этом году за январь — июль население на чистой основе продало $1,25 млрд. Эту валюту выкупает государство для последующего зачисления в состав ЗВР и обслуживания валютных долгов, при этом никакого давления на курсы валют не создается, — объясняет Жанна Кулакова. — Если бы не этот профицит, ситуация могла бы развиваться по двум основным сценариям: либо государству пришлось бы брать еще больше кредитов, тем самым увеличивая долговую нагрузку в будущем, либо осуществлять покупки на внутреннем рынке, создавая предпосылки для ослабления белорусского рубля.
Эксперт считает: если учесть, что валютный госдолг только растет, долговая нагрузка будет оставаться высокой еще много лет.
— И если в экономике Беларуси не произойдет серьезных изменений, которые приведут к заметному росту валютной выручки, валютный госдолг будет оставаться потенциальным риском для белорусского рубля, — говорит аналитик. — В ближайшие месяцы валюты на обслуживание долгов хватит: в этом году государству удалось привлечь внутренние и внешние займы примерно на $3 млрд. Но уже в 2018-м к вопросу поиска средств, скорее всего, придется вернуться.
3D-принтеры в каталоге Onliner.by
Читайте также: