Производитель цейлонского чая: «Брендов много, а настоящего чистого почти нет»

 
10 октября 2014 в 8:48
Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков

Вчера вечером в Минске устраивали прием по случаю приезда из Шри-Ланки человека, чье лицо давно улыбается белорусам с магазинных полок. На каждой упаковке своего чая он акцентирует внимание на том, что «за качество отвечает». Белорусский бизнес собрался по такому поводу обсудить дела, а мы воспользовались возможностью, чтобы поговорить о проблемах и достоинствах цейлонского чая.

Меррилл Дж. Фернандо в чайном бизнесе с пятидесятых годов прошлого века. Ланкийцу уже 84 года. Каждый день он выпивает по шесть кружек чая и всем советует. Сложно сказать, насколько это укрепляет физическую форму, но ясность ума и деловую хватку гость не теряет. В начале встречи Меррилл похвалил Беларусь за позитивные изменения, а чуть позже выразил готовность инвестировать в нашу страну, создав предприятие по производству чая. Но только в том случае, если правительство Беларуси пойдет ему навстречу и «предоставит преференции».

Среди нас, тех еще чайных экспертов, не принято часто вспоминать об истории Шри-Ланки. Между тем в середине XIX века именно ланкийцев британцы обучили промышленному выращиванию чая, а сэр Томас Липтон в деле популяризации цейлонского напитка сделал немало. Но спустя несколько поколений роль сырьевой зоны перестала устраивать ланкийских бизнесменов. Всю свою жизнь, как говорит он сам, Меррилл Дж. Фернандо сражался (и этот бой едва ли когда-нибудь завершится) с транснациональными компаниями и убеждает в том, что лучший чай — это тот, который переработан и расфасован в месте произрастания (показалось, что готовность опытного бизнесмена открыть производственный филиал в Беларуси как-то расходится с последним тезисом).

В начале карьеры Меррилл Дж. Фернандо сам обучался профессии дегустатора в Лондоне и по возвращении на Цейлон стал работать на британскую компанию.

— Когда я приехал в Великобританию и увидел, какой чай они продают под видом цейлонского, то был в шоке.

Модель бизнеса была весьма колониального типа: местный чай скупался в качестве сырья, а затем фасовался и продавался от имени мировых компаний. По таким принципам работал и наш герой вплоть до начала восьмидесятых годов.

— До тех пор основной доход от чайного бизнеса оседал в карманах боссов транснациональных компаний и посредников, которые удерживали монополию на экспорт цейлонского чая. Фермеры и рабочие получали копейки, — вспоминает он. — Устав от социальной и финансовой несправедливости, я зарегистрировал собственную торговую марку и разместил заказ на импорт упаковочного оборудования. Все тогда протестовали, но я решил бороться с наследием колониальной политики.

30 прошедших лет помогли семье Фернандо стать на ноги, но мало исправили ситуацию в глобальном отношении.

— Брендов много, а настоящего чистого цейлонского почти нет. Есть то, что красиво называется finest blend — фактически это смеси десятков сортов. Небольшая доля дорогого цейлонского чая смешивается с более дешевыми сортами — вот тебе и «цейлонский».

— Почему вы считаете, что цейлонский чай самый лучший в мире?

— Любой чай — листья одного и того же растения. Отличие в природных условиях. У нас они идеальные.

— Вы продаете свой чай в десятках стран мира. Каковы особенности белорусских покупателей?

— Белорусы любят крупнолистовой чай и пьют много [эти слова Меррилла Дж. Фернандо стоит отнести к разряду гостевых комплиментов. На самом деле в прошлом году, по данным белорусского партнера ланкийской компании, белорусы выпили около 700 г чая на душу населения. Это почти в два раза меньше, чем в России. — Прим. Onliner.by], на полках магазинов я вижу выбор разных торговых марок, но…

…Свою историю бунтаря Меррилл Дж. Фернандо готов рассказывать снова и долго. Кстати, по данным маркетинговых исследований, первые два места по продажам чая на рынке Беларуси занимают Lipton и Greenfield. Чай Меррилла Дж.Фернандо — Dilmah — находится на третьем месте.

— В Беларуси продается все больше пакетированного чая. Как к нему относитесь?

— Я пью только листовой, но моя компания производит чай в пакетах. Мы делаем его из чайных листьев, а многие, что подешевле, продают в пакетиках гранулированный чай. В целом это требование рынка — все хотят все приготовить быстро. Жаль, ведь чай — это церемония, десяток минут душевного спокойствия.

Чай из пакетика — предмет многолетнего спора

— Расскажите, как правильно заварить черный чай?

— У вас какая вода в городе?

— Жесткая.

— Это, конечно, не очень хорошо. Чай, скорее всего, получается темного цвета. Попробуйте приготовить на мягкой, бутилированной. Насыпьте в сухой чайник ложку чая (из расчета одна ложка на кружку в 200—250 мл) и залейте кипятком. Главное, чтобы вода была свежей, не допускайте повторного кипячения — оно лишает воду кислорода. Подождите минуту, после чего размешайте и оставьте еще на 3—5 минут (выберите свой вариант крепости). Налейте в кружку и не спеша наслаждайтесь. Сахар и молоко добавлять не нужно, а вот лимон, кардамон или чуть корицу можно.

Учитывая, что чай сегодня уступает в моде кофе, вину и пиву, даже самые консервативные производители чая начинают искать новые пути. Как и коньячные дома, чайные производители решили «пройтись» по молодежи через миксы и коктейли.

Экзотические чайно-алкогольные напитки приготовил бармен из Голландии.

Чай с ромом. Согревающий напиток для холодной погоды.

В кувшин с жасминовым чаем бармен добавил сухой лед. Ароматные пары льда эффектно опускаются в бокалы с чаем Earl Grey и крепким алкоголем.

Сегодня на плантациях Меррилла Дж. Фернандо собирается 23 тыс. т чая. На всем острове — 325 тыс. т. Большинство продается по старой схеме, через трейдеров, пополняя ряды «традиционных английских чаев». Это значит, что компании семьи Фернандо рано успокаиваться, этап справедливого чайного общества пока так и не наступил.