Неужели все так плохо? Тестируем на себе минские столовки с худшим рейтингом

13 сентября 2024 в 8:00
Автор: Саша Маниту. Фото: Влад Борисевич

Неужели все так плохо? Тестируем на себе минские столовки с худшим рейтингом

Автор: Саша Маниту. Фото: Влад Борисевич
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Покажите мне того, кто не любит столовки, и я кину в него подносом. Рано или поздно столовочная эра настигает всех — кого-то в универе, кого-то на работе. К такой форме общепита со временем даже проникаешься своего рода любовью. Чувство «Вау, я в центре Минска и не отдал за один обед недельную зарплату» не может не понравиться. Да и давайте отключим снобство и признаемся: в подавляющем большинстве столовок реально вкусно.

В большинстве. Средняя оценка минской столовой в «Яндекс Картах» — 4,1 балла. Бывают и пятизвездочные экземпляры, но бывает и полный андеграунд. Понимаем, что в случае со столовыми на этот рейтинг вряд ли кто-то смотрит. Но что должно происходить в заведении, чтобы прям-таки 2,6 балла? В общем, мы взяли три самые «худшие» столовые, если верить оценкам и отзывам минчан, и решили проверить их на себе. Выбирали по принципам «отзывов реально много» и «в столовую может попасть кто угодно».

3,4 балла. Пугают тараканами и кишечным отравлением. А на деле?

Честно говоря, рейд по столовкам мы начали в рандомном порядке, но для драматизма надо идти в порядке понижения рейтинга. Поэтому сначала про довольно известное минчанам место — бистро «Маэстро» в ТЦ «Столица». Расположение суперудобное: заведение оказывается в поле зрения сразу после спуска под землю. Откуда тогда 3,4 балла? Причем это явно не случайность: 105 отзывов, 229 оценок — выборка репрезентативна.

Причем раньше было и вовсе 2,0, но после того, как сюда пришли блогеры и наснимали роликов, ситуация немного поправилась. В отзывах творится какой-то ад: персонал грубый, тараканы, дорого, столы не убирают, кто-то даже умудрился докопаться до мыла в туалете. Забавнее всего наблюдать, как гневный отзыв с одной звездой соседствует с пятизвездочным с комментом «Прекрасное место для отдыха и перекуса». И кому верить? Себе, пожалуй. Перекрестились и заходим.

Как-то тут слишком уютно для такой оценки. Интерьер приятный, неубранных столов мы, обойдя весь зал, не обнаружили. Тараканы тоже, видимо, в отпуске — ни одной особи не замечено. Помимо этого, сразу бросается в глаза, что это не то чтобы и столовка. Хотя в поиске заведение можно найти именно в этой категории, и технически принцип «ходишь сам с подносом» сохранен. Но тот же салат-бар и куча поваров на раздаче — это все же ту мач для столовой. Скорее похоже на условный «Лидо».

Решили, что в каждом заведении сегодня попробуем классический столовский набор. Как поется в песне, «У нас щас котлетки». — «С макарошками?» — «Нет, с пюрешкой!». Так вот, котлета и картоха (в любом агрегатном состоянии) — обязательно, а дальше уже по наитию.

— Что вам? А какую из картошек? Ага, поняла.

Девушка чуть устало пожала плечами, выдохнула и передала тарелку. Все было вежливо, просто захотелось ее обнять и пожалеть. Все мы были студентами, и многие подрабатывали в общепите днем и зубрили по ночам. В целом и претензию по персоналу можно вычеркнуть. На кассе с нами тоже были приветливы и улыбчивы — все в порядке. Салатик, парочка десертов и чудо под названием «Березово-тропический сок» пошли в довесок к основному блюду. Представил одинокую березу в джунглях, задумался. За весь набор отдаем 25 рублей — очень терпимо для обеда в одном из самых крупных ТЦ города.

— Слушай, ну, в целом тут уютно и без лишнего пафоса. Здесь даже вполне можно назначить какую-то рабочую встречу за обедом, и это будет не стыдно, — рассуждает наш фотограф Влад.

Киваю башкой и жую картошку (типичное состояние белоруса). Чуть прохладная, но вкусная. Котлета «Папараць-кветка» нам досталась, может, и не идеальных модельных форм, но красота, как говорится, внутри. И она там была: вкусно, сыр присутствует. Салатик — по умолчанию, сок одинокой березы из джунглей — неожиданно интересно, фруктовый десерт слегка куснул своей ценой, стремящейся к 5 рублям, но тоже не разочаровал.

— А почему вообще кто-то жаловался на неубранные столы, если подносы нужно уносить за собой самостоятельно? Вон же специальное место для них.

Относим все на место, мы ребята порядочные. Впрочем, по пути наблюдаем, как подносы со столиков непорядочных ребят все равно подчищают сотрудники.

Инспектируем туалет. Слушайте, да такой туалет в MoMA выставлять можно. Писсуар Дюшана вписался бы как родной. Кто там жаловался на мыло? Тут его полный дозатор. Сушилка для рук работает. Бумажные полотенца, правда, в специальном ящике закончились, но их уже заботливо положили рядом с раковиной. Тут даже кран для ног есть и слив в полу — офигеть, как в турецких отелях! Ладно, кажется, это для того, чтобы набирать воду в ведро, — бежим.

В целом поставить «Маэстро» меньше 4 звезд рука не поднимается. Может быть, в прошлом заведение и давало поводы для плохих оценок, но мы серьезных причин зацепиться не заметили.

2,8 балла. «Ужасный запах, кислые котлеты». Бежим пробовать

Промзона между Тракторным заводом и Пролетарской — крайне атмосферная и недооцененная локация для прогулок, очень советую. Но у нас не так много времени, чтобы нагулять аппетит. По адресу Рыбалко, 26, прямо на проходной завода «Строймаш» нас ждет столовая с рейтингом 2,8 балла.

Чего там только не написали в отзывах: «еда несвежая», «котлеты кислые», «стены грязные», «в помещении воняет» — боже, откуда в чистилище столовка? Один товарищ в своем отзыве даже подключил пространственное воображение: «Не достойно и одной звезды. Разве только оторвать ей руки и ноги и оставить треугольник». Как поэтично…

Ну ладно, не пугайте, мы пуганые. Находим на втором этаже, под вывеской прямиком из восьмидесятых вход в ту самую столовую. Винтажно. И пахнет вкусно.

«Ой, понятия не имеем, мы ни с каким «Яндексом» не сотрудничаем. У нас все вкусно, выбирайте», — милая продавщица, похоже, даже не подозревает о низком рейтинге заведения.

А мы не видим ничего, что может заставить поставить «треугольник». Еда выглядит аппетитно, выбор ее довольно большой, персонал вежливый. Как проверить вежливость продавца столовой? С глазами кота из «Шрека» спросить «А что у вас тут есть?», игнорируя меню в начале ленты. Если венка на лбу не надулась и вас не послали в нецензурном направлении, персонал вежлив. Потому что нам с вами даже не представить, сколько раз за день они это слышат.

«Котлеты, биточки, куриные гнезда, свинина в сыре…» — меню отскакивает от зубов, негатива ноль. Проверка пройдена.

Закупились на 16,5 рубля, сели за столик с прекрасным видом на бумажный камин, прямо как в сказке про Буратино.

Как видите, объем еды за свою цену вышел приличный. Помимо традиционной котлеты с картошкой, мы взяли суп харчо. Вкусно, доел полностью, даже зная, что это не последняя столовка за сегодня. От оригинального грузинского рецепта, конечно, отличается, но приятная острота и повышенная томатность присутствуют.

Вспоминая злобный отзыв, пытаюсь прочувствовать в котлете хоть какую-то кислоту. И несмотря на то что я стараюсь сильнее, чем Джонни Депп в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе», ничего не получается. Никакой кислоты, все свежее. И отдельный респект за морс — просто фантастика.

Ну ладно, крабовый салатик чуток пообветрился, но это допустимая погрешность. Откуда такие адские отзывы? В особенности про какой-то «ужасный запах» — ну и где он?

— Раньше был. Тут рядом еще не так давно работал литейный цех. Каждый день в 15:00 они врубали печи, и, действительно, воняло на весь район страшно. Сейчас уже не работает, слава богу. Вряд ли в этом можно обвинить столовую. Так-то тут вкусно, часто сюда захожу.

Это Александр, он работает на одном из предприятий неподалеку. Мужчина узнал нас и с ходу рассекретил все наши «ревизорро»-намерения. Мило пообщались, нас пригласили на производство. Но это как-нибудь в следующий раз. Покидаем столовую «Строймаша». Положа руку на сердце, я бы даже поставил ей оценку чуть повыше, чем у «Маэстро». По соотношению цены и вкуса на условные 4,2 балла она точно наработала.

А сейчас нам предстоит нелегально пробраться на другое производство, чтобы отобедать в звезде нашей сегодняшней фуд-программы.

2,6 балла. «Фиг найдешь вход, ужасная еда, а цена как в ресторане». Проверяем

«Столовая „Беллегпрома“, Клары Цеткин, 18, к. 4» — если ввести в приложении такси именно такой запрос, вас привезут к бесконечному забору, все двери в котором будут закрыты.

Дальше вам придется обойти огромный завод по окружности, потыкаться в эти закрытые двери, как рыба в стекло аквариума, и наконец смириться с неизбежным: придется немного нарушить.

Перелезаем через шлагбаум и попадаем на территорию завода «Галантея». Вокруг десятки девушек в ярко-голубых халатах. Выглядит эпично, как будто попал в видеоигру. Пробираемся на нужный этаж. Вокруг прям-таки кинодекорации советского завода, включая плакаты в стиле «Ими гордится предприятие». И вдруг посреди всего этого антуража — современные стеклянные двери.

Нашли, вот она — столовая с рейтингом 2,6 балла. Это официально самый низкий рейтинг в городе. Уже практически уверен, что незаслуженно. Вполне нормальный интерьер, четыре микроволновки, на одном из столиков даже табличка Reserved. Вау, хочу, чтобы тут у кого-то было свидание. Типа: «Что, милая? Ты хотела на фуд-корт Galleria? А, прости, я уже заказал столик в „Галантее“».

«Ребят, ну меню вы смотрели? Эх… Так, голубцы, биточки, рыба», — в целом проверка пройдена. На нас не сорвались, просто немного пристыдили — по делу. В конце даже улыбнулись и предложили подливку.

«Ой, а вы снимаете?» — видимо, наплыв блогеров на это место в последнее время нехилый. Иногда кажется, что оценки и отзывы важнее всего именно им, чтобы делать контент.

Сели, едим. На этот раз пища именно та, которую вы представляете, когда слышите слово «столовка». И это не плохо. Биточек возвращает во времена школьных обедов. Пюре, может, и не самой нежной консистенции, но именно «то самое». Суп-пюре, кстати, больше подходит на роль просто пюре. Родной вкус «Мивины» в нем тоже оборачивается флешбэками.

Это не звезда Мишлен, но это съедобно, вполне вкусно и «нажористо», как выразился наш фотограф. А значит, свою функцию заведение (на минуточку, являющееся столовой для работников завода) выполняет. И главное, все, что вы видите на подносе, в сумме еле-еле перешагнуло за 10 рублей. Так что не знаю, что имел в виду автор отзыва, написавший про «цены как в ресторане».

В основном негативные отзывы, в принципе, связаны с тем, что кто-то не нашел вход. Или нашел, но не заценил антураж. Ну простите, вы на заводе. И даже с учетом этого факта тут вполне мило. В общем, это место заслуживает того, чтобы по крайней мере выплыть сильно поближе к заветной четверке в графе оценок.

Стоит ли вообще доверять рейтингам и как они работают?

Отвечая на ваш немой вопрос: прошло уже больше суток, и я все еще жив-здоров после трех номинально «худших» столовых Минска. Более того, я бы совершенно не обломался повторить визит в любую из них. Стоит ли вообще тогда доверять подобным рейтингам и как работают их алгоритмы? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужен был эксперт. И мы его нашли. Некоторые из вас могут знать Майю Кохно по работе с подкастом об истории недвижимости Минска. Сейчас же Майя работает в компании, которая занимается локальным маркетингом, в том числе разрабатывает ПО, помогающее компаниям работать с отзывами на картах.

Майя Кохно, PR-менеджер RocketData

«Яндекс», как и другие сервисы, не раскрывает всех алгоритмов, которые влияют на рейтинг, чтобы избежать накрутки, но кое-какие моменты нам известны. Рейтинг в «Яндекс Картах» — это не среднее арифметическое всех оценок. Так, просто оценка от 1 до 5 не так сильно влияет на рейтинг, как оценка с отзывом. То есть 50 оценок на 5 звезд не сделают заведению классный рейтинг, а вот один негативный отзыв активного пользователя может обрушить его на целый балл.

Да, степень влияния на рейтинг зависит и от статуса человека, который оставил оценку в «Картах». Отзыв активного пользователя повлияет сильнее, чем похожий от новичка. Кроме того, новые отзывы сервис считает более показательными и учитывает их в первую очередь. А еще на рейтинг влияют сфера бизнеса и количество конкурентов в регионе. В каждой категории алгоритм считает оценки по-разному и сравнивает друг с другом организации из одной сферы: кофейню — с кофейней, магазин — с магазином.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by