В редакцию обратилась проводница минского вагонного участка Ирина (имя изменено). Исходя из текста письма и со слов Ирины, обращение написано от имени всего коллектива. Проводница рассказала, что из-за выросших планов и падения продаж продуктов в поездах им приходится выкупать непроданную пассажирам еду за свои деньги. Мы получили комментарий руководства участка: «Все ложь и грязь».
Читать на OnlínerПо утверждению Ирины, сотрудникам железнодорожного состава (начальник поезда, проводники, работники вагона-ресторана) доводятся планы: продажи в ресторане, продажи чая (кофе, печенья и прочее) в вагонах и продажи наборов питания. Последние и стали причиной для обращения.
— По сути это колбасная нарезка в вакууме, плавленый сырок, масло, хлебцы и пакет, закупленные у разных производителей и доставленные в вагон в коробках. Наборы питания — это наша головная боль и наш позор, мы сами закладываем за них деньги, потому что пассажиры их не покупают, — заверяет Ирина.
Стоимость одного набора около 7 руб (каждый раз разная, в зависимости от цены закупки). Таким образом в зависимости от направления каждый проводник закладывает за эти наборы от 15 до 50 рублей. Наше руководство с нами даже не хочет говорить на эту тему, начальники поездов не принимают обратно эти наборы питания. Конечно, все руководство в один голос твердит, что, естественно, никто не обязывает закладывать деньги за эти наборы, но это не соответствует действительности, на их реализацию установлен план, за невыполнение которого начальникам поездов не начисляется премиальная доплата по итогам месяца.
Практически в каждом поезде курсирует вагон-ресторан, где стоимость горячего полноценного обеда примерно равна стоимости этого набора. Очевидно, что пассажир, который желает пообедать, закажет горячее из вагона-ресторана.
Количество наборов питания, на первый взгляд, невелико. Например, по маршруту Минска — Москва — Минск нужно в вагоне продать всего 4 набора.
— Во-первых, заполняемость не 100%. Многие едут только по Беларуси: сели-вышли. Зачем им эти наборы, которые стоят дороже билета? Пассажиры спальных вагонов скорее пойдут в ресторан. Кто-то покупает из жалости к нам, бывает и такое, — продолжает Ирина.
Начальник Минского вагонного участка БЖД Владимир Дмитраченко прокомментировал ситуацию по телефону. Он опровергает информацию о том, что проводники ничего не получают:
— Самый настоящий абсурд! Мы слышали об этом — это у нас был один работник, которого мы уволили. Он создал сайт и собирает всякую грязь. Мы никого не заставляем, а стимулируем. За каждую продажу проводник получает 10%. Когда запретили продавать пиво, например, упала зарплата у них. А это было плюс 100 и более рублей в месяц. Продуктовые наборы продаются. Да, мало кто хочет их покупать из пассажиров. До начальника поезда доводится какой-то план. А проводнику — ничего. Реализация у нас более 100%. Любая организация, которая занимается продажами, — молодец. Только наш участок за 7 месяцев в страну привез порядка 600 тысяч долларов. Приезжайте, побеседуйте с людьми, которые реально работают, — они вам все расскажут.
В БЖД также пояснили, что у проводников сложная система стимулирования труда: оклад, разъездные, премии. Выполнение плана продаж — один из пунктов стимулирования. Выполняешь план — получаешь около 10% от оклада. Это может быть 50—70 рублей.
— Никто премии не лишает, ее не начисляют, потому что предприятие не получило этих денег.
В итоге если до премии в 50 рублей не хватает продажи 2—3 наборов, проводники покупают их сами: и колбаса дома, и премия. В ущерб своему доходу колбасу никто покупать не будет. Да, порой забирают, когда это выгодно им самим. Что касается более высоких планов на Минском участке, то это специфика участка: большинство поездов его формирования — международные, там возможностей продажи продуктов и услуг больше.