8848
30 сентября 2024 в 8:30
Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский, из архива Виталия Фильмановича. Иллюстрация: Максим Тарналицкий
Спецпроект

В стране такой один, в мире — всего несколько тысяч. У этого белоруса редкая специальность — он Q-грейдер

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский, из архива Виталия Фильмановича. Иллюстрация: Максим Тарналицкий

Виталий Фильманович — личность в минской кофейной тусовке известная. В свое время он обучал бариста, запускал ультрапопулярную кофейню «Мануфактура» и открывал свое производство по обжарке. Но, как оказалось, этого Виталию было мало. В 2018-м он прошел аттестацию на Q-грейдера — и стал единственным в Беларуси профессиональным дегустатором, признанным международным Институтом качества кофе. Остается им до сих пор. Для нашего совместного с «ЛІДСКАЕ Ясен Квасен» проекта Виталий рассказал о том, как стал Q-грейдером, сколько стоило обучение и признание, каким образом этот статус изменил его жизнь и почему он отказался от работы дегустатором за рубежом.

Мог стать переводчиком, но занялся кофе

История Виталия  не рассказ в духе Голливуда о том, как детская мечта стала реальностью. Да и кто в 1990-х мечтал стать кофейным экспертом, когда кумирами детей были футболисты вроде Роналдо, Дель Пьеро и киношные герои Жан-Клода Ван Дамма и Чака Норриса? Наш собеседник рассказывает, что, как многих, к делу всей жизни его привела случайность — и все могло сложиться по-другому.

Виталий родился и рос в Гродно. В старших классах решил, что хочет жить в более крупном городе, и после окончания школы поступил на бюджет в лингвистический университет в Минске. В столице парень снимал квартиру, денег отчаянно не хватало — и он решил найти работу.

— А где человеку без специального образования проще всего заработать денег? Правильно, за барной стойкой. Так я устроился барменом в кафе Latte на улице Платонова. Это было, если не ошибаюсь, в 2004-м вспоминает эксперт Знаете, есть категория городских кафе без замысловатых позиций в меню и претензий на что-то уникальное. Сейчас таких заведений сотни, а тогда Latte было одним из первых в подобном сегменте, и мне повезло в него трудоустроиться. О кофе тогда речи вообще не шло. Да, у нас была кофе-машина, но никто меня ничему не учил. А все потому, что я на собеседовании сказал, что все умею, у меня есть опыт и стаж.

Мне просто очень нужна была работа, и я ее получил. Всему учился уже в процессе.

У меня часто спрашивают: «А как же тогда кофе появился в твоей жизни?» Отвечаю: «Не знаю. Случайно. Все совпало». Я просто увидел область, в которой ничего не понимал, но которая была интересна.

Виталий так и не закончил иняз. После третьего курса он понял, что работать по специальности, на которую поступил, не будет. Сначала перевелся на заочку, а потом забрал документы.

— Первые несколько лет все шло хорошо, однако потом меня неожиданно затянуло в совершенно в другую тему. Поворотные моменты в нашей жизни происходят абсолютно случайно. И часто не от большого ума, а просто потому что повезло.

С Петербургским институтом кофе и чая случилось именно так. Даже не помню, как я его нашел. Мне просто стало интересно, что институт c таким названием вообще существует. Ко всему прочему, я очень любил Питер — и пазл сложился. Я поехал на обучение. И именно там я осознал, что кофе — это то, чем буду заниматься в ближайшие годы. Там я получил базу, с которой понял, что знаю о кофе, возможно, больше, чем кто-либо в Беларуси. И мне хотелось этими знаниями делиться.

2018 год. Виталий Фильманович (слева) во время подведения итогов чемпионата по завариванию кофе

Отучившись в Санкт-Петербурге, Виталий начал сам преподавать в Минске. Через какое-то время он открыл школу бариста и вместе с партнерами запустил популярные кофейни «Мануфактура» и «Утопия», специализировавшиеся на свежей обжарке. Виталий с улыбкой вспоминает, что, будучи молодым и энергичным, хотел привить культуру кофе и пересадить потребителя на качественный напиток.

— Понятное дело, как тогда, так и сейчас в Минске хватало и хватает плохого кофе. Естественно, не все готовят спешелти (кофе повышенного качества.  Прим. Onlíner) и переходят на свежую обжарку. Но самое главное, что в этом нет необходимости. Основной массе людей хватает того, к чему они привыкли. Поэтому глупо рассчитывать на то, что ты всех пересадишь на спешелти. Это невозможно. Но такая цель есть у молодых. И такая цель была у меня.

Любой молодой кофейный энтузиаст любит использовать выражение: «Надо развивать кофейную культуру». А по факту делать этого не надо.

И не нужно вовлекать в эту культуру всех: от пацанов с Автаза до бабушек, сидящих на лавочках. Это лишнее. Надо просто делать свое дело. Развиваясь в нем, ты будешь находить тех, кому это интересно. Но максималистская позиция: «Давайте всех научим пить вкусный кофе»  неправильная.

— По какой-то своей кофейне ностальгируете? — уточняю у Виталия.

— По «Мануфактуре». Это было золотое время. Тогда все совпало. Во-первых, в Минск должна была прийти новая кофейная волна со свежей обжаркой, а во-вторых, это были годы экономического подъема. Появились люди, разделявшие мои взгляды, и было ощущение, что все получится. Так оно и вышло. Это был хороший прорывной проект, ставший популярным с самого начала. У нас долгое время стояли очереди, «Мануфактура» стала центром хипстерской тусовки в столице.

«На обучение и сдачу экзаменов потратил 2 тысячи евро»

В середине «десятых» Фильманович стал многими окончательно восприниматься как гуру в сфере кофе. За его плечами было несколько успешных проектов, победы на чемпионатах Беларуси, вот-вот должно было запуститься обжарочное производство, но Виталий бросил себе очередной вызов, решив стать Q-грейдером  профессиональным дегустатором кофе. В Беларуси таковых еще не было, в мире  всего несколько тысяч.

Как объясняет Виталий, Q-грейдер  это специалист в области дегустации кофе. Но это не совсем профессия — такую специальность вы точно не найдете ни в одном университете. Это признание, подтвержденное сертификатом, который подчеркивает твою компетенцию, статусность в профессиональной сфере и выделяет на фоне остальных. Сам термин придумали в американском Институте качества кофе. Там же разработали принятую во всем мире систему оценки по стобалльной шкале. Дегустировать напиток нужно по определенным правилам, и делать это должны как раз таки Q-грейдеры.

Если говорить максимально просто, это судьи, которые по разным параметрам выставляют кофе баллы, — и к их мнению прислушиваются.

— Как только кофе вышел из разряда чисто коммерческого продукта, напитка, который пьют, дабы взбодриться, и стал в одну категорию с вином, виски, стало понятно, что отсутствует единая шкала оценки и всемирный язык, которым можно описать вкус кофе объясняет эксперт Все-таки, кроме того, что мы пьем кофе, потому что он нам нравится, ему необходимо выставлять оценку и определять цену, которую по итогу за свой продукт получит фермер. А при отсутствии общепринятой системы оценки качества мы получаем бардак — все становится субъективным. И Институт качества в какой-то момент решил эту субъективность убрать из профессиональных разговоров о сенсорной оценке кофе.

Виталий твердо решил попытаться пройти аттестацию в 2018 году. Он вспоминает, что на тот момент Q-грейдеров в Беларуси не было и ему захотелось стать первым.

— Но и это еще не все. Выезжая на обучение в Европу и Азию, часто слышал от собеседников, что они Q-грейдеры. И я стал понимать, что это тот уровень, который позволяет тебе увереннее говорить со специалистами, которых прежде ты видел только на стримах либо читал их книги и слушал лекции. В какой-то момент парень из Индонезии, с которым мы работаем до сих пор, спросил: «Так а почему ты со своими знаниями еще не Q-грейдер?»

И тогда я задумался: кстати, а почему? Если это пропуск в большой кофейный мир, то, что придает твоим словам больше веса? Это и стало триггером. 

«За несколько недель до экзамена сел на диету»

По всему миру есть несколько центров, где тренеры Института качества кофе принимают экзамены. Сейчас их можно сдать уже и в соседней России, а шесть лет назад Виталий поехал в Грецию и заплатил за все порядка 2 тысяч евро.

— Деньги, конечно, серьезные. Однако это того стоило. Если бы пришлось заплатить еще больше, я бы все равно поехал. Но, конечно, хотелось сдать с первого раза, чтобы не ездить на пересдачи говорит Виталий Тебя там не учат — только проверяют. Ты приезжаешь с той базой знаний, которую накопил за время работы с кофе, и за семь дней сдаешь 20 теоретических и практических экзаменов. Если все успешно, получаешь сертификат.

— Как я понимаю, обычный парень, работающий на обжарке, просто так приехать и сдать экзамены не может.

— Почему? Никто никому ничего не запрещает. Он может записаться в группу, заплатить, но, вполне вероятно, просто не сдаст экзамен. Эти экзамены действительно очень сложные и серьезные. И я знаю одного человека, который уже несколько раз пробовал сдать их, но пока не получается.

Виталий вспоминает, что к аттестации подошел серьезно: за несколько недель до нее даже сел на специальную диету, чтобы разгрузить рецепторы: исключил из рациона жареную, жирную и острую пищу, ел в основном каши и отварное мясо.

— Но и к этому нужно подходить с умом. Резкие изменения пищевого поведения перед экзаменами расшатывают твои сенсорные способности к оценке. Но если уменьшить еду, указанную выше, ты просто даешь разгрузку рецепторам, и потом это помогает. Обычно на специальную диету сажусь за неделю до начала соревнований по каптестингу (это соревнования по умению точно определить чашку кофе, отличающуюся по вкусу. — Прим. Onlíner), но и тут решил перестраховаться. Снизил ли потребление кофе? Нет. Зачем? Началась бы кофейная отмена, и я бы потом начал пить огромное количество напитка. Это неправильно.

Большинство экзаменов касались сенсорного анализа кофе. Участники должны были определить по вкусу дефекты, установить кислоты и ароматы, находящиеся в специальных баночках, отличить кислоты друг от друга, сдать экзамен по обжарке...

— Самой сложной и стрессовой была серия экзаменов, на которых твои оценки шести образцов должны были совпасть с оценками тренера. На этом все посыпались. Но, как уже говорил, мне удалось сдать экзамены с первого раза.

Всего нас было восемь человек. И лицензию Q-грейдера получили шесть участников.

Это был абсолютный интернационал  люди из разных стран и континентов. И разных профессий: и бариста, и обжарщики, и импортеры, и владельцы бизнеса.

«Флэт-уайт с миндальным круассаном — это просто невероятно!»

— Виталий, а какой кофе предпочитаете сами?

— Любой, кроме крупных, известных брендов. Они не особо могут удивить. А локальные бренды в разных странах — это правда интересно. Касательно самих напитков: больше — фильтр, меньше — эспрессо. Наверное, старею. 

Если напитки с молоком, то в основном с растительным — миндальным или овсяным.

— Есть мнение, что десерты не лучшим образом сочетаются с кофе. Это так?

— Десерт отлично сочетается с кофе! Еда питает, кофе бодрит — мы пьем и едим ради получения удовольствия. Чтобы было вкусно. А вершина такого удовольствия — находить сочетания, которые подчеркивают друг друга. Яркий фильтр на [зерне из] Эфиопии с лимонной меренгой или флэт-уайт с миндальным круассаном — это же просто невероятно!

— А кофе с сахаром — моветон?

— Ни в коем случае! Это личный выбор каждого. Одно могу сказать: привычка пить кофе с сахаром идет из представления о кофе как о горьком напитке. А горечь балансируется сладостью. Качественный, или, как его называют, спешелти кофе — более комплексный. И в нем вместо или помимо горечи будут кислотность и фруктовые оттенки, с которыми сахар уже не будет давать такого «балансирующего» эффекта, а наоборот — будет мешать и искажать вкус.

— Где вы пили самый необычный кофе?

— Сложно сказать. В каждой стране (а я был уже более чем в 20-ти) можно найти вкусный кофе. В конце концов, вкус — вещь субъективная, и часто вид с террасы кофейни добавляет очень много пунктов ко вкусу самого напитка.

— Всегда ли можно поставить знак равенства между дорогим и качественным кофе? 

— Нет. Дорого— не обязательно качественно. Часто цена раздувается громким брендом или грамотным маркетингом. Но, с другой стороны, качество — штука недешевая. Вырастить, обработать, отсортировать, обжарить кофе — все эти процессы требуют внимания и серьезных ресурсов, человеческих и финансовых. Если делать все качественно, дешево это стоить не будет точно. А погоня за экономией на любом из этапов всегда скажется на итоговом результате — и не в лучшую сторону. 

— Сколько должен стоить качественный кофе в Беларуси? 

— Думаю, кофе не должен сколько-нибудь конкретно стоить. Цены всегда формируются рынком и экономической средой. Проще говоря, кофе будет стоить столько, сколько за него готовы платить. А готовность платить формируется двумя критериями: доходами населения и доверием к продукту. И если на доходы населения обжарщик, например, повлиять не может, то формировать доверие к качественному продукту — это его прямая задача. Люди пьют и едят то, что им нравится, то, к чему они привыкли. И даже если основная масса белорусов будет по-прежнему предпочитать масс-маркет, наше дело — понемногу, буквально по одному человеку, популяризировать качественный кофе и «переманивать» людей на свою сторону. 

А что делать после получения лицензии?

Виталий рассказывает, что Q-грейдеры пользуются спросом по всему миру, и в крупных кофейных компаниях могут быть сразу несколько профессиональных дегустаторов, которые оценивают потенциал кофе перед тем, как компания возьмет зерна в работу.

 Если твой кофе не спешелти, ты еще чаще сталкиваешься с дефектами, которые нужно отсекать. И один из самых высоких спросов на Q-грейдеров — в крупных коммерческих брендах. В каждом представительстве тех же Jacobs и Nescafe есть свои команды Q-грейдеров, которые занимаются оценкой сырья объясняет эксперт. — Скажу честно: такие предложения периодически поступали и поступают, но мне хотелось найти применение в рамках своей страны и заниматься собственным обжарочным проектом. Однако в 2022-м я ездил на Тайвань по приглашению компании Hario (японский бренд, специализирующийся на оборудовании для приготовления кофе. — Прим. Onlíner), где разрабатывали умную кофемашину. И если такие интересные международные предложения будут поступать дальше, отказываться не стану.

Каждые три года Q-грейдер должен подтверждать компетенции и пересдавать экзамены. Можно постоянно держать себя в тонусе, быть классным экспертом, но есть вещи, которые могут повлиять на твою работу, и они никак не зависят от тебя.

— Самое страшное для Q-грейдера — коронавирус. Я перенес ковид не в первую волну, а чуть позже, когда подумал: все, наверное, пронесло. Но вдруг понял, что ничего не чувствую — ни запахов, ни вкусов. Одно дело, когда ты не чувствуешь вкусы, работая слесарем, и совсем другое, когда вкус является твоим главным рабочим инструментом. Паники не было: я понимал, что работаю на себя и сам себя не уволю. После восстановления вкусы воспринимались искаженно, однако через три месяца все ощущения вернулись в норму.

Сейчас Виталий живет в Индонезии. Летом он получит еще один сертификат по программе Q-процессинг, посвященной научно-техническому подходу к обработке, дистанционно руководит собственной обжарочной компанией в Беларуси и вот-вот без посредников отгрузит сюда первую партию индонезийского кофе.

С зерном наш герой работает порядка 20 лет и говорит, что в этой сфере есть много направлений, где можно развиваться — и удивляется парням, которые после года работы в кофейне говорят, что они устали и им негде продвигать себя в кофейной индустрии.

У Виталия Фильмановича есть конкретная цель: в одном из интервью он как-то обронил, что мечтает о своей плантации в Латинской Америке.

— Это даже не мечта, а цель, абсолютно логичное продолжение развития внутри моей профессии. Она до сих пор актуальна. Правда, меня занесло немного в другую сторону — Юго-Восточную Азию, но посмотрим, как жизнь сложится дальше.

«Лідскае Ясен Квасен» — навінка ад «Лідскага», аналагаў якой няма ў Беларусі. У гэтым унікальным напоі натуральна спалучыліся хлебны водар, слодыч квасу і алкагольная моц. Новы фармат для аматараў цёплых сяброўскіх сустрэч ды шчырых размоў!

ПРАЗМЕРНАЕ ЎЖЫВАННЕ ПІЎНЫХ НАПОЯЎ ШКОДЗІЦЬ ЗДАРОЎЮ.

Спецпроект подготовлен совместно с ОАО «Лидское пиво», УНП 500022116.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by