Назло кризису Onliner.by запустил цикл статей, в которых обычные белорусы рассказывают о том, как они смотрят на жизнь и чего от нее хотят. Наши герои — счастливые люди. Они увлечены, они хотят творить, хотят быть полезными и не желают утонуть в рутине. А главное, они не ноют о постылой действительности, а делают свое дело. В новой серии проекта — монолог молодого минского предпринимателя, создателя сайта Luster.by Павла Буловы, который торгует люстрами и мечтает о том, чтобы создать свой собственный бренд, оставив в этом мире след.
Читать на OnlínerО работе на МЗКТ
— В мае мне исполнилось 27 лет, — рассказывает Павел. — Родился в Минске, учился в школе, потом в гимназии. Поступил на «автомобилестроение» в БНТУ. На первом курсе учился хорошо, потом к учебе немного охладел. По распределению попал на МЗКТ.
Хороший военный завод, думал я. Однозначно лучше, чем МАЗ. Больше денег, больше перспектив. Меня записали в бюро конструирования салонов. Был там еще один парень, чуть постарше. Я увидел, что он стремится что-то поменять. Думаю, давай и я буду что-то менять.
Получил задание. Мелкосерийное производство — нужно переделать кабину грузовика, на котором смонтирован кран. Не вопрос! Сел с самоучителем и за неделю освоил 3d-моделирование в программе SolidWorks. А проект сделал за месяц. Задерживался по 3—4 часа после работы, когда другие уходили домой…
Завод заплатил мне 500 тысяч рублей! На госпредприятиях часто так. Первый месяц дают мало, потом уже более-менее. На эти полмиллиона, как сейчас помню, поехал в Могилев, где жила девушка (которая впоследствии стала женой). Погуляли, зашли в кафе — приезжаю назад, а денег нет. Тут и начальник вызывает к себе, говорит: «Павел, такие дела, не нужен твой проект никому».
Посмотрел я, что ничего никому не нужно, и начал искать подработку. Тягал из Польши запчасти, перепродавал. Делал вид, что на основной работе чем-то занимаюсь. А через полгода с завода решил уволиться. 3 месяца провозился с бумажками, курсировал с МЗКТ в БНТУ, писал письма в Минюст. Какую причину указывал? «Не устраивают отношения в коллективе». На самом деле, не хотелось работать в системе, которая не поощряет тех, кто хочет выделиться. Мне всегда хотелось попасть в команду, которая выделяется вся, целиком, где люди горят и желают сделать что-то новое. В общем, я перевелся в частную фирму. И с государственной «службой» на этом завязал.
Съездить в Китай за люстрами и прогореть
— Мой отец долгое время занимался люстрами. Младший брат учился в БНТУ на ювелирном производстве, ему это не очень нравилось, просил отца взять его в бизнес. И мы решили — будем заниматься люстрами. Отец помог нам купить магазин. Первые полгода-год отдавали долги, но продажи были хорошими, дело задалось.
В магазине я работал два года. Продавали обычные люстры для потребителя со средним уровнем достатка. Это рынок, эксклюзивные товары тут вряд ли будут востребованы. Все бы ничего, но хватало «косяков», связанных с качеством. Работать с браком мне не нравилось: неприятно продавать г-но! И вот через два года я решил открыть собственный магазин и продавать более качественные вещи. А за товаром отправился в Китай.
У отца нашелся человек, который помог с поездкой. Я, конечно, думал, что справлюсь и сам. Но уже там убедился: во всем материковом Китае — большие проблемы с английским. Большинство людей необразованны, даже те, у кого есть деньги — владельцы фабрик. Зато в той части страны, где расположены производства, живут простые деревенские люди «без понтов». Мне они нравятся, я и сам простой.
Когда ты прилетаешь в аэропорт Гуанчжоу, а таксисты видят «русское лицо», сразу же начинают дурить с ценами, завышая их в три раза. Думают, человек из Москвы, денег куры не клюют. Побывал на выставке света, но ничего нового для себя не увидел.
В общем, я испытал разочарование. Рассчитывал, раз я прилетел в Китай, то теперь я серьезный «бизнесмен» из Беларуси. Это частое заблуждение среди наших. Хотя слово «бизнесмен», конечно, я ненавижу. Всем говорю, что у меня свое дело, я предприниматель, так как предпринимаю что-то для себя.
В Китае брал те товары, которые пользуются спросом в Минске, а также решил придумать свои «фишечки». В наших широтах сейчас популярны люстры с диодной подсветкой нескольких цветов и с раздельным светом. Любовь к раздельному свету осталась с советских времен. Несмотря на то, что на рынке появились энергосберегающие лампочки, народ все равно пытается экономить. Ладно — нашел четырехканальный пульт, сделал несколько режимов включения, как народу хочется.
Действовал правильно, как всегда и хотел: провел товар официально через таможню, повысил качество, нашел интересные дизайны. Но… ничего на этой партии не заработал. Мне казалось, что недорогие, но хорошие «люстры для бедных» будут в Беларуси продаваться хорошо, но бедные люди в Беларуси меня подвели. Как раз был разгар кризиса в России. Белорусы потратили свои деньги в Смоленске и Брянске, покупая телевизоры и машины. Потом из-за девальвации просели цены. И я остался ни с чем. Чертов кризис забрал у меня почти все! Тысяч 50 долларов, наверное, за три месяца потерял.
Кризис — не повод унывать
— Что делать в такой ситуации? Многие фирмы закрылись на картотеку, поувольняли сотрудников. А я решил — буду, наоборот, пытаться использовать этот кризис.
Пробовал устраивать распродажи, в том числе через скидочные сайты. Правило тут одно: распродажа должна пройти максимально быстро. Если твоя люстра стоит 170 рублей, ты пытаешься ее продать за 130 и ждешь три месяца, то теряешь на этом деньги. Ведь ты должен платить за аренду, зарплату сотрудникам и т. п. Распродажи чуть помогли, но несильно.
Решил дать рекламу на радио. Надеялся, что мужики сообразят, что к 8 Марта надо купить люстру в подарок жене. Сработало, но не так круто, как думал. А потом я принял кардинальное решение — съездить в Китай во второй раз. Коллеги говорили: чудак-человек, ты уже потерял кучу денег, зачем на те же грабли наступать? Но если я потерял столько, то чего мне теперь бояться? Из первой неудачи я решил извлечь уроки.
Создать собственный бренд
— Подумал — буду делать кардинально новые для рынка вещи. Техническое образование имеется, есть друг, хороший дизайнер. Почему бы не создавать свои дизайны люстр? С интересными плафонами и рисунком, такие, которых нет ни у кого.
В Китае было нелегко. В этот раз предстояло найти не просто заводы, которые производят люстры, а фабрики, на которых делают патроны, плафоны, лампочки, диоды и прочие комплектующие. Спал я там по 4 часа в день, но нашел очень много интересных вещей. Теперь жду, пока китайцы передадут мне эти новые «расходники», чтобы можно было моделировать, чертить, разрабатывать свою модель. Более того, мне хочется создать свой бренд. Есть пример, на который я равняюсь.
Чем сейчас реально вдохновляюсь, хотя раньше критиковал — это компанией Apple. Когда купил себе пятый iPhone, то поначалу его возненавидел. Но вскоре понял, что главный принцип iOS — упростить, а не усложнить. iPhone — это просто и красиво, это нравится женщинам. А значит, это хорошо продается, ведь именно женщины двигают бизнес и прогресс.
Спрóсите, причем здесь люстры? Их можно делать по примеру «Айфонов», я не сомневаюсь. Это должен быть отличный простой продукт с интересным дизайном. Тем более, люстры тоже в основном покупают женщины. Их можно сравнить с ювелирными украшениями. Представьте, у вас есть комната — с мебелью, обоями. Это как женское платье. И вроде все хорошо, но чего-то не хватает. Не хватает украшения! Именно люстра — это украшение для комнаты. Мужику вообще все равно, он бы лампочку повесил и был бы доволен. А женщинам важно, как это будет выглядеть.
Я провел параллели и сейчас разрабатываю сайт по принципу App Store. Покупатель, который будет заходить на мой ресурс, сможет выбрать товар себе по вкусу, отвечая на простые вопросы. Сначала укажет площадь помещения, потом цвет, потом тип плафона. Это будет просто и удобно — как у Apple. Надеюсь, что со временем мой ресурс обязательно станет лучшим магазином в РБ. Сделаю так, что человек будет напрямую заказывать эксклюзивный товар из Китая через меня, по типу «АлиЭкспресса», но с гарантией качества, за которое буду отвечать лично.
Мухи и стекло
— Создать свой бренд — это глобальная мечта, — продолжает собеседник. — Я хочу этого гораздо больше, чем заработать много денег. В моем понимании успешный человек — это не тот, у кого много денег и кто делает что-то хорошее, а тот, кто делает хорошее, полезное для общества дело, и оно приносит ему деньги. Для себя приоритеты расставил именно так.
— «Барыга» замечтался и заигрался, все это детские мечты — что скажете, если пессимисты дадут оптимисту Булове такую характеристику?
— Скажу, что мне все равно. Пусть кто-то думает, что это мечты, но что он скажет через пару лет, когда увидит, что мечты стали реальностью? Вот муха летает по комнате, бьется о стекло. Так и большинство белорусов. Не хотят ничего менять в своей жизни, стонут, что незачем строить несбыточные мечты. А стекло нужно разбить, вырваться на волю из этого вечного нытья. Нужно действовать.
Мечты остаются мечтами, если ты ничего не предпринимаешь. Если каждый день встаешь с мыслью о том, как бы круто выиграть в «Суперлото» четырехкомнатную квартиру. Или наоборот, просыпаешься и думаешь, как же тошно жить на 4 миллиона. А потом заходишь в троллейбус, рассматриваешь из окошка крутые «джипы», держась за поручень, и думаешь, что «сволочи наворовали». Хотя, может быть, и заработали честно, поставив перед собой цель и ее добившись.
Даже отец мне говорит — хватит мечтать. А я отвечаю — нет. У меня есть пошаговый план, как достичь того, чего хочу.
Производство в Беларуси
— Вскоре я третий раз полечу в Китай и буду двигаться в направлении своей мечты. Нашел новый продукт в сфере освещения. Пока не скажу какой, но осенью он появится на рынке. Продолжу разрабатывать и закупать новые модели под свою торговую марку. Даже если вдруг ее не примут белорусы, то буду продавать европейцам, да по всему миру, переведя сайт на английский. Сейчас это не проблема.
— А почему бы не попробовать открыть производство люстр у нас?
— В Беларуси можно открыть производство, но для этого нужно больше денег и времени. Исходя из комплектующих, в нашей стране сделать современную люстру сложнее, чем в Китае. Там и технологии, и последние тенденции моды. Готовую модель можно было бы привезти по запчастям в Беларусь и открыть сборочный цех, но в этом нет большого смысла, так как заработная плата простых рабочих в Китае приблизительно такая же, как и у нас.
Что такое оптимизм
— Как-то я читал автобиографию создателя Mustang, одного из директоров Ford Ли Якокка, — резюмирует Павел. — Он высказал очень простую, но очень интересную мысль: если ты думаешь, что ты можешь что-то сделать, то ты прав. Если думаешь, что ты сделать не можешь, то ты тоже прав. Как ты думаешь, так и будет.
Вот это и можно назвать оптимизмом — веру в то, что можешь достичь многого своим трудом. Оптимизм — это осознание того, зачем ты живешь. Да, я оптимист, потому что понимаю: если ты и потерял деньги, если все пошло не по плану, то это не провал, не повод для самобичевания, а всего лишь урок и повод двигаться дальше, учитывая прежние ошибки.
Проект «Оптимисты»:
• Президент своей земли. История успешного белорусского фермера
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by