В такой известной своими чайными традициями стране, как Беларусь, принято смотреть на пакетированный чай свысока. С похожей пренебрежительной интонацией и легкими нотками занудства мы обычно рассуждаем о фастфуде. И совершенно в этом правы: чай в пакетиках создан для смакования не больше, чем выращенные под светом лампы огурцы с помидорами. Но работа и пожирающая все свободное время лень подгоняют людей настолько, что удобство и скорость выходят на первый план. И тут пакетику нет равных. Для того чтобы выбрать лучший среди представленных в магазинах брендов, отважные читатели Onliner.by собрались в одной из минских чайных Мекк.
Читать на OnlínerЧай в пакетиках предпочитает рассыпному примерно каждый второй белорус. Учитывая, что уважающие себя любители чая обходят пакетики стороной, логично предположить: оставшихся (если можно назвать так половину покупателей) качество пакетированного чая устраивает. Кто-то ищет подешевле, другие стремятся сохранить лицо, покупая дорогие бренды, третьим все равно, что пить с бутербродом. На дегустацию в «Чайное состояние» мы пригласили четверых читателей и эксперта. Основатель заведения Дмитрий не помнит, когда пил чай в пакетиках, но и зазнаваться не стал:
— Давайте заварим чай по правилам и посмотрим, что получится. Зальем чай в пакетике почти что кипятком и оставим на несколько минут. Учитывая, что такой чай обычно заваривается быстрее рассыпного, мы получим чуть более крепкий напиток. Но это и хорошо: в перезаваренном чае обычно легче найти огрехи и подчеркнуть достоинства.
Накануне дегустации мы отправились в гипермаркет и вернулись с восемью образцами чая в пакетиках — обычного черного и без посторонних ароматов: Ahmad, Greenfield, Lipton, «Золотая чаша», «Принцесса Нури», дорогой Twinings, Dilmah и самая дешевая «Беседа». Позже Дмитрий добавил к этому списку любимый чай Уинстона Черчилля — распознают ли дегустаторы «чужого»?
Команда дегустаторов
Все образцы во время дегустации подавали в пронумерованных чайниках. Сотрудница «Чайного состояния» разливала чай сначала в большую пиалу, чтобы можно было оценить цвет напитка, а потом по маленьким. Даже пакетированный чай во время церемонии вызывает приятные ассоциации: вода льется — значит, все будет хорошо.
Во время дегустации участники расставляли образцы по местам. Учитывая непрофессионализм оценивающих, ее результат нельзя использовать в маркетинговых целях. Однако если учесть объективность этой небольшой группы обычных покупателей, любящих пить чай, он честен и заслуживает внимания. Вот как выглядит наш рейтинг после подведения итогов.
9-е место — «Золотая чаша» (14 700 рублей за 25 пакетиков)
Все, что пел «золотой голос России» в рекламе, не может быть ложью: «дом, в котором счастье обитает», очень хорошо украсит золотая чаша. Только она должна быть просто из золота, без чая.
Дешевый чай российского производства с упоминанием ГОСТа на упаковке не впечатлил даже любителей — 4 последних места из 5.
— Какая-то вода подкрашенная. Вообще никакой, — поделилась мнением Вероника.
— Его хочется запить водой. Дайте сухофрукт зажевать. Ужасное обволакивающее послевкусие, — согласна Женя.
Мужчины были не настолько экспрессивны и просто отметили отсутствие вкуса и аромата.
8-е место — Ahmad English Breakfast (44 200 рублей за 40 пакетиков)
Один из неожиданных результатов дегустации. Возможно, причиной провала не самого дешевого чая стал порядковый номер: его пробовали первым, придерживая оценки. А возможно, простой «ровный» чай банально не устроил наших дегустаторов. Не помогли ни английские корни компании, ни фасовка в Объединенных Арабских Эмиратах (так написано на упаковке).
Девушкам чай показался пустым и ненасыщенным.
— Я в самом начале говорила, что не люблю привкус соломы. А вот и он, — сурово отсудила Юлия.
Единственным защитником образца оказался Дмитрий:
— А мне он нравится: хороший «ровный» чай. Про такой говорят еще «питкий»: пьется легко. Присутствует легкая горечь, но это от нашего выбора способа заварки. Достань пакетик раньше, и горечи не будет.
7-е место — «Беседа» (13 900 рублей за 24 пакетика)
Самый дешевый чай умудрился обойти Ahmad, собрав низкие, но схожие оценки. «Беседа» является брендом огромной компании Unilever. Мы еще встретимся с ней дальше в рейтинге.
«Беседа» шла в дегустации под последним номером, и многие ждали от образца победного аккорда. Но вздох разочарования раздался уже после первого глотка: пустота и тлен.
Только Юлия удивилась, как это «Золотую чашу» она поставила на последнее место, а примерно такую же «Беседу» — в середину своего рейтинга.
5—6-е место — Greenfield и Twinings (33 300 и 66 000 рублей за 25 пакетиков)
Цена отличается в два раза, а оценки в рейтинге одинаковые.
Хотя цена — не единственное отличие. Чай Greenfield уже много лет ошибочно воспринимается некоторыми покупателями как английский. Несмотря на цитаты Уайлда и английскую версию сайта, это едва ли известный в Англии чай, который производится в Ленинградской области компанией «Орими Трэйд» — с одним из крупнейших российских производителей чая и кофе мы тоже еще встретимся в рейтинге.
Наоборот, Twinings — это редкий настоящий пример английского бренда на белорусском рынке (если не учитывать глобализации компании и производства в Польше). При нынешнем курсе валют цена пакетированного чая имени лондонского торговца Томаса Твайнинга становится не каждому по карману.
Производитель Greenfield Fine Darjeeling гордится мускатным тоном чая и легким цветочным ароматом. Нашим дегустаторам эти прелести не нравятся.
— Чай насыщеннее многих образцов, но этот привкус… И аромат перебивает запах самого чая. Не очень приятный образец, — рассуждал Максим.
— Дарджилинг? Нет, я пробовал дарджилинг, он отличается от этого, — подытожил Дмитрий.
Что касается Twinings, то он пошел по пути Ahmad: «простой», «обычный», «встречали и повкуснее».
— Чувствую какую-то кислинку в этом образце, это нормально? — уточнил Максим. — В целом неплохо.
4-е место — «Принцесса Нури» (17 700 рублей за 20 пирамидок)
Одна из самых успешных в семействе «принцесс» и один из самых продаваемых черных чаев в России. Второй представитель «Орими Трэйд» ненамного опередил Greenfield. И стоит он дешевле.
Любителем «Нури» изначально заявил себя Максим. Вот что он сказал, пробуя образец и не зная, что это его любимый чай:
— Сбалансированный вкус — мне нравится. И послевкусие стойкое, приятное.
С тем, что по вкусу напиток более насыщенный, чем по цвету, согласились еще двое. Дмитрий нашел какой-то необычный элемент во вкусе чая, который совместными усилиями назвали «крафтовым». Отныне так будет называться оттенок вкуса промышленных чаев, которые неизвестно как расценивать: порок это или достоинство.
Еще обратим внимание, что в пирамидках «Принцессы Нури» оказался самый крупно нарезанный чай. В остальных — мелкая фракция, в некоторых — похожая на песок.
3-е место — Lipton (24 700 рублей за 50 граммов)
Главный международный символ пакетированных чаев. Самый известный чай Unilever (о «Беседе» помните?).
Возможно, вы и не запомнили, но наверняка пробовали Lipton хоть раз в жизни. А вот Максим узнал свой «вкус детства».
— Lipton, ты ли это? Универсальный и нейтральный чай на каждый день.
Дмитрий отметил лимонную кислинку, а Женя — сладость. Наследие сэра Липтона продолжает удовлетворять даже противоречивые желания.
Следует отметить, что этот чай можно рассмотреть и как самый дешевый. Половинки пакетика разделены бумажным швом (у других образцов пакетик представлял из себя полый согнутый «рукав»). Это значит, что, вооружившись ножницами, из одного пакетика можно получить два. Учитывая интенсивность окрашивания воды, можно растянуть удовольствие в два раза.
2-е место — Dilmah (34 500 рублей за 30 пакетиков)
Главный борец с глобальными чайными корпорациями Меррилл Дж. Фернандо таки уделал Lipton.
Выступая на публике, основатель Dilmah каждый раз отгораживается от остальных брендов примером собственной жизни и работы. Звучит его версия примерно так: глобальные корпорации скупают, развозят и фасуют чай по всему миру, а мы фасуем его в местах выращивания, что и правильно, и полезно, и этично. Судя по результатам дегустации, мудрый старик прав.
Только Дмитрий остался к чаю равнодушен, остальные четверо оценили продукт Шри-Ланки очень высоко. А вот маркетинг оставляет желать лучшего. По крайней мере молодые учительницы немецкого языка в Минске чаще проходят мимо этого чая, чем представители других профессий.
— Dilmah? Да не может быть, — смеется Вероника. Только что она узнала, кто является лидером ее рейтинга. — Никогда бы не взяла этот чай на полке. Почему? Не знаю.
Кот Вероники тоже не понял, как же так получилось.
1-е место — Чжэнь Шань Сяо Чжун
Не ищите эти пакетики в магазинах. Это ловушка, в которую едва не угодили наши участники, — настоящий китайский чай из ассортимента Дмитрия и любимый сорт Уинстона Черчилля. Да и всех курильщиков.
— Какой аромат! Семечки? Очень вкусный и необычный, — попробовав, сказал Максим.
Вероника уловила в чае запах трюфелей от «Коммунарки», что тоже было комплиментом. Профессионалы различают в чае другое: нотки дыма и древесины, а также сладкого имбиря, карамели, чернослива и сушеной груши. Впрочем, даже дилетантский подход позволил выделить этот чай как лучший среди всех образцов.
Результаты нашей дегустации подтвердили несколько тезисов:
Единственным нелогичным результатом можно признать место дорогих Ahmad и Twinings. Относительно высокие оценки этих сортов от Дмитрия намекают, что при экспертном составе комиссии результат дегустации мог бы быть иным. Но в магазины ходят не только эксперты. Так что мы поздравляем Меррилла Дж. Фернандо.
Участник | Ahmad | Greenfield | Lipton | «Золотая чаша» | «Принцесса Нури» | Twinings | Чжэнь Шань Сяо Чжун | Dilmah | «Беседа» |
Максим | 8 | 4 | 7 | 9 | 3 | 5 | 2 | 1 | 6 |
Дмитрий | 2 | 9 | 3 | 8 | 5 | 4 | 1 | 6 | 7 |
Женя | 7 | 8 | 3 | 9 | 2 | 4 | 1 | 5 | 6 |
Юлия | 7 | 3 | 1 | 9 | 6 | 8 | 5 | 2 | 4 |
Вероника | 8 | 3 | 2 | 9 | 5 | 6 | 4 | 1 | 7 |
Место | 6,4 | 5,4 | 3,2 | 8,8 | 4,2 | 5,4 | 2,6 | 3 | 6 |
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by