С горы несутся четверо. На них коньки и минимальная защита. Впереди 600 метров льда, сгорбленных частыми подъемами и углублениями. Люди падают, сталкиваются, легко и не очень травмируются и порой дерутся на финише на фоне избыточного адреналина. В простонародье это зрелище называется «мясом» и смотрится крайне эффектно. Жалеть участников совершенно необязательно. Экстрим добровольный. У него есть официальное обозначение — Ice Cross Downhill. Белорусское участие в ледовом побоище ограничено одним человеком. Парня зовут Вячеслав. Уникальный для нашей страны райдер с удовольствием тратит на экстрим свои здоровье и деньги и объясняет, зачем ему это нужно.
Читать на OnlínerВячеслав Пашук — экстремал на всю голову. В детстве занимался хоккеем, но после заимел проблемы с коленом и вынужден был завязать. В отсутствие классического спорта увлекся экстремальным. Теперь активно катается на коньках, роликах и играет в роллбол. Роллбол — это не про суши, это про гандбол на роликовых коньках с баскетбольным мячом. Три года назад белорусская сборная даже стала третьей на соответствующем чемпионате мира.
Правда, главная Славина страсть — Ice Cross Downhill.
— В какой-то момент ребята из Red Bull крепко загнались по спорту (в основном экстремальному) и придумали вот такую штуку, — рассказывает парень. — Со старта все делалось для фана. Первые соревнования прошли в Швеции лет десять назад. Люди выходили на дистанцию в коньках, правда, в остальном надевалось все что угодно. Собрались-то по приколу, чего заморачиваться? Но, как это часто бывает, обороты стали набираться, появилась серьезность — вот последние шесть лет речь и ведется о профессиональном спорте.
Нынешняя серьезность дисциплины базируется на возможности заработать. Раньше костяк составляли 64 лучших райдера. Из них первым 32-м оплачивались перелеты и гостиницы для участия в этапах. Теперь участники тратят на передвижения свои деньги. Правда, сохраняют возможность заработать призовые. Ребята, которые оказываются в десятке, получают от €200 до €3000. В конце года лучшим трем райдерам дают €16 000, €13 000 и €10 000.
В свое время Вячеслав поступил в БГУФК. На втором курсе стал серьезно задумываться, будто тренерство — это совсем не его. Но жизнь показала, что очень даже его. Весь 2015-й минчанин провел в Москве, работая частным тренером по роллерному спорту. Отрабатывал катание с хоккеистами и простыми любителями роликов.
— Теперь вот думаю, возвращаться или нет. Жить в Москве не очень удобно, зато зарабатывать вполне получается. Не то что в Минске. В России люди были готовы платить 1000 рублей в час. На тот момент примерно 20 баксов. И это минимум.
Все заработанное парень готов вкладывать в Ice Cross Downhill, которым увлекся четыре года назад. Слава откликнулся на объявление о проведении минского отборочного этапа. Пришел во Дворец спорта, увидел полосу препятствий и не победил. Стал только девятым из полусотни человек. Однако продолжил искать выход адреналину, в итоге добравшись на отборочный этап в Швейцарию. Правда, и там все вышло далеко не шоколадно.
— Проектировщики трассы делают все для того, чтобы ее не пройти. Длина пути — от 400 до 600 метров. Постоянные перепады высот. Четверка спускается с горы на максимальной скорости. Этот спорт страшнее хоккея. Постоянные травмы. Иногда на финише происходят драки. Толкаться по ходу движения нельзя. Бортанешь человека специально, получишь дисквалификацию. Но если это борьба за траекторию и неумышленные касания, то судьи ничего не скажут.
В общем, я впервые выбрался на профессиональный этап. Радостный такой, готовый к подвигам, в очень хорошей форме… И за два дня до начала сломал себе ногу. Неудачно упал на тренировке и вывернул ее в коньке. Первая мысль: «Два дня до соревнований. Я не могу их пропустить… Тем более столько денег вбухал…»
Начало райдерской карьеры пришлось отложить. Слава был вынужден отказаться от спорта на год, пока срастались кости. И когда организм дал добро, кинулся на ледяные склоны с комсомольским задором.
— Основных этапов в годичном цикле соревнования четыре-пять. В Канаде, в США плюс два-три в Европе. Постоянных райдеров примерно 500 человек. Хватает россиян, хотя они явно не в топе. Самыми крутыми в нашем виде считаются канадцы и американцы.
В нынешнем мировом рейтинге райдеров белорус располагается в окрестностях 80-го места. Хотя считает реальным для себя войти в топ-32 уже в следующем году. Трудностей на жизненном пути экстремала ровно две — отсутствующие деньги и условия для подготовки.
— Когда крутишь американские «инстаграмы» и видишь, в каких условиях катаются ребята, понимаешь, как тебе до них далеко. Да, лед для подготовки совсем необязателен. Но в Беларуси пока нет элементарного скейтпарка. Надеюсь, все-таки построят. Не думаю, что возведение скейтпарка обойдется дороже какого-нибудь нового ФОКа. Тем более Минску, городу-двухмиллионнику, нужен хотя бы один такой объект.
В отсутствие социализированных условий Слава тренируется на улицах столицы.
— В Веснянке есть лыжероллерная трасса. Но она мне не очень подходит. Летом я выезжаю из дома примерно в два ночи, вставляю музыку в уши — и погнал по городу. На спуске к станции метро «Пушкинская» можно развить скорость до 50—60 км/ч. На трассе же она доходит до 90 км/ч. Милиционеры на меня реагируют нормально. Да, в подземных переходах я могу быть опасным, если резко вылечу из-за угла. Поэтому надо притормаживать. Благо катаюсь по ночам. Никого не беспокою. Хотя однажды в Гомеле милиционеры пытались меня принять. Наверное, с непривычки. Для них ночное катание на роликах показалось диким. Но мы разобрались в ситуации.
Вторая беда Вячеслава — деньги. Большинство райдеров заключают соглашения со спонсорами — владельцами специализированных магазинов по продаже хоккейной амуниции или товаров для экстремального спорта. Допустим, в России это довольно развито. Спортсмены наносят на свою форму логотипы спонсирующих их предприятий и после этапов высылают фотографии. Белорусский райдер пока не нашел своих благодетелей.
— Недавно ездил на этап кубка мира в Финляндию. Сэкономил на транспорте, объединившись с русскими ребятами, и потратил $500. Буду обновлять форму — это еще примерно $400. Планирую слетать в Америку или Канаду. Пока я участвую в одном этапе за год. А чтобы захватить все четыре или пять… Только если целый год жить этим и копить деньги… Хотя я готов. За то время, что занимаюсь Ice Cross Downhill, потратил примерно $4000 своих денег.
Слава — единственный белорус, который занимается этим видом спорта. Непродолжительное время наших соотечественников было двое. Правда, парень принял участие только в одном этапе, но после не стал продолжать.
— Для чего мне все это нужно? Моя мечта — оказаться на пьедестале, страну представить. Тем более мало кто о ней знает. В общем, спустишься один раз со склона — и поймешь. Можно заболеть этой темой на всю жизнь. Адреналин сумасшедший. Прыжки, «мясо» и прочее веселье. Я всегда искал выход своему адреналину и даже писал дипломную работу по экстремальным видам спорта. Вот у нас многие любители острых ощущений, когда не могут найти выход своим эмоциям, начинают заниматься всякой фигней. Бухать там и прочее. Мне кажется, что экстремальные виды спорта могли бы стать альтернативой этому. В других странах люди катаются на роликах до 30 лет и далее. В нашей же народ начинает увлекаться экстримом, но после забрасывает. Потому что кататься негде.
Парню не нравится нынешнее распределение спортивных финансов. Мол, вложения делаются в старые олимпийские виды, которые все равно не могут набрать популярность.
— Американцы, канадцы и прочие ребята, когда дело касается спорта, думают о деньгах. На этапы кубка мира по Ice Cross Downhill за океаном собирается примерно 160 000 зрителей. В Мюнхене недавно было около 100 000. В Белфасте — 130 000. Вход стоил от €10 до €50. Это окупаемая вещь. Иностранцы вкладываются в коммерчески выгодные виды. Мы же отдаем дань памяти. Надеюсь, что когда-нибудь олимпийские виды спорта будут сильно пересмотрены. Я очень боюсь ситуации, при которой экстрим выйдет на мировой уровень, а Беларуси придется нагонять, приговаривая: «Вот, черт, как они от нас оторвались»…
Летом Слава планирует построить рампу для катания. Прикидывает, что придется где-то найти €1000. Скорее всего, стройка начнется на даче.
— Я бы и без согласования установил бы рампу в своем дворе в Минске. Правда, не хочу прийти через три дня и не обнаружить ее. Или прийти через три дня и обнаружить там ребят с пивком и рыбкой.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by