Впервые с Ниной Федорченко мы встретились в сентябре 2023-го, во время «модного» репортажа с открытия сезона в Большом театре. Даже в толпе разодетых по важному случаю зрителей она выделялась пышным черно-белым нарядом. Спустя год мы увиделись там же и снова заприметили белоснежный образ с красными акцентами. Тогда же муж Нины гордо подметил: «Перед вами белорусский Пьер Карден!» В этом году мы решили не ограничиваться фото в уже традиционной подборке и напросились к Нине в гости. Посмотрели мастерскую, увешанные аксессуарами полки, десятки вариаций нарядов и узнали, почему она не выходит из дома без помады даже в шесть утра.
Нина встретила нас на балконе двухэтажной сталинки, спрятанной в центре города. В принципе, и не представлялось, чтобы человек с таким видением моды жил в других условиях. Мы поднимаемся на второй этаж обычного с виду подъезда и заходим в квартиру. И тут глаза не верят сами себе: перед нами скорее уменьшенные копии дворцовых залов, нежели жилые комнаты. Поэтому в тексте мы сделаем внеплановое отступление от темы гардероба.
— Идемте, проведу для вас экскурсию, — приветствует нас Нина. — Наш дом уникальный: благодаря каленому кирпичу зимой здесь тепло, а летом — прохладно.
Внутри квартиры коридор, две просторные комнаты и кухня. Сама Нина с улыбкой говорит, что у нее, видимо, «зеркальная болезнь»: практически на каждой стене есть зеркало. Это создает ощущение безграничного хрустально-золотого пространства. Золото, как легко догадаться, хозяйке квартиры нравится во всех проявлениях: и в украшениях, и в одежде, и в оформлении дома.
Со всех сторон на нас смотрят бронзовые статуи, под потолком нависают внушительные хрустальные люстры. Признаться, такой блеск сперва ослепляет. Но стоит немного пообщаться с хозяйкой необычной квартиры, как становится понятно: интерьер в данном случае — это отражение внутреннего мира. И особый кайф, когда получается добиться единства.
— Статуи сделаны в Италии, что-то привезено из Ирана. Многие элементы своими руками выпиливал мой муж. Вообще, у нас тут Канары: много ламп, все светится — зимой это хорошо сказывается на настроении.
Раньше мне казалось, что в нашей квартире большой метраж, а теперь уже и этого мало! — улыбается собеседница. — Но переезжать не будем: все же сюда вложено столько труда. Вот этот камин сделан моим мужем по моим эскизам: купила журналы и училась всему сама у себя. Для меня важна пропорция, чтобы все было сделано так, как я это вижу. Стиль можно назвать и барокко, и ампиром. Мне не столь важно название, главное, чтобы все было органично.
К слову, наряд хозяйки куда больше подходит интерьеру, нежели наши простенькие черно-серые кэжуал-аутфиты. Нина говорит, что буквально прошлым вечером в таком же образе она была на открытии сезона в Большом театре. Оказалось, что в этот раз мы немного разминулись. Поэтому, пожалуй, самой ожидаемой героини в последнем репортаже не было.
Пока мы говорим об опере и культурной жизни, проходим во вторую комнату, которая отведена под мастерскую. Именно здесь Нина создает те самые наряды.
— Эта люстра будто крупнее, чем в Большом театре! — не скрываем эмоций.
— Вряд ли больше, но посоревноваться можно, — улыбается хозяйка. — Мы разрезали по частям три люстры, чтобы собрать в одну. Муж сперва удивился, но теперь знает: все можно разрезать, распилить и собрать в одну композицию. Мастер, у которого мы все заказали, даже не поверил. Потом приехал к нам и чуть не упал в обморок!
Главное увлечение, о котором говорит героиня, — это, конечно, мода. Если приравнять ее к искусству, то с ним Нина в очень близких отношениях с раннего детства.
— В детстве мама отвела меня в музыкальную школу, поэтому я всегда мечтала стать музыкантом.
— Говорят, что дети часто плачут и не горят желанием заниматься музыкой…
— Не знаю про таких детей, у нас никто не плакал и были очень хорошие учителя — все это было в Прибалтике. Затем мы с семьей переехали в Гомель, я поступила в музыкальное училище, затем в консерваторию в Минске. Это был мой путь.
Мыслей попробовать себя в другой сфере не было ни разу, уверяет героиня. Поэтому после окончания учебы Нина начала работать в Минском институте культуры старшим преподавателем по классу фортепиано. И параллельно развивала свой уникальный стиль в одежде.
— Меня очень хорошо одевали с самого детства, мама сама шила мне платьица. Они не были необычными, просто красивыми. Как-то во время учебы в консерватории я обратилась в ателье, принесла свои эскизы. Но быстро поняла: получить желаемое не смогу. Люди не чувствовали, что к чему, все делалось под одну гребенку. Поэтому носить то, что было сшито, я так и не смогла.
Но оставлять собственные идеи нереализованными Нина тоже не хотела. Поэтому нашла выход: записалась на курсы шитья.
— Помню, нам задали сшить мужские трусы. Но вместо этого я сделала зимний костюм, расшила тканью и отделала мехами. Меня ругали, ведь это не по теме. Но мне было все равно, — улыбается героиня.
Курсы Нина окончила, получила диплом и начала создавать уникальный гардероб для себя.
— Это не были вызывающие наряды, но по крайней мере не такие, как у всех. Никогда не носила то, что надевали все. Сразу начала создавать композиции, а не отдельные вещи.
Мой стиль всегда был женственным и немножечко необычным.
Время на создание авторского гардероба удавалось выкроить благодаря относительно свободному рабочему графику. Наряды, с улыбкой говорит Нина, всегда отмечали и коллеги, и ученики.
— Было время, когда я шила на заказ: так сложились обстоятельства. Но этот период был недолгим, возвращаться к такому формату не планирую. Сейчас каждую вещь я создаю в течение нескольких недель и даже месяца — это огромный труд. Главное, получаю от этого удовольствие.
Над каждым нарядом от начала и до конца Нина работает сама, помощников у нее нет. Эскизов, объясняет дизайнер, она не создает. Уверяет, что главное — замысел. Дальше — процесс создания прямо на манекене.
— Мне все равно, натуральная ткань или нет, я всегда четко чувствую, подходит ли она под мой замысел. Покупаю материалы, например, в итальянских магазинах (их много в Минске) или заказываю онлайн. Но ткань обязательно нужно подержать в руках, почувствовать ее фактуру.
Сейчас в гардеробе Нины больше 60 нарядов — все аккуратно хранится в шкафах. Дизайнер с улыбкой говорит, что если будет показывать нам все вариации с жакетами, меховыми накидками и аксессуарами, то мы не управимся и до завтрашнего утра.
— Самое главное — это трансформация моих нарядов, с ними можно составлять сотни вариаций. Поэтому платья я шью редко, у меня все «разнимается» (комплекты, которые можно носить по частям. — Прим. Onlíner). В такой одежде очень удобно: все растягивается и выверено до сантиметра.
Еще мои наряды очень «вытягивают» рост. Есть модели именно на высоких (180 сантиметров) — я носить такие платья не могу, но всегда найдется модель с нужными параметрами. В моих нарядах нет ничего абсурдного или несуразного, как это часто делают сейчас. Я делаю носибельную моду, — уверяет Нина.
Что бросается в глаза: наряды дизайнера удивляют необычной формой. Нина рассказывает, что есть технологии, которые помогают жакетам держать форму, а платью-рыбке — красиво развиваться при ходьбе. Мастер-классов не будет: тут нужны сноровка и собственное видение.
Также дизайнер много внимания уделяет аксессуарам и даже в процессе съемки сетует, что в образах может не хватать крупных колец или подходящих браслетов. А еще трепетно относится к макияжу и даже дважды проходила курсы.
— Раз я в сфере, то должна уметь и это. Могу сделать практически любой макияж.
По словам Нины, одна из основных особенностей ее коллекций — актуальность даже спустя 20 лет. Дело в том, что в основе — классика и женственность. Создавать наряды героиня продолжает и сейчас, показывая их на мероприятиях. Например, в апреле на открытии художественного проекта «Дары женщины».
— Мои коллекции показывали на выставках и в Италии, и во Франции — куда только не брали! Я член союза дизайнеров, у меня проходит много показов. Я ни с кем себя не сравниваю: это худшее, что человек может для себя сделать.
В этом мире я сама по себе, меня мало интересует мнение других людей. Зачем тратить на это свою энергию? Но, конечно, к этому нужно прийти.
Я продолжаю творить, мне все больше хочется заниматься этим. Повторов, кстати, никогда не делаю: мне это не интересно, каждый раз хочу создавать что-нибудь новое.
Сейчас такой период, когда мне хочется наслаждаться жизнью.
Пока мы устраиваем импровизированный модный показ, с работы возвращается муж героини Валерий. Собеседница с улыбкой говорит, что он один из главных поклонников ее творчества. Кстати, мужские предметы гардероба Нина не шьет, но всегда помогает мужу с модным выбором, и он тоже может дать дельное замечание.
— Мы женаты уже 35 лет, муж — моя главная поддержка и опора. Даже не знала, что в браке можно дружить. Каждое утро я просыпаюсь в 06:00, а муж — даже раньше. Затем мы делаем физические упражнения, после завтрака я всегда иду в парк — обязательно час очень быстрой ходьбы. И делаю это только одна: за мной не угнаться. Попутно слушаю лекции, расширяю сознание и наслаждаюсь тишиной вокруг. Кстати, на такие прогулки всегда надеваю головной убор и очки, а еще обязательно крашу губы.
Я всегда в форме — не могу иначе.
— Есть ли у вас в гардеробе обычные вещи — те же джинсы?
— Нет, джинсы я никогда не ношу, мне они не нравятся. Вот смотрю на девушек в них — и будто форма, как у солдат. Мужчинам такое тоже не очень нравится, они все же любят женственное. Массовыми брендами не интересуюсь: это обыкновенная одежда, часто никакая или обезличенная.
Если человек хочет как-то развивать свой стиль, то нужна насмотренность. Ориентироваться лучше на свое развитие в плане моды и на то, что идет конкретному человеку, а не носить то, в чем ходят все. Уверена: любой может выглядеть индивидуально и очень красиво.
Наряды нашей героини часто вызывают интерес у незнакомых людей. Нина рассказывает, что к ней регулярно подходят на улице и просят сделать фото.
— Конечно, мне делают массу комплиментов — всегда принимаю с благодарностью. Любая женщина будет чувствовать себя королевой, если она в гармонии с собой.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by