24 февраля 2017 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Марина Серебрякова

«Люди обнищали, продаж нет, год-два — и мы, как те мамонты, вымрем». «Ипэшники» «Импульса», «Ждановичей» и Московского рынка о том, как жить дальше

Автор: Настасья Занько. Фото: Марина Серебрякова

В январе — марте прошлого года тема предпринимателей была остра, как хороший нож у шеф-повара. Они возмущались введением сертификатов и дополнительных документов — бастовали и выходили на площадь. «После Нового года на панель пойдем!» — кипятились ждановичские продавцы. Их коллеги с других рынков только утвердительно кивали головой. С тех событий прошло чуть больше года, и Onliner.by вновь отправился к «ипэшникам» — узнать, как изменилась их жизнь.

«Еще пять лет назад „Импульс“ был самым модным местом, а сейчас все ездят в Galileo»

В десять утра на «Импульсе» сонное царство. Продавцы только-только открывают боксы, раскладывают товар и пьют кофе. Некоторые подтягиваются ближе к одиннадцати-полудню. Так что практически все закрытые роллеты, по словам продавцов, просто ждут своих хозяев. Мол, свободных площадок нет: место в центре города пустует редко. И если на первом этаже возле боксов с косметикой, бельем и носками людей все же побольше, то на втором и третьем — тишина. Все, кто прохаживается по рядам, — работники точек.

Мы списываем все на утро и будний день. Но миловидная владелица джинсового магазинчика разочаровывает нас.

— В выходной здесь не лучше. Бывает так, что за неделю не продашь ни одной вещи. Вот вчера не было ни одной продажи, позавчера — одна… — качает головой женщина. — Люди стали ощутимо беднее. Смотрите, вот у меня кофточки стоят по 30—35 рублей. Джинсы спрашивают по такой же цене. Если дороже — уже брать не хотят. Народ вообще старается донашивать вещи до последнего: покупатели приходят в протертых, драных старых джинсах — то есть когда их уже физически нельзя носить. И взрослые себе во всем отказывают, стараются больше детям купить. Такого, чтобы, к примеру, мама с дочкой пришли и вдвоем за раз что-то купили, уже нет.

— Люди выбирают: колбасы купить или «тряпку» какую? И понятно, что колбаса перевешивает… — говорит продавщица женских платьев Алена. — Ситуация по сравнению с прошлым годом хуже: есть ощущение, что люди проели свои заначки и стали сильно экономить.

К тому же нас подкосили торговые центры. Их же в городе как грибов. Особенно остро мы почувствовали спад, когда появился Galileo со своими сетевыми магазинами. Раньше же было как: люди приезжают в Минск и сразу от вокзала — к нам, мы же были самым модным местом. А сейчас вышел из здания вокзала — и пожалуйста тебе шоп-рай. Поэтому, если ничего не изменится, «Импульс» еще будет жить. Но он уже все, как пенсионер с палочками. Дальше — ходунки и инвалидная коляска.

«Давным-давно у нас нет наценки 200—300%, максимум 100%, да и то чтобы все платежи отбить»

Что касается сертификатов, то продавцы вот уже целый год исправно работают по ним: стараются брать товар у соответствующих компаний. Правда, покупательский спрос это не повышает.

— Людям они не важны, для них главное — цена. И если она не подходящая, то никто ничего не купит, — объясняют продавцы.

Здесь только грустно усмехаются в ответ на распространенное мнение о том, что торговцы накручивают по 200—300% на единицу товара.

— Да бросьте вы! Таких времен уже давным-давно нет. Сейчас максимальная наценка — 100%, и то потому что аренда в среднем от 300 до 800 рублей в месяц (в зависимости от этажа и площади), «коммуналка», налоги, оплата ЕРИП, терминалов, ФСЗН, зарплата продавцу, — объясняет владелица павильона с куртками и женскими пальто.

Мы считаем вместе: чтобы отбить только одну аренду в «Импульсе», продавцу за месяц нужно продать минимум 10 пар джинсов по 29—40 рублей. Заработать на уплату НДС, других налогов — при нынешнем покупательском спросе это сродни подвигу, считают тут.

— Если ты продаешь на 15 рублей в день, то тогда ставка у тебя 150 рублей, если больше — процент от продаж, — объясняют нехитрую экономику в «Импульсе». — Вот и крутись как хочешь с такими зарплатами у людей...

Предприниматели одного из старейших торговых центров столицы говорят, что их тут пока держит две вещи: налог на тунеядство и невозможность устроиться на работу. Правда, и это не всегда срабатывает.

— Лично я даю себе пару месяцев. А дальше? Дальше буду думать. Как вариант рассматриваю даже эмиграцию, — делится планами продавец джинсов.

Выход из всей этой ситуации «ипэшники» видят один — комплексно менять подход к предпринимателям и экономике.

— Получается, что своими действиями чиновники вынуждают людей уходить в тень или уезжать: нестабильное законодательство, проверки, дополнительные платежи и так далее, — объясняет владелец точки по продаже маек. — Нужно сделать систему, которая была бы выгодна и предпринимателю, и государству. Грубо говоря, заплатил 200 рублей в месяц, получил карточку-патент — и больше тебя никто не трогает.

Предприниматели Московского рынка: «В Польше экономику на малом бизнесе строят, а у нас столько негатива»

Один из старейших рынков в спальных районах столицы — Московский — тоже не особо пестрит пустыми местами. Здесь работает около 200 человек. Аренда намного ниже центра (есть предложения арендовать места по 15 рублей за «квадрат»). Да и покупателей здесь, на первый взгляд, чуть побольше, чем в «Импульсе». Правда, о падении спроса говорит каждый второй.

— Я еще даже не «размочилась», то есть ничего даже по мелочи не продала, — объясняет продавщица нижнего белья и колготок Елена, которая торгует здесь вот уже 17 лет. — Люди ходят к нам как в музей: посмотреть, что, как и по сколько. И не берут. Пришлось даже продавца уволить и самой за прилавок стать: иначе невыгодно.

Елена показывает ассортимент: итальянское, польское белье, ночные сорочки, колготки и другие вещи. Говорит, что с сертификатами и остальными документами, от которых стонали прошлой зимой и весной все, она работает еще со времен ЧУП.

— Для меня это не было новинкой. Нашла фирмы, которые работают с сертификатами, и договорилась. Но вот ассортимент стал беднее. Посмотрите, довольно много однотипных товаров. Ведь и число тех, кто готов предоставлять сертификаты, стало гораздо меньше, — объясняет Елена. — Про качество, о котором все говорят: мол, на рынке хуже, — могу сказать, что у нас есть и хорошие вещи, которые в центре будут стоить гораздо дороже (хотя и такого же качества).

По словам женщины, она уже второй год подумывает о том, чтобы бросить бизнес и уйти.

— Правда, непонятно куда. У меня предпенсионный возраст — кто меня куда возьмет? Была бы помоложе, так могла бы переучиться или куда-то уехать, как многие делают, — вздыхает она и говорит, что дает себе год.

Наталья, которая торгует женскими платьями, считает, что предприниматели уже просто привыкли к своей ситуации.

— Выхода особого нет, вот мы и стали идти на какие-то жертвы: оплачиваем сертификаты, нагружаем себя дополнительной работой. Потому что устроиться на другое место тяжело, а тут и родителей, и детей кормить нужно, — говорит предпринимательница.

— Честно, я бы вернула все как было. Мы же лет восемь назад проходили подобную историю с сертификатами. И именно тогда их для ИП и отменили, упростили жизнь. Так зачем снова усложнять? Платила бы фиксированную сумму — тройную ставку налога. Тогда можно спать спокойно. А то сейчас приходится думать, как привезти товар, как оплатить НДС, не перестала ли работать фирма, которая выдала тебе документы, не ушла ли она из реестра. А то потом могут и товар изъять, как это не один раз было.

Хотелось бы, чтобы у нас были равные с россиянами условия ведения бизнеса. У них гораздо проще: нет такого документооборота, таких высоких ставок аренды и налогов. Почему же, вы думаете, наши ребята едут в Смоленск торговать?

— Отношение нужно другое: в Польше экономику на малом и среднем бизнесе построили. А у нас до сих пор столько негатива в адрес предпринимателей, — рассуждает продавец галантереи Сергей.

«Я 15 лет стояла на „Ждановичах“, а в прошлом году разорилась»

А вот на «Ждановичах» хорошо видны просветы в рядах: хозяева, прекратившие работу, свои боксы уже вывезли. И сейчас уличный рынок, когда-то пестревший людьми, больше похож на шахматную доску под конец партии.

— Девушки, может, джинсы посмотрите? — продавцы принимают нас за покупателей и искренне разочаровываются, когда узнают, что мы по работе. Истории от тамошних предпринимателей словно скопированы с рассказов их коллег в «Импульсе» и на Московском рынке: посетителей нет, за неделю можно не продать ни одной вещи...

— Умирают «Ждановичи», еще год-два — и больше их не будет, — вздыхает продавщица турецких джинсов Ксения. По ее словам и словам ее коллег, «медовые» годы на «Ждановичах» закончились лет пять-семь назад. С того времени рынок начал помаленьку сворачиваться.

— Молодежь не хочет сюда ехать. Мол, далеко, к тому же в сетевых магазинах типа Terra Nova, Sister’s и других кажется дешевле. Хотя там качество иногда хуже рыночного и цена «кусается». Конечно, больше всего подкосило то, что народ потихоньку нищает. Заначки уже не хватает — вот люди ходят все меньше и меньше. Такое ощущение, что никому ничего не нужно. Словно люди не покупают подарков, не отмечают праздников. Идешь домой и думаешь, как прокормиться.

— Вы знаете, я вот 15 лет здесь проработала, а в прошлом году разорилась. Сейчас вот нанялась поработать до пенсии продавцом, — говорит коллега Ксении из соседнего роллета. — Не вытянул мой бизнес. Я вкладывала в товар, вкладывала, а он все не отбивался и не отбивался. В роллеты вкладывали тысячи долларов, столько на морозе и на жаре стояли, столько баулов на себе перетащили, болезней заработали. И мы же ни льгот, ничего у государства не просили. А сейчас вот оно как… Обидно.

Женщина говорит, что таких, как она, довольно много. Люди разорились, вывезли роллеты с рынка — и ушли работать продавцами в торговые сети.

— Многие за рубеж уехали, в ту же Украину или Россию, кто-то рванул в Польшу, — рассказали нам в «Мире Моды 3». Тут тоже жалуются на отсутствие людей, спад продаж и переживают, как оно будет дальше.

— Знаете, снежный ком пошел: появились торговые центры, нас сильно потеснили, потом кризис за кризисом, ну и сертификация стала последней каплей, — говорит мужчина, продающий ботинки. — Через пару месяцев, может быть, год я и сам уйду, меня даже выгонять не нужно будет…


— Все, уходит эпоха рынков с палатками, торгом и примеркой одежды за «шторкой». Ну что тут сказать? Грустно, с одной стороны. С другой — такова жизнь, наверное. Тут ничего не сделаешь, — философски рассуждает пакистанский парень, торгующий здесь ремешками. Он стоит на фоне потрепанных флагов и большого развала одежды секонд-хенд, где вовсю перебирают вещи несколько десятков белорусов.

Мнения в тему

Лидер РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко: «Если ситуация не будет меняться, то ИП осталось жить максимум три года»

— Все то, о чем вам рассказали в Минске, есть и в регионах, только там ситуация похуже: возможностей меньше, — отметил Анатолий Шумченко. — Сейчас люди просто вымывают оборотные средства, которые заработали в лучшие годы. Официально за прошлый год число ИП в стране сократилось более чем на 7,2 тыс. человек. Мы считаем, что эта цифра не окончательная. Отток будет продолжаться, если не изменятся условия. Очевидно, что в этом году снова уменьшится число занятых мест в торговых центрах.

Но самое главное — мы теряем перспективы в развитии малого бизнеса. Трудно объяснить прогрессивно мыслящим людям, почему у нас такое отношение к предпринимателям. В Евросоюзе видят в предпринимателях резервы роста экономики. Буквально на днях президент Польши сказал, что малый и средний бизнес дают 50% бюджета. Вспомните, как относятся к ИП у нас…

То, что мы видим сегодня, аукнется нашей стране через пару лет. Если ситуация не будет меняться, то ИП, на мой взгляд, осталось жить максимум три года.

Напомним, основным требованием РОО «Перспектива» была и остается отмена указа №222.

Директор Московского рынка: «Если отменить сертификаты для ИП, то где тогда равные условия для бизнеса?»

— Как представитель собственника, я могу вам сказать, что 1 января 2016 года у нас на объекте работало 75% субъектов. Люди практически не закрывались. И сейчас пустых боксов нет, это правда. Так что условия для работы у предпринимателей существуют, — объясняет директор Московского рынка Алексей Олейник. — По поводу сертификации могу выразить свою точку зрения.

Чем отличается предприниматель, который открыл десять точек и продолжает развиваться, образовывая более сложные организационно-правовые формы хозяйствования (ЧТУП, ООО, ОДО и так далее), от тех субъектов бизнеса, у которых две точки? Почему человек, который в начале 2000-х вкладывал все деньги в развитие бизнеса, должен сертифицировать товар уже давно (особенность налогообложения в ЧТУП, ООО, ОДО подразумевает наличие накладных и сертификатов), а тот, кто эти деньги тратил на квартиры и машины, нет? Где равные условия бизнеса?

И потом у меня большой вопрос к предпринимателям, ноющим по поводу сертификатов. Почему вы все не объединитесь и не сделаете эти сертификаты совместно на всю страну? По информации РОО «Перспектива», в стране 120 тыс. ИП, которых так или иначе затронул указ №222. Даже если эту цифру разделить на два и в рамках того же объединения установить членские взносы по $1 в месяц, то это стало бы возможным. За те два года отсрочки (мораторий указа №222), которую давало государство, собрали бы $1,48 млн.

На эти деньги могли бы сертифицировать, грубо говоря, все рынки Москвы. Ведь один и тот же бренд (наименование, позицию) второй раз сертифицировать не нужно, хватит и одного. И им можно пользоваться всем, кто работает с товарами, произведенными за пределами Таможенного союза. Можно было сертифицировать производство специально для Беларуси, а фабрика могла бы отшивать любые бренды. В чем вопрос?

На мой взгляд, решение проблемы есть. Но нужно понять, как оптимально и рационально выйти из положения, а не заниматься демагогией.

Новый сервис «Услуги» на Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by