«Марафоны желаний часто работают по принципу сект». Разобрались, почему мы продолжаем верить в чудеса

24 610
25 марта 2025 в 8:00
Автор: Дарья Коско. Фото: архив героев, архив Onlíner. Иллюстрации: Максим Тарналицкий

«Марафоны желаний часто работают по принципу сект». Разобрались, почему мы продолжаем верить в чудеса

Автор: Дарья Коско. Фото: архив героев, архив Onlíner. Иллюстрации: Максим Тарналицкий
Покупайте в приложении Каталог Onlíner и получите шанс выиграть один из трех Samsung Galaxy S25 Series!

Этот год мы начали не совсем привычно: решили зарядить его положительной энергией и пошли на марафон по исполнению желаний. Не волнуйтесь: с изрядной долей скепсиса. Как мы преисполнились, можно почитать здесь. Кстати, помимо журналистов Onlíner, в чудодейственном марафоне приняли участие еще около 800 человек (при этом стоил он, на минуточку, 430 рублей). Вот мы и задумывались: а что все-таки толкает людей к подобным семинарам и курсам? И решили спросить у специалистов. В этом тексте цикла «Фабрика счастья» говорим с психологом, маркетологом и юристом о том, как гуру удается продавать нам мечты за наши же деньги.

Для начала кратко напомним о самом явлении. Марафоны желаний получили распространение в русскоязычном интернете около десяти лет назад. Их «родоначальницей», а заодно и «королевой марафонов» стала на данный момент печально известная Елена Блиновская. Сейчас блогер отбывает наказание в колонии за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. Автор курсов предлагала ученикам на протяжении нескольких недель выполнять простые задания — от расхламления до запуска в небо воздушного шарика, которые в итоге должны были «чудесным образом» привести к исполнению самых смелых мечтаний.

Без самой Блиновской рынок инфопродуктов вовсе не опустел. Свои марафоны желаний (под другими названиями) тысячами начали создавать блогеры разной степени популярности. Авторские марафоны появились и в Беларуси — именно про такой курс мы и рассказывали в прошлом материале цикла.

Психолог: «Исполнение масштабных желаний — это ошибка выжившего»

Чтобы выяснить, какие психологические механизмы заставляют нас верить в чудо и записываться на очередной марафон желаний, мы решили поговорить с магистром психологии и когнитивно-поведенческим психологом Екатериной Чернявской.

— Часто первое задание на подобных марафонах — навести порядок, выбросить ненужное. Многие участники отмечают чувство легкости и вдохновения после этого. Это самовнушение или такое действительно может сработать?

— Наш мозг любит задачи, которые можно быстро выполнить и увидеть ощутимый результат. Это активирует систему вознаграждения, способствует выработке дофамина, который как раз таки дает ощущение легкости и удовлетворенности.

Например, при работе с депрессией есть такой инструмент, как поведенческая активация. Клиентам предлагают легкую физическую активность, чтобы улучшить самочувствие. Это может быть, например, уборка.

Однако никаких исследований, подтверждающих, что уборка влияет на исполнение желаний, пока нет. Люди с тревожными расстройствами, в том числе обсессивно-компульсивным, могут часто прибегать к уборке в попытках справляться с тревогой. Но это не приводит ни к какому волшебному исполнению желаний.

— А ведь есть еще фраза «Чтобы в жизнь пришло что-то новое, надо избавиться от старого»…

— Не всегда избавление от старого обязательно приносит что-то новое. Все-таки, чтобы в жизни появилось новое, нужно сделать какие-то еще действия, — улыбается Екатерина.

Пожалуй, главное задание такого типа марафонов — составление списка желаний. Причем вносить туда нужно и те желания, которые кажутся нереалистичными. Понятно, не из разряда «Хочу жить на Марсе», но это вполне могут быть дорогие покупки, на которые ушла бы зарплата за несколько лет. Уточняем у специалиста: в этом может быть что-то полезное?

— Смотрите, мы все-таки во многом живем в наследии предыдущих поколений, для которых был актуален коллективизм. Хотеть чего-то для себя считалось эгоизмом, а выделятся могло быть в прямом смысле опасно. Поэтому у многих есть блок на то, чтобы хотеть чего-то для себя лично, может быть сложно даже формулировать желания. Так что упражнение вполне может оказаться полезным, чтобы прорвать этот блок. А между крайностями могут встречаться реалистичные желания, к исполнению которых был нужен только толчок.

Это, кстати, объясняет и восторженные отзывы о том, что желания сразу же начинают сбываться. Невозможно написать 200 масштабных пунктов, скорее всего, там будут и довольно мелкие.

Никто не задумывается о том, что желания у нас и так сбываются каждый день, без каких-либо курсов и марафонов.

Просто в этом случае участники начинают замечать прямую связь.

Психолог акцентирует внимание: чтобы трансформации были глубокими, цели должны совпадать с личными ценностями, а не опираться только на то, что сейчас принято в обществе. Простой пример — желание обладать iPhone.

— Начинаешь копать, для чего это вообще человеку нужно. Первый слой — получить принадлежность к определенному статусу, собрать восхищение. А зачем нужно восхищение? Погружаемся глубже, и оказывается, что на самом деле человеку хочется, чтобы его любили. А восхищение просто должно подтверждать это чувство. И в итоге мы выходим на то, что для любви нужно не кредит на iPhone брать, а учиться строить качественную близость и отношения.

смартфон, Apple iOS, экран 6.3" OLED (1206x2622) 120 Гц, Apple A18 Pro, ОЗУ 8 ГБ, память 256 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 3582 мАч, 1 SIM (eSIM/nano-SIM), моноблок, влагозащита IP68
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.1" OLED (1179x2556) 60 Гц, Apple A16 Bionic, ОЗУ 6 ГБ, память 128 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 3349 мАч, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), моноблок, влагозащита IP68

Так и получается, что часто человек пытается чем-то одним закрыть совершенно другую потребность. И нужно уделить достаточно много времени, чтобы научиться видеть эту разницу. Вопрос в том, приставлен ли на таких курсах и марафонах к каждому персональный коуч, который помогает прощупать желания и понять, истинные они или нет. Ведь, если за ними нет настоящей мотивации, это будет поверхностная вспышка, которая, к сожалению, очень быстро потухнет — и в итоге большинство желаний не сбудутся.

— За каждым марафоном обязательно стоит гуру. Обычно подчеркивается, что у него есть «особые» способности и именно поэтому на него стоит ориентироваться. Вера в это может быть опасна для психики?

— Давайте начнем издалека. Людям сложно выдерживать неопределенность и непредсказуемость, которой сейчас в мире достаточно много. Это подтверждается ростом интереса к магическому мышлению, верой в талисманы, ритуалы и марафоны. В этой обстановке многим очень хочется передать ответственность, то есть найти фигуру, которая «лучше знает», как эта жизнь устроена. Опасность в том, что при таких обстоятельствах сам человек часто лишается авторской позиции. У него нет опоры на себя, а только инструкция от гуру, что нужно делать, чтобы желания сбывались. А в худшем случае — вера в то, что именно благодаря «силе» создателя курса в жизни участника произошли какие-то изменения.

Наш мозг так устроен, что он всегда пытается выбирать менее сложный путь. Пошаговый многоступенчатый план — это не слишком заманчиво. Другое дело — один марафон, секретная техника, аффирмация, медитация, которые «на 100% сработают». Но понятно, что вера в это, как и вера в гуру, зависит от уровня осознанности.

Психолог рекомендует почитать на эту тему книгу Эриха Фромма «Бегство от свободы».

— Получается, гуру должен обладать выраженной харизмой, чтобы, по сути, вести за собой?

— Распространенный стереотип, что харизма — это обязательно что-то такое ярко-эмоциональное, властное. Условно говоря, типаж Жириновского. На самом деле харизма бывает разной: она может быть доброжелательная, вдохновляющая, заботливая (можно назвать ее материнской). Хороший пример такой харизмы — принцесса Диана. Поэтому нет ничего удивительного в том, что собирать аудиторию вокруг себя могут очень разные люди. Тут как раз все дело в том, какой запрос у их последователей.

— В марафонах часто отговаривают обращаться к каким-либо еще практикам и уж тем более отрицают занятия с психологом. Откуда такая радикальность?

— Многие трансформационные марафоны работают по принципу сект и культов — в обоих случаях используются одни и те же инструменты. Например, непререкаемая роль лидера: нельзя в общем чате писать несогласие или спорить с какой-то информацией.

Кроме того, организаторы очень любят использовать «избранность» и закрытость группы. То есть ни в коем случае нельзя делиться материалами и рассказывать о том, что происходит, иначе желания точно не сбудутся. А вокруг самого марафона формируется закрытое сообщество, участники которого понимают друг друга куда лучше, чем своих близких.

К тому же идет раскачка определенных эмоций: когда, например, нельзя делиться условно отрицательными эмоциями. Я говорю «условно», потому что в психологии мы исходим из того, что не бывает хороших и плохих эмоций — они все нам необходимы. Когда начинается история «Нам нужны только хорошие эмоции, мы делимся только позитивом», создается своеобразный эмоциональный транс.

Следующий пункт — изоляция. В сектах адептам часто запрещают общаться с близкими. В марафонах настолько суровых правил нет, но от внешнего мира участников все равно частично стараются оградить — например, тем же ограничением на работу с психологами.

Еще одно сходство — необходимость строгого подчинения. Если в задании сказано запустить шарик в небо, значит, ты должен пойти и выпустить его, иначе ничего не сбудется. Аналогии могут показаться притянутыми, но механизмы действуют действительно одни и те же, отличается только степень их влияния на жизнь человека.

— Кажется, прошел человек один марафон желаний — ничего страшного точно не произойдет. Может быть, даже будет полезно. Но некоторые начинают на них подсаживаться, покупать семинары, вебинары… Почему так происходит?

— Потому что после первого марафона люди видят, что они работают. Но дело в том, что в таких проектах часто используют когнитивные искажения и логические ошибки. Одна из них называется «мыслительный фильтр» — когда ты начинаешь замечать что-то, о чем много думаешь. Стал обращать внимание на красные машины, и со временем начинает казаться, что их в городе стало непривычно много.

Так и с желаниями. У нас каждый день исполняются какие-то желания, при этом вау-эффекта не возникает. Поэтому во время прохождения марафонов и может возникать логическая ошибка. Если я начал пить чай и пошел дождь, это еще не значит, что два этих события хоть как-то связаны, они просто шли друг за другом.

А еще надо брать в расчет систематическую ошибку выжившего. Действительно, может совпасть так, что за время марафона у кого-то из участников исполнятся очень масштабные желания. И как раз на их историях и делают акцент в продвижении марафонов, но при этом полностью игнорируют участников, у которых вообще ничего не сбылось.

Записываться на новый марафон могут как раз те, у кого ничего не сработало в первый раз.

Ведь они верят, что все обязательно сбудется, а проблема была в том, что они недостаточно четко следовали указаниям.

Никаких полноценных исследований, связанных с тем, как работают марафоны желаний, пока не проводилось. Но и реализовать их было бы крайне трудно: нужна немаленькая выборка участников и чтобы они все составили список из 100 равных по значимости желаний. Потому что купить дорогую новую помаду и вылечиться от тяжелой болезни — эти желания невозможно поставить в один ряд. А еще надо взять группу из такого же количества человек, которые не проходят марафон, но тоже следят, исполняются их желания в этот промежуток времени или нет. И только так мы сможем действительно оценить эффективность марафонов.

Но пока я могу предположить, что люди приходят в марафоны и начинают обращать внимание на то, что у них получается. От этого у них повышается настроение, появляется больше мотивации, они сами начинают что-то делать — вот и появляется то самое ощущение перемен в жизни.

Хочу отметить один очень важный момент: марафоны безобидны для людей в стабильном психологическом состоянии. Но, к сожалению, многие из тех, кто стремится попасть туда, как раз таки могут иметь высокий уровень тревоги или даже расстройство личности — например, шизотипическое, при котором для людей свойственна высокая вера в магические и потусторонние силы. И участие в таком проекте может перерасти в обострение расстройства. Хотелось бы, чтобы с участниками обязательно проводились собеседования, чтобы понять, безопасно человеку участвовать в таком проекте или нет.

Напоследок Екатерина отмечает: марафоны личностного роста действительно берут часть техник из психологии. Правда, нередко они смешиваются с магическим мышлением.

— Вот я пришла в магазин, а мне продавщица нахамила. Потому что просто устала, она не очень вежливый человек в принципе, не любит свою работу или хамит всем — вариант может быть любой. Но люди в уязвимом состоянии начинают думать, что дело в них: значит, они неправильно себя повели. Во время занятий с психологом клиенты учатся отделять себя от внешнего мира и признавать: невозможно влиять на все. А вот такие марафоны как раз нередко внушают прямо противоположную мысль.

При этом мое мнение такое: если в марафон желаний приходит здоровый человек, с высоким уровнем дисциплины и ответственности за свою жизнь, которому просто хочется ярких эмоций, общения, развлечься, в конце концов, он готов потратить на это не последние деньги и при этом не ждет чего-то глобального, то все должно быть в порядке. Правда, я плохо представляю, что такой человек пойдет на марафон по работе с энергией.

Маркетолог: «Организаторы марафонов бьют в самые больные точки самой уязвимой аудитории»

Что заставляет нас задуматься о покупке марафона, более-менее понятно. А вот что подталкивает ввести данные карты для его оплаты — отдельная тема. С этим вопросом мы пошли к ведущему маркетологу «Битрикс24 Беларусь» с более чем семилетним опытом работы в сфере маркетинга Екатерине Лазицкой.

— На какие крючки организаторы ловят потенциальных участников и меняются ли эти инструменты со временем?

— Все начинается с определения целевой аудитории, изучения ее проблем и формирования обещаний, которые их решат. Так продвигается любой продукт — с той лишь разницей, что марафоны желаний — это введение в заблуждение потенциального потребителя околомифического продукта. Зато получить этот продукт максимально легко: просто заплати, и «все твои несчастья закончатся».

Сейчас, чтобы максимально успешно запустить такой продукт и не просто один раз заработать, а наживаться на своей аудитории годами, горе-коучи запускают цепочку длительных «прогревов» — формируется некий образ в инфопространстве, который постепенно будет подводить к тому, что персонаж владеет ценными знаниями и именно поэтому он такой успешный.

Простой пример, как это может работать: «эксперт» выразил непопулярное мнение в соцсетях — собралась аудитория, отреагировала — с другой стороны, информацию проанализировали, скорректировали и сформировали новые посылы, еще более триггерные. Работа на узнаваемость проделана — теперь нужно расширять аудиторию всеми доступными способами: популярные подкасты, шоу, интеграции с блогерами — и вот уже появляется закрытый телеграм-канал по подписке за приемлемые деньги. И в этом телеграм-канале могут попадаться действительно хорошие материалы, но в какой-то момент вас попросят выложить кругленькую сумму за «потрясающий» инсайт другого порядка.

Создатели марафонов желаний всегда целятся в наиболее уязвимую аудиторию: это люди, склонные к импульсивным покупкам, трате кредитных средств, люди с низким социальным статусом, люди с психическими расстройствами (депрессия, тревожность, сильные личные переживания). Они бьют в самые больные точки и показывают в своем рекламном сообщении прекрасную картинку будущего, которое ждет вас «всего за 500 рублей» (ведь «мест уже почти нет» — еще один прием, который создает дополнительную ценность товару).

Ведь как это воспринимается аудиторией? Бесплатно — значит, с этим товаром что-то не так, меня хотят обмануть, а 100 500 денег — срочно сюда!

Если мы сравним стоимость месячного курса с месяцем обучения в университете, то окажется, что курс «Васи из интернета» с неподтвержденными компетенциями дороже в два раза, а то и больше.

Все потому, что стоимость формируется абсолютно рандомно, но ваши деньги, вероятнее всего, пойдут на оплату отпуска в Дубае. Только не вашего, а автора марафона желаний.

Маркетолог подчеркивает: надо понимать, что демонстрируемая картинка успеха — это иллюзия. Те самые «эксперты» берут дорогие машины или даже самолеты в аренду, чтобы просто сфотографироваться с ними, посещают шикарные места, только чтобы продемонстрировать подписчикам, чего они могут достичь с помощью волшебного тренинга.

— Красивый цепляющий визуал — основа успешной рекламной кампании, но обещание быстрого и потрясающего результата — тревожный звоночек.

Если вы все же решились на участие, что будет дальше? По словам Екатерины, участников ждет «увлекательное путешествие» в страну манипуляций и фейковых привилегий. Маркетолог анализировала конкретный пример — тот самый марафон, который описан в нашей предыдущей статье. И пришла к выводу: схема граничит с классическим маркетингом и созданием секты.

Схема работы марафонов:
  • Вам показывают уникальный продукт.
  • Привлекают ваше внимание.
  • Вызывают интерес.
  • Пробуждают желание обладать результатом.
  • Призывают к действиям.
  • Продвигают беспрекословную веру.
  • Пресекают возможность критического мышления или контраргументации.
  • Вселяют уверенность в истинности выдвигаемых тезисов.
  • Формируют закрытое сообщество.
  • Запугивают, и хорошо, если только духовными последствиями нарушения правил.

— Похоже же на секту? Да. И классический маркетинг присутствует. Но самое интересное: если вы выполняете все задания, то марафоны желаний действительно приносят какие-то результаты. А значит, часть аудитории будет благодарно писать отзывы — отсюда могут быть видео довольных клиентов, что помогает поднять уровень доверия и увеличить конверсию курсов в продажи.

Еще один признак, по которому, по мнению маркетолога, можно вычислить курсы не самого высокого качества, — это самые простые инструменты для основания платформы обучения, тот же Telegram. Но сразу отметим: в нашем случае все материалы выкладывали на специализированной платформе, в мессенджере был только чат для общения. Однако все равно подробнее разберем этот пункт.

— Почему используют Telegram? Чтобы снизить порог входа, сэкономить время и деньги. Зачем разрабатывать дорогостоящий сайт и вкладывать в его администрирование, к тому же простота снижает отток клиентов первого типа — тех, кто не смог справиться с регистрацией или нарвался на сбой в работе сайта.

Вступил в чат — и все, ты клиент. К тому же заблокировать такие чаты сложнее, чем сайты, деятельность которых регулируется на государственном уровне. Заметьте, что обучающие сервисы с профессиональными курсами почти всегда организуют обучение на собственной платформе, а мотивацию в прохождении этих курсов вам нужно будет искать самостоятельно.

— Какими бы красочными ни были обещания, но с началом самого марафона разочарование может наступить очень быстро. Как в этом случае могут действовать его организаторы?

— Если вы попали на марафон желаний и стали подозревать неладное, не видите результата, то сработает механизм защиты и удержания. Авторы будут стараться доказать вам, что это вы делаете что-то не так, демонстрировать фейковые чужие примеры. Вы будете видеть в чате марафона сообщения в духе «Сразу после покупки курса я почувствовала результат», «Невероятно, но сегодня вселенная мне улыбнулась!» — мое нутро маркетолога сразу екает и кричит: «Это же фейк! Подставные участники!» И это они и есть, ведь чужой пример — лучший инструмент обороны и способ «заставить» продолжать.

Казалось бы, после стольких лет публичных разоблачений люди уже должны были перестать верить в «волшебную таблетку» или сигналы в космос. Но нет, достаточно придумать новые замечательные практики, переписать тексты в духе времени и найти харизматичного спикера, как толпа снова готова уверовать.

Мне кажется, даже если нам всем отключат интернет, мы не избавимся от марафонов желаний и способности людей верить в них.

Разве что в школах станут преподавать цифровую грамотность и, возможно, немного маркетинга, ведь целевая аудитория таких курсов молодеет.

Напоследок Екатерина составила список своих рекомендаций, как не попасться на «развод»:

  • Бесплатно не всегда равно плохо. Достаточно вспомнить горы бесплатного контента от блогеров и медийных экспертов на YouTube или проектов от крупных брендов. Авторы дорожат своей репутацией, следят за качеством контента, а зарабатывают на рекламе чужих или своих продуктов. Прежде чем принимать решение о покупке инфопродукта, изучите материалы в свободном доступе.
  • Фактчекинг — база. В чем-то сомневаетесь? Гуглите. Найдите несколько источников, которые говорят одно и то же, попросите чат GPT провести глубокий анализ интересующей темы.
  • Быстрый и потрясающий результат — «развод». Нельзя за день-месяц получить состояние или изменить свою личность, которая формировалась годами. Любой впечатляющий результат является итогом усердной работы. Вам не нужны лучшие результаты — вам нужны результаты лучше, чем сейчас.
  • Реклама может быть полезной, если она сокращает ваш путь в поиске товара или услуги. Сейчас алгоритмы настолько чувствительные, что способны найти для вас действительно идеальный мэтч. А вот агрессивной рекламы стоит опасаться.
  • Соцсети и реальность могут не совпадать — об этом простом тезисе стоит помнить всегда.

Юрист: «Лицензия для тренингов по личностному росту не нужна, но есть нюансы»

Завершить изучение работы марафонов желаний мы решили обращением к юристу. Главный вопрос мы сформулировали так: если организация или индивидуальный предприниматель планируют проводить обучающие тренинги на тему личностного роста, нужно ли им получать для этого лицензию и как вообще должен быть устроен процесс такого обучения? Разобраться в этой теме нам помогла юрист Татьяна Ревинская. Чтобы было проще ориентироваться, мы разбили ответы по пунктам.

1. Лицензия не нужна. Проведение тренингов и семинаров (по личностному росту, профразвитию и так далее) не требует лицензии. Это прямо указано в законе.

2. Но нужно уведомить власти. Хотя лицензия не нужна, организация или предприниматель обязаны сообщить местным органам управления образованием (например, в исполком) о начале своей деятельности (пункт 4 статьи 26 Кодекса об образовании).

3. Как должны проходить тренинги?

  • Программы семинаров и тренингов должны соответствовать Кодексу об образовании и Положению об обучающих курсах (утверждено постановлением Минобразования 09.09.2022 №296).
  • Руководитель организации или индивидуальный предприниматель сам утверждает учебные программы.
  • Необязательно нанимать педагогов: закон не обязывает привлекать только учителей или преподавателей.

4. Сертификаты для участников. После обучения можно выдавать сертификаты (но это не дипломы, а документы об обучении). Сертификаты должны быть государственного образца (с защитой от подделки), их нужно регистрировать в специальной книге учета, которая хранится у руководителя.

5. Договор с клиентами. Если обучение платное, нужно заключать договор, в котором обязательно указать тему и программу обучения, сроки, стоимость и порядок оплаты, ответственность сторон (статья 66 Кодекса об образовании).

Если вы сами проходили подобные марафоны и они отлично сработали или оказались абсолютно бесполезными, свою историю вы можете рассказать напрямую нашему журналисту или поделиться своим мнением о таком формате в анонимной форме ниже.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by