«Коммерсанты, „открутите“ цены обратно». Как мы искали тех, кто доволен введением сертификатов

Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов
04 марта 2016 в 8:00

Стоны коммерсантов про тяжкую долю не первый десяток лет разносятся над полями и перелесками. Уже мало кто обращает внимание: привыкли. Теперь вот очередная напасть — сертификаты эти… Но обязаны же где-то раздаваться и радостные крики людей, которые довольны переменами, тех, кто должен заполнить возникший вакуум? Казалось бы, радуйся, производитель, веселись, издавай звуки. В поисках таких довольных, тщательно прислушиваясь, мы забрались в промзону Гомеля. Раньше здесь располагался огромный завод, выпускавший зубной порошок и тушь для ресниц. Теперь шьют одежду, которая, по идее, должна заменить «Китай». Однако, оказывается, не все так просто. Видимо, что-то с акустикой.

Читать на Onlíner

Когда белорусских «ипэшников» лишили азиатского ширпотреба, китайские мануфактуры, несомненно, замерли. Но что нам до них. Слава богу, нашим торговцам тут же предложили отечественную альтернативу. Состоявшиеся показы белорусских пижам и больничных халатов прошли весьма бурно. Многих коммерсантов тогда разорвало в клочья от скепсиса. Примечательно, что возмутили их не столько фасоны, сколько цены: не накрутишь! В то же время организаторы выставок говорят, что, несмотря на внешние проявления эмоций, польза есть: товар уже берут, договоры заключаются.

Бывший Гомельский завод химического мела расположен на задворках Новобелицкого района. Теперь на руинах предприятия прорастают более востребованные обществом формы жизни. В бывшей столовой открыли модный пивбар, рядом — развлекательный комплекс. Заводоуправление сейчас активно перестраивают под офисы.

Здесь расположено предприятие «Лакрес» — одна из сотен небольших частных фирмочек, которые производят белорусскую одежду. Да, они существуют. Прячутся по промзонам и брошенным заводским конторам. За спинами швейных и трикотажных гигантов что-то производят и исхитряются продавать. Те, которые не исхитряются, вымирают. За последние годы, говорят, многие полегли.

«Лакрес» — это два небольших помещения на разных этажах. В одном перед раскалившимися телефонами сутки напролет сидят двое менеджеров, сканируют клиентуру. Они же фотомодели для каталога, они же модельеры по мере сил. Тут же по коробкам распиханы вязанки каких-то молний, пуговицы, прочие золотые красивости. Во втором помещении — собственно производство. Никаких кабинетов для начальства, приемных и секретарш с маникюрами. Это лишние расходы, которые оплачивает покупатель.

Фирме без году неделя: возникла только в 2013-м. С тех пор обзавелись интернет-магазином, фирменной точкой в центре Гомеля, постоянно «светятся» на всевозможных «миссах» и прочих модных мероприятиях.

Обиделись, к слову, что их забыли позвать на недавнюю нашумевшую презентацию к «ипэшникам». Специализируются они на повседневной и праздничной женской одежде с 40-го размера по 70-й. Нарядные платья для выпускных, свадеб и прочих важных мероприятий — как раз их тема. «Большие люди» — тоже.

— Мы что шьем, то и носим. Вот сейчас тоже все одеты в наши платья, — указывает на коллег начальник отдела продаж (на самом деле не только) Елена Мартыненко. — Модели придумываем сами. Нет, специального образования нет. Я, например, филолог… Просто смотрим по сторонам, учитываем пожелания реальных людей — мам, подруг, клиентов. Идеи могут возникнуть после просмотра телевизора или в результате мозгового штурма. Каждый имеет право сказать, что бы он хотел видеть. Дальше уже наш конструктор переводит это в лекала. Вот, например, большие размеры найти в магазинах бывает сложно — чтобы красиво было и не «чехол для танка». А у нас есть!

— А почему то же самое не могут сделать другие производители? Посмотреть телевизор, спросить у мамы, выйти, в конце концов, на улицу и взглянуть, как одевается молодежь? — слишком глубокие раны оставила у нас в душе ортодоксальная одежда, которую некоторые могучие производители накануне упорно предъявляли «ипэшникам».

— Надо, чтобы люди горели и им самим это нравилось… — не то чтобы в «Лакрес» открыли для нас Америку; все говорят, что «горят».

Швейный «цех» здесь вообще не похож на корпуса крупных предприятий отрасли, где бесконечными рядами сидят женщинки в блеклых халатах.

— На большом предприятии человек может годами сидеть на одной операции. Условно говоря, стежок сделал — передал дальше. У нас другая специфика, портниха выполняет все операции, — объясняет Елена.

Здесь же на вешалках висят готовые платья. Вообще-то, реальную конкурентоспособность одежды, возникшей из советов мам-подруг, каждый может оценить сам на сайте или в магазинчике фирмы. По правде говоря, нам то и дело приходилось слегка прищуриваться от всей этой красоты. Но споры о вкусах убедительнее всего звучат в кассе.

Сверхдоходами «Лакрес» похвастать пока не может. Тем более, казалось бы, должны молиться на указ №222.

— Прошедший год сожрал много маленьких производителей одежды по всей Беларуси, — говорит заместитель директора и совладелец фирмы Дмитрий Поспелов. — Мы держимся только за счет собственных средств, кредиты нам не по карману. Хваленой помощи государства малому и среднему бизнесу как таковой не видим, только мониторинги, проверки, предупреждения и штрафы... Ясно, что для производителя важны объемы. Если мешочники тюками возят из Китая дешевку по $3 за единицу, теряется смысл производить что-то хорошее. «Ипэшники» привыкли к большим накруткам — 50 процентов, 100, еще больше… Если вещь не продается, можно серьезно снижать цену, и все равно останешься в прибыли. С нормальным товаром так не бывает. Нам снижать уже некуда. Некоторые коммерсанты говорили, что и рады бы торговать белорусским, но не могут себе этого позволить. Потому что на одного такого найдется десять с дешевкой.

Такая политэкономия в Беларуси имеет одну константу — традиционно высокую себестоимость продукции. Это не только про швейников. И всякий раз производителям удается убедительно объяснять, почему цена не может быть ниже.

— Высокая аренда, налоги, сертифицирование, выполнение требований пожарных, тревожная кнопка, камера, прочие накладные расходы… — Дмитрий загибает пальцы, но они быстро заканчиваются. — При этом наша прибыль в структуре цены минимальна, не больше 20 процентов, обычно 5—10. А если прибыль производителя в разы меньше, чем у того, кто занимается перепродажей, это как минимум несправедливо. Да мы вообще сейчас работаем практически в минус. Почти год назад открыли магазин в центре города. С тех пор он ни за один месяц не окупил себя. Продажи были очень слабыми, хотя цены там оптовые. Это, кстати, тоже проблема: «ипэшники» кричат-ругаются, что не будут у нас брать, потому что какой смысл, раз они накрутить не смогут, а мы не можем поднять в магазине цены, потому что люди покупать перестанут. Да и запрещено цену поднимать.

Вообще-то, у «ипэшников» своя позиция. Ясное дело, они лучше всех разбираются в экономике. (Ну ладно, на втором месте после таксистов.) Недавно хозяйка обувной точки в двух предложениях объяснила нам, в чем секрет белорусских цен:

— Я в Польше закупаюсь, там здоровенная фабрика — две тысячи рабочих и 12 менеджеров. А у нас наоборот.

— Так мы не сообразим, вы, вообще говоря, рады переменам? — в очередной раз наслушавшись о тяготах малого бизнеса, все ждем, когда начнется ликование. — Вот же, перестали возить тюки!

В «Лакрес» объясняют, что сейчас ужались до минимума, платят зарплату за счет «внутренних ресурсов», чтобы не разбежались работники: потом попробуй найди, когда наконец раскрутится могучий маховик отечественной экономики. (Портные на вопрос о зарплате, которая не дает им разбежаться, принимаются рассказывать про коммерческую тайну.)

— Думаю, пройдет полгода-год-два, и дело у нас наладится, — Дмитрий старается быть оптимистом в свете последних перемен. — Конечно, нам происходящее на руку. Если вырастут продажи, вырастут и объемы, а значит, снизится себестоимость. Сейчас шьем до 300 единиц в месяц, но можем и больше, был бы спрос.

— Сейчас мы убеждаем клиентов, чтобы не накидывали, как обычно, по 50%, а выигрывали за счет объемов, — судя по словам Елены, мелкие оптовики все же существуют. — Это впоследствии позволит снизить цены и нам.

Елена в конце концов соглашается разложить структуру цены гипотетического платья:

— Ткань и фурнитура — до 30%. Это довольно много по сравнению с некоторыми другими производителями, потому что некачественные ткани мы не используем. Еще четверть условного платья — аренда помещения. Зарплата менеджеров, закройщика, конструктора, портных — 10%. Остальное — налоги, «коммуналка», интернет, телефоны, реклама, прочие мелочи.

— Свою прибыль забыли посчитать…

— Не забыли: ее нет пока. Для нас сейчас главное — это выплыть. Но учитывайте: цены-то мы держим довольно низкие, они реально конкурентоспособны. Бывало, что и россияне отказывались покупать: им «слишком дешево».

Есть еще одна (вообще-то, даже не одна) проблема. Гомельские производители одежды утверждают, что были бы счастливы покупать белорусское сырье, запуская сопряженные рыночные механизмы. Но все сложно.

— Нормальную льняную ткань у нас не производят, — говорит Дмитрий Поспелов. — Пробовали использовать оршанский лен, вещь получилась тяжелее, быстро мнется, теряет вид и дороже, чем если бы сшили из турецкого или китайского. Есть и много других претензий, а мы качеством и репутацией рисковать не можем. В результате при всем желании поддержать отечественного производителя этого сделать не получается. Вообще же, много про это говорили, но по-прежнему со стороны государства нужна поддержка именно производителей — налоговые льготы, льготные кредиты и так далее. Мы хотим и привыкли работать, но из-за нехватки финансов остается много нереализованных идей.

Магазинчик фактически используют как «реализуемый склад» для изучения спроса. Одежда тут «работает», доступна для покупателя. Заведующая Валентина Томилова нахваливает ассортимент:

— Вот на праздник для взрослой женщины, а вот «молодежечка», девочке на выпускной…

Оборот невелик, но, говорят, «после указа» народ пошел активней:

— Вчера шесть платьев продалось — это неплохо. Сегодня пока только примеряют. Но еще не вечер.

* * *

Как бы то ни было, несмотря на усилия «Лакреса» и ему подобных, самые красивые люди, которые выделяются из толпы, пока одеты не в белорусское. Модники все разыскивают того пенсионера, который с маниакальным упорством рисует все новые отечественные модели. У производителей же на все претензии зарвавшихся эстетов предусмотрен бронебойный ответ: «А людям нравится».

Те, у кого иное представление о красоте, не тратят время на споры, а едут в Чернигов. Украинцы шьют, похоже, не то, что «а людям нравится», а то, что нравится им самим. Получается ярко, не по ГОСТу, а как бог на душу положил. В результате в маленьких секретных магазинах можно за сущие копейки найти симпатичные платья и пальто, сшитые какими-то подвальными умельцами. Причем, видимо, в единичном экземпляре. Они почему-то смогли.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by