Проект «Оптимисты». Окончить педуниверситет, стать детским тренером и быть на своем месте

 
14 февраля 2015 в 10:00
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев

Разыскиваются позитивные люди! Назло кризису Onliner.by запускает цикл статей, в которых белорусы будут рассказывать о том, как они смотрят на жизнь и чего от нее хотят. Наши герои — счастливые люди. Они увлечены, они хотят творить, они не ноют о постылой действительности. Вы можете выстрелить в оптимиста гадостью, колкостью, снобизмом, но его философию вы точно не измените, ибо она — цельная. Сегодня — рассказ выпускника Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, который учит детей играть в футбол.

* * *

Минская СШ №191, суббота, спортзал. Девчонки выбегают в центр для построения. Поехали!

— Мне 26 лет, — начинает разговор Андрей Махнач. — Родился в Столбцах. Как и все мальчишки, увлекался футболом с детства. Но семья у меня не спортивная, родители инженеры. Заниматься футболом профессионально я начал очень поздно, в 10—11 лет. Сейчас если ребят приводят в секцию в 8 лет, им говорят — опоздали, до свидания.

Я ходил в обычную региональную ДЮСШ. Ободранный мячик, поле-огород… Успехи были. Привлекался за сборную области. А в 16 лет у меня впервые «выскочило» колено. Передняя крестообразная связка. На кочковатом поле поставил ногу не так. Обычная, в общем, история. Положили гипс, хотя меры нужны были совсем другие. Потом сделали в областной больнице операцию. С коленом мучаюсь до сих пор, даже во время тренировок в основном пешком хожу. Есть природная боязнь — любое ускорение вызывает страх.

* * *

— Футболистом я не стал, но бросать спорт не собирался. В БГУФК решил не поступать, так как знал, что не пройду медкомиссию. Поступил на факультет физического воспитания педуниверситета и окончил его с красным дипломом. По распределению попал в физкультурно-спортивный центр детей и молодежи Первомайского района. Был вариант с учителем физкультуры, но я этого не хотел, потому что не терплю бумажную волокиту. В школе сейчас — темный лес. То сокращают количество уроков, то увеличивают. Не вижу никакой логики, к тому же мне всегда хотелось быть практиком.

В физкультурном центре готовят детей по отдельным видам спорта для участия в спартакиадах районов. Я занимался с девчонками-футболистками. С обычными девчонками «со двора». Были успехи, меня заметили. Договорились о сотрудничестве с ФК «Минск». Дали шанс проявить себя, набрав детей 2005—2006 года рождения. Никогда раньше так рано работать с игроками в женском футболе Беларуси не начинали. Можно сказать, что в системе спорта я — нулевое звено.

* * *

Почему девичий футбол, кому это вообще надо? Мало кто знает, но женская сборная Беларуси в рейтинге FIFA всегда была выше, чем мужская. И это не из-за того, что низкая конкуренция. В мужском рейтинге сейчас 209 команд, в женском — 177. Женщины входят в топ-50, а еще два года назад были в районе 35-го места. Мужская сборная сейчас замыкает сотню.

Другое дело, что в женском футболе не крутятся большие деньги, поэтому о нем мало кто знает. Только родители, родственники, тренеры. Отрасль не интересна прессе, игры не показывают по ТВ. Такие пока условия.

* * *

Андрей продолжает:

— Детей нужно вытаскивать из рук родителей, ведь папы и мамы искренне считают, что их дочери должны сидеть за пяльцами. Обычно я прихожу в школу на урок физкультуры, прошу дать мне 10 минут, даю девчонкам мячик и смотрю, как они себя ведут. Для меня главное при отборе — чтобы игроки двигались. Не стояли на месте. Технике и мысли я их научу потом. Важная стадия — разговор с родителями. Папы и мамы должны быть союзниками тренера, иначе ничего не получится.

* * *

— Когда говорят, что у нас все плохо в спорте, я всегда отсылаю к состоянию экономики. В Германии здоровая экономика, значит, и система с самых низов выстроена правильно. А у нас…

В некоторых школах есть хорошие залы. Но их мало. Придет весна, буду думать, куда мне со своими девчонками пойти. Везде огороды! 90% современных школьных стадионов — песок, кочки, мне жаль своих детей туда гонять.

На весь Первомайский район одно искусственное поле с покрытием. Есть на Гамарника частный футбольный клуб «Фортуна», но там поле платное. Естественно, мой клуб предоставит мне хорошую «поляну», но не всегда удобно возить 8—9-летних детей из Уручья на другой конец города. Обычно я еду на своей машине, прошу родителей, чтобы нашли время в рабочий день и помогли. Круто, что папы идут навстречу.

* * *

— Сейчас у меня две «базы» — одна на Городецкой, вторая в Серебрянке. Лучших девчонок из Серебрянки я иногда беру на дополнительные занятия в Уручье. Как вы думаете, чем они занимаются те 30 минут, пока мы едем по кольцевой? Сидят в своих телефонах! В планшетах. Девчонкам, напомню, 8—9 лет.

Прошу: «Поговорите со мной, расскажите про свои оценки». Могу помочь с английским, я его хорошо знаю. Но нет, это поколение уже мыслит другими категориями. Другие интересы у них. Наверное, поэтому и ребят во дворах, которые гоняют мяч, сейчас гораздо меньше.

* * *

— В женском футболе нет больших денег, — констатирует собеседник. — В ФК «Минск» есть команда профессионалов, чемпионы республики, и девушки там получают больше средней зарплаты по стране. Таких человек в Беларуси немного, не больше пятидесяти.

Чтобы футбольному тренеру получить среднюю в стране зарплату, надо брать очень много часов. Стандартная ставка — 18—20 часов в неделю, а для средней «зэпэ» нужно как минимум 30. Не всегда клуб готов предоставить такую нагрузку.

Кто-то скажет — так ты ж работаешь не 40 часов, как работяга на заводе, а в два раза меньше! Но тренерская работа — это и конспекты по вечерам, и физические нагрузки во время тренировок. Это эмоции, часто крик. Это ответственность.

В народе говорят, что многие выпускники Института физкультуры сразу же переходят на Ждановичи. Есть люди, которые поступают в педуниверситет только для того, чтобы удрать из своего маленького городка. Некоторые будут рады, если их отчислят через 2—3 года. За это время они найдут в Минске приличную работу, закрепятся в столице. Я могу их понять, но у меня другие взгляды на жизнь.

* * *

— Какие? Зачем мне надо это тренерство, неблагодарная работа с маленькой зарплатой?.. Я пока не разочаровался. В свое время была возможность поступить на ФМО БГУ. Стал одним из призеров республиканской олимпиады по предмету «Человек, общество, государство», а это автоматически 100 баллов на ЦТ. Потом хорошо сдал белорусский. Но я не представлял себя дипломатом в пиджаке. Моя мама приехала в Минск из Орши, выучилась в БНТУ на инженера и 20 лет мучилась от того, что была не на своем месте.

Не буду скрывать, я подрабатываю. Раньше писал в газету «Все о футболе», пока ее не закрыли. Теперь занимаюсь по ночам копирайтингом. Все по-честному, плачу налоги. И денег здесь больше, чем в тренерстве. Но бросать футбол точно не планирую. В спорте мне комфортно, я — на своем месте. Так здорово — работать с детьми, видеть, как они развиваются, растут!

При этом я прекрасно знаю: если воспитаю 10 девчонок уровня сборной Беларуси к моменту 15—16 лет, то смогу стать тренером национальной сборной этого возраста. Если получится воспитать хорошее поколение, то оно меня и вознесет. Цель видна — надо к ней идти.

Родители, которые хотят отвести своих дочерей в футбольную секцию, могут найти информацию здесь.

Хотите стать героем рубрики? Пишите на адрес nak@onliner.by!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. at@onliner.by