На очередном форуме ряды предпринимателей действительно поредели: всего 143 человека вместо привычных 400—500. Предприниматели, особенно из регионов, вздыхают и говорят, что на 70% упали доходы, а рынки стоят полупустые. «Хорошо, если год переживем, а то и нет», — обсуждают в кулуарах. О том, что предлагают торгующие «ипэшники», чтобы выжить, читайте в нашем репортаже с форума предпринимателей.
Читать на Onlíner— В регионах народ уже проедает оборотные средства. Предприниматели говорят, что вот месяц-два и будем закрываться, — обеспокоена предпринимательница из Полоцка Ольга Шерстобитова.
— У нас такая же ситуация, — добавляет Ольга из Могилева. — Люди уезжают в Россию, Польшу. Они перевозят туда свои семьи и детей. Потому что там работать гораздо проще. У нас многие говорят, мол, три месяца поработаем и все, будем уходить. И так говорят люди, которые работают вот уже по 20 лет, которые были крупными поставщиками из Турции. Лично я тоже работаю 20 лет и честно собираюсь уходить в самое ближайшее время.
— В Витебске катастрофа с работой. ОАО «КиМ» закрылось, тысяча человек на улице, работы реально нет. Открытие ИП могло бы быть выходом, но здесь же невозможно работать, — говорит предприниматель из Витебска.
— До какой точки нужно дойти, чтобы до чиновников дошло, что что-то не так? — возмущаются предприниматели.
— Мы провели масштабное социальное исследование аудитории наших предпринимателей, — презентует исследование Анатолий Шумченко.
По опросам РОО «Перспектива», основная проблема ИП, которые торгуют непродовольственными товарами, — это отсутствие покупательского спроса: у людей нет денег. На втором месте — высокая аренда и вопросы с конфискациями, штрафами и сертификатами.
— Опрошенные заявляют, что их доходы упали на 70%, — отметил Анатолий Шумченко. — Мы как-то давали данные, что за полтора года число ИП сократилось на 9 тысяч. Из них 3 тысячи — это предприниматели сферы розничной торговли. Как пример, Червенский рынок, с которого ушло 400 предпринимателей из 600. — За один только 2015 год они заплатили $10,8 миллиона налогов, около $1,5 миллиона отчислений в Фонд социальной защиты. Кто-то скажет, что это небольшие деньги. Но думаю, в нашей ситуации не стоит даже ими разбрасываться. В прошлом году поступления были вдвое ниже. Все это — следствие указа №222. И «Перспектива» уже давно об этом говорила, но нас не услышали. Что мы видим сейчас? Бюджет денег не получил, страна потеряла потенциал развития малого и среднего бизнеса, а также рабочие места. И это на фоне ситуации с предпринимателями в России, которая до сих пор не требует от ИП сертификации.
К слову, на форуме предпринимателей были и чиновники. Это директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц, а также заместитель начальника отдела совершенствования деловой среды департамента по предпринимательству Минэкономики Валерий Хомченко, начальник отдела госнадзора и контроля Госстандарта Игорь Буссель, заместитель начальника управления организации торговли и услуг МАРТ Андрей Мешков. При этом представителей МНС, которых активно приглашали организаторы форума снова не пришли.
Ввести патентную систему официально в Налоговый кодекс РБ. Смысл ее в следующем: уплачиваешь определенную сумму за «патент» и можешь работать без накладных и сертификатов. Эта идея не нова, предприниматели высказывают ее не первый год. Но пока чиновники не спешат с ее реализацией.
Напомним, основным препятствием чиновники называли тот факт, что владельцы торговых центров платят кредиты в иностранной валюте.
— Но эти проблемы не должны перекладываться на розничную торговлю, — считают предприниматели. — Более того, привязка к белорусскому рублю укрепит нашу национальную валюту.
Кроме того, предлагают обязать арендодателей повышать арендную ставку не более чем на процент инфляции.
Одно из старых требований — «не работаешь, не платишь». Предприниматели предлагают внести изменения в указ президента №87 от 21.02.2014 года. Смысл изменений: плательщики единого налога платят взносы в ФСЗН пропорционально отработанным дням, работающие по упрощенке — 35% от прожиточного минимума. А тем ИП, которые не осуществляют свою деятельность, предлагают платить отчисления в ФСЗН в добровольном порядке. Чтобы избежать махинаций, предприниматели предлагают, чтобы сроки неуплаты ФСЗН не входили в трудовой стаж.
Снять с розничных продавцов ответственность за отсутствие сертификатов соответствия технического регламента. Проще говоря, за сертификацию должны отвечать производители и первые импортеры в Таможенный союз.
— Дело Сергея Сумарева показало, что весь закон на нашей стороне, — говорит Анатолий Шумченко. — Верховный суд постановил, что за сертификаты продавец не отвечает.
— Нужно упростить законодательство в сфере контрольно-надзорной деятельности, — считают предприниматели. — Вспомним ситуацию с шубами на 200 тысяч долларов. Что было бы, если бы не подключились СМИ, неизвестно.
Поэтому предприниматели предлагают:
— Пусть у предпринимателей будет право самостоятельно определять количество наемных работников, требующихся для осуществления деятельности, — считают предприниматели. — Также нужно сократить сроки рассмотрения и количество обязательных документов.
— В противном случае мы перестанем растаможивать товары здесь, а будем просто заказывать у российских компаний. Тогда наша таможня своих платежей не получит, — рассуждают участники форума.
— Также нужно снизить стоимость программ и операций по обслуживанию отчетности, — говорит Анатолий Шумченко.
— В странах большой семерки на развитие предпринимательства тратится 6% от ВВП, у нас — 0,05%, — говорят предприниматели. — Для того чтобы ИП перешли из разряда «купи-продай», как нас любят упрекать, в производство, нужны условия. Создайте их в регионах, это и финансовая поддержка, и микрокредитование, и налоговые льготы.
Это нужно для того, чтобы человек из торговли смог уйти в производство. Чтобы была возможность социального лифта, возможность вырасти из «коротких штанишек».
Больше предложений можно посмотреть здесь.
Услуги хороших юристов в сервисе Onliner.by
Читайте также: