Не хуже, чем у Финберга. Как живет могилевский духовой оркестр, в котором играют продавцы из ЦУМа

Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий
21 136
01 мая 2017 в 8:00

В Могилеве случаются странные вещи. В свой законный обеденный перерыв работница местного универмага идет не столоваться, как все приличные люди, а берет в руки трубу. Сложно поверить, но компенсации она за это не требует — действует добровольно и счастливо улыбается. Onliner.by отправился в могилевский ЦУМ и узнал, что там вообще происходит.

Читать на Onlíner

Могилевский универмаг «Центральный» появился в городе сразу после войны, в 1947 году. Сейчас это один из старейших магазинов страны. Громадина в несколько этажей стоит прямо в центре города и ежедневно принимает посетителей.

Татьяна Василькова пришла сюда работать 18-летней девушкой — устроилась продавцом и практически сразу получила интересное предложение, которое фактически перевернуло всю ее жизнь. Татьяна взяла в руки трубу и вот уже 40 лет играет в духовом оркестре «Лира».

— Музыкальной грамотой никто не владел, все начинали с нуля, — вспоминает Татьяна. — Я окончила школу по классу баяна и ноты знала, еще несколько девочек тоже имели начальное образование, а все остальные на энтузиазме, на желании это делали. 

Репетиция оркестра — единственного женского любительского духового коллектива в стране — только начинается. Дамы переодеваются в фирменную одежду, которую недавно купило руководство магазина, и ставят перед собой ноты. В большом помещении репетиционного зала на третьем этаже универмага много смеются и рассказывают последние новости — воздух заполняется веселым щебетаньем женского коллектива.

В первом составе оркестра, который появился в середине семидесятых, было тридцать участниц: продавщицы, товароведы, кладовщики и много кто еще. Предложили — заинтересовались, пришли на репетицию. Сейчас состав немного поредел, но зато остались самые преданные делу.

— Состав менялся много раз, — рассказывает «капитан команды». — Знаете, девчонки же все молодые были: кто замуж уходил и уезжал, кто увольнялся. А я вот уже 40 лет прихожу на каждую репетицию. Помню, шутили, что я родила двоих детей без отрыва от оркестра — так он меня увлек. 

Репетиции проходят дважды в неделю в обеденное время: по вторникам и четвергам барышни резво выдувают медь два с половиной часа. Вроде бы маловато, но увеличить количество репетиций не получается — есть ведь и основная работа.

В зал входит улыбчивый рослый мужчина в костюме, барышни снижают уровень интершума и вразнобой здороваются с руководителем. Денис — человек в оркестре новый, его пригласили сюда что-то около пяти месяцев назад. Раньше музыкант с академическим образованием жил в Минске и играл в оркестре Финберга, но потом решил вернуться в родной город.

— В Минске все было хорошо, я работал в отличном оркестре, но в один прекрасный момент понял, что нигде не будет так, как дома, — говорит Денис. — В столице были свои планы, но однажды я все бросил и уехал сюда — подумал, что здесь пригожусь больше. Плюс жилищные проблемы: если бы они решились, возможно, все сложилось бы по-другому. Но тогда я этого решения не видел, поэтому уехал, чтобы не заниматься тратой времени.

Денис почувствовал, что оркестр «Лира» — коллектив достаточно консервативный, и решил его осовременить. Теперь, кроме стандартных вальсов и маршей, музыканты-любители исполняют песни вроде «О боже, какой мужчина», а скоро намечается что-то из репертуара The Beatles.


Перед началом репетиции барабанщица подходит к зеркалу и кокетливо подкрашивает губы на зависть коллегам — им эта блажь ни к чему, потому что на ближайшие два с половиной часа губы будут их главным инструментом.

— Телефончики мобильные отключаем, — по-голливудски улыбаясь, предупреждает Денис и просит открыть ноты. — Давайте отыграемся на «Иване Васильевиче». 

Дамы сосредоточенно шелестят листами и открывают нужную композицию.

— Апрель холодный, но настроение у нас хорошее, — как мантру читает Денис. — Все идет к лету, я вчера первые одуванчики видел!

Дирижер делает взмах руками, и оркестр немного нескладно заводит попурри из классики советского кинематографа. Работницы универмага превращаются в серьезных музыкантов и важно выдувают ноты.

Следом звучит хит Натали про мужчину, а перед небольшим перерывом оркестр исполняет гимн универмага — визитную карточку, с которой музыканты ездят на концерты и конкурсы.

За время существования оркестр сменил несколько руководителей и сократился в два раза: сейчас в «Лире» 13 участниц.

— Очень хочется молодежь подтянуть в коллектив, — качает головой Татьяна. — Но у них уже нет тех интересов. Предлагаешь, а они удивленно: «А зачем это мне? А что мне за это заплатят?» Энтузиазма нет. А у нас есть.

«Оркестр — это же наша вторая семья: отдушина, хобби, поступление необыкновенной энергии. Любовь к музыке нас действительно сплотила. Здесь же и молодые девочки, но разницы в возрасте не чувствуется. Можем посмеяться, посекретничать». 

Светлана пришла в «Лиру» чуть позже Татьяны, в 1986 году. Но потом ей пришлось уйти — поменяла место работы. Так образовался долгий и мучительный перерыв в восемь лет.

Но потом началась какая-то мистика, и теперь Светлана снова в строю, но уже в качестве легионера: женщина работает директором магазина женской одежды неподалеку и в обеденный перерыв бегает сюда на репетиции.

— Как-то тянуло меня сюда, понимаете? И вот незадолго до возвращения мне начали сниться сны, будто бы я на фортепиано играю. А потом встретила председателя профсоюзного комитета универмага, и она мне рассказала, что оркестр едет на концерт. Говорит: «Светлана, нужна твоя помощь!» Это, наверное, был знак.

Пришлось наверстывать упущенное и снова набирать форму. Но все получилось довольно быстро: за месяц Светлана подняла всю программу и снова влилась в коллектив.

— Самая большая нагрузка на губы, — объясняет участница оркестра. — И нужно заниматься, чтобы укреплять мышцы — ноты высокие брать. А пальцы вспоминают быстро! 


Люди знающие говорят, что когда барышни выходят на сцену, меняются до неузнаваемости. Это вчера они стояли за кассой, а сегодня — артисты!

— Вот это ощущение они поймали и продолжают нести дальше — они очень ответственно относятся к каждому выступлению, — говорит Денис. — Это самовыражение, и они на самом деле получают удовольствие. Самое главное, что здесь никто никого не заставляет — у всех оркестранток есть интерес, желание, они посвящают этому свободное время.

Участницы оркестра оживленно обсуждают последние новости и хохочут — сейчас в репетиционном зале словно переменка, только вместо школьниц за партами взрослые женщины, которые снова становятся юными непоседами всякий раз, как собираются поиграть.

— Женский коллектив? — оглядывается Денис и улыбается. — Это не тяжело. Они ведь прекрасные исполнительницы и душевные люди, которые готовы готовы слушать и дарить эмоции. У нас получается диалог. Здесь ведь качество не в музыке, а в отношении — в этом «Лира» ничем не уступает оркестру Финберга. 

Денис — единственный человек в оркестре, который получает за свою работу деньги. У остальных членов команды есть только приятный бонус в виде трех дополнительных дней к отпуску. Впрочем, руководитель говорит, что его зарплата в оркестре — это абсолютно не те деньги, за которые можно кормить семью. Все это — для души.

— Самая большая проблема — это кадры. Часть людей уходит на пенсию, а новые не появляются. Недавно проводили смотр работников универмага, и несколько человек, наверное, нам бы подошли. Но сейчас плотный концертный график, и времени на подготовку новых кадров не хватает.

«Это же кропотливый труд! Можно взять микрофон, выучить слова и спеть что-то — это просто. Но на духовом инструменте научиться играть гораздо сложнее». 

У Елены получается и то, и другое. Однажды в «Центральном» проводили конкурс на лучшего продавца, и девушка спела песню. Руководство впечатлилось, а Елена стала петь чаще. Но в оркестр пришла далеко не сразу.

— Я согласилась только с третьего раза, — улыбается девушка. — Почему? Наверное, не верила в свои силы. У меня музыкальное образование по классу баяна, а на духовых инструментах никогда не играла. Вот и боялась. Хорошо, что все-таки поборола этот страх!

Елена играет в оркестре уже семь лет с перерывом на декретный отпуск. А недавно начала еще и солировать.

— Пела я всегда: дома, в институте, на работе, — говорит девушка. — А после того конкурса делаю это еще чаще. Сейчас Денис Геннадьевич планирует расширить количество песен с вокальной партией, так что впереди много работы. 

В том, что касается оркестра, участницы очень ответственные. Если что-то не получается, остаются репетировать после работы. Если кто-то отстает, помогают советом. Зато на сцене сияют — как это принято говорить, живут в кайф.

— Понимаете, это даже не хобби… Просто эти два часа — это зарядка, позитивные эмоции, впечатления: мы отдыхаем, — объясняет Елена. — Оркестр — это моя изюминка. Я горжусь тем, что играю здесь! 


Оркестр заканчивает играть программу — два с половиной часа пролетели как одна минута. Еще через минут десять участницы оркестра отправятся на основную работу. Будут приветливо улыбаться покупателям, продавать всякую всячину. И проигрывать в голове партию из новой композиции, которую нужно быстренько разобрать. Следующая репетиция совсем скоро.

Микрофоны в каталоге Onliner.by 

Читайте также: 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by