Пройти больше 100 километров пешком. Под ливнем и в жару. C мозолями на ногах и пантенолом на подгоревшем лице. У некоторых такая перспектива вызовет удивление, у других — непонимание. Но хватает и тех, для кого такой непростой путь — норма жизни. Каждый год летом несколько тысяч белорусов из разных регионов страны отправляются в пешее паломничество на северо-запад Минской области, в Будслав — к почитаемой иконе Матери Божией. Журналисты Onlíner провели с пилигримами несколько дней, побывали на Будславском фесте и спешат рассказать об увиденном.
Утро буднего Минска. Две сотни человек, выстроившись в колонну возле архикафедрального костела, удивляют прохожих. Одни фотографируют их на телефон, другие просто машут рукой с остановки и желают хорошей дороги. Кто эти ребята и куда они идут, многие даже не догадываются, но масштабы процессии создают впечатление значимости и важности. «В Будслав, что ли? О! Ну так и я о нем знаю, знаю. Но сам не пойду: с работы не отпустят. Пора мне», — говорит улыбчивый мужичок в спецовке ЖКХ и убегает куда-то по делам.
Минут через десять стартуют и пилигримы. За ближайшие пять дней им придется пройти больше 120 километров — ночевать в палатках, школах, идти полями и асфальтом, под дождем и солнцепеком. А пока — переход по Минску.
Когда в Будслав пришли первые паломники, точно не скажет никто. Но отправной точкой в этой истории часто называют 1589 год — тогда местному костелу подарили икону Богородицы. По утверждению настоятеля Элефтерия Зеелевича, икона практически сразу прославилась ласками и чудесами. Шли годы, а паломников становилось все больше, и происходящее превратилось в настоящий праздник. Фест признали значимым и в 2018 году включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Он традиционно проходит в первых числах июля.
Ближе к вечеру паломники пришли в деревню Вишневка и разбивают лагерь у местной школы. Здесь их уже ожидала фура, которая на протяжении всего пути везет за пилигримами тяжелые вещи.
Одни раскладывают спальные мешки в школе, другие ставят палатки прямо на лужайке и постепенно готовятся к ужину.
За пилигримку из Минска уже не первый год отвечает приход святых Иоанна Евангелиста и Максимилиана Кольбе, что в Каменной Горке. Как рассказал нам ксендз Олег Шпеть, организовывать пилигримку — это не задание от вышестоящего костельного руководства, а инициатива самого прихода.
— Пилигримка — это в первую очередь духовное упражнение, акт проявления веры, — говорит ксендз. — Понятно, что это время, когда люди ищут определенные ответы на жизненные вопросы, но религиозный акцент — самый важный. Пилигримка — это и один из способов молитвы, когда мы молимся не только словами, но и ногами, через усталость и определенные испытания. Ну и для меня это классный повод научить детей и молодежь замечать тех, кто рядом. Научить простой любви и доброте. Обычной, не напоказ.
Я с каждым годом все шире открываю для себя Будслав, и с каждым годом он нравится мне все больше. И сама икона становится более близкой. Она, кстати, очень красивая. Когда будете рядом, присмотритесь.
Священник говорит, что паломники во время пути соблюдают определенные правила. Например, нежелательно носить чересчур короткие юбки и шорты, топики, курить, пить алкоголь и купаться в водоемах.
— Тем, кто идет в первый раз, мы все объясняем. Это все-таки не просто поход, а поход религиозный, который требует определенной скромности. Я понимаю, что в жару хочется снять с себя хоть всю эту одежду. Но ведь мы, ксендзы, все равно часто идем в сутане — в том числе чтобы показать: пилигримка — это жертва. И не все должно быть легко и просто. При этом мы стараемся создавать условия, чтобы человек каждый день мог сытно поесть, помыться, лечь спать и не мучился.
Приходилось ли отправлять кого-то домой? За время, которое я руковожу пилигримкой, к счастью, подобного не происходило. Да, были люди, которые уезжали, но это случалось в первую очередь из-за состояния здоровья.
Пилигримка не хаос. У многих паломников есть свои обязанности, которые между собой называют «служением». Кто-то отвечает за музыкальное сопровождение (во время пилигримки часто поют и молятся), следит за безопасностью на дороге и наличием питьевой воды. А вот Елена и Татьяна на протяжении всей пилигримки готовят для паломников еду.
— Стараемся, чтобы еда была сытной и вкусной, — говорят женщины. — Поскольку мы не профессиональные повара, остановились на тех блюдах, которые умеем готовить. На утро в основном готовим кашу, дополняем ее сладким. В обед — сытное, наваристое. Как правило, это суп, борщ, мясо. Вечером предлагаем тоже что-то мясное: котлета либо тушенка с гарниром. В общем, все то, что помогает восстановить силы.
— А что больше всего любят пилигримы?
— В основном хорошо заходят мясные блюда: макароны с тушенкой, рагу с кашей, супы. А вот каши среди детей не очень пользуются спросом. Но на этот случай есть хлеб и булочки. Будут у нас и сладкие угощения.
В пилигримке есть своя медслужба. Ее костяк составляют люди со специализированным образованием.
— Самые частые травмы — мозоли и натоптыши — чаще всего из-за неудобной обуви, — говорит сестра Юлия Новикова. — Поэтому, если идешь в пилигримку, нужно надевать максимально удобную обувь — к примеру, сандалии. И желательно, чтобы такая обувь уже была разношенная. Другие проблемы — травмы костей, аллергическая реакция на комаров и мошек. К счастью, с чем-то серьезным не сталкивались и решаем все вопросы с помощью медпрепаратов.
Пилигримка объединяет совершенно разных людей. Рядом с оперной певицей идут воспитательница из детского сада, рекордсменка по легкой атлетике и репетитор по математике. Пенсионеры, которые помнят первые трипы из 1990-х, и школьники. Православные и протестанты. Но в этом ничего удивительного для нашей страны нет. Как рассказал ксендз Олег, участвовать может каждый, независимо от своего вероисповедания.
Идти могут даже неверующие. Главное — соблюдать те правила, которыми живут остальные пилигримы.
Вместе с четырьмя детьми (три дочки и сын) в пилигримку отправилась уроженка Барановичей Марина Слесарчук. Впервые она ходила пешком в Будслав еще в начале 2000-х. Тогда она училась в школе, а несколько лет назад решила, что пройдет путь вместе с семьей.
— Идея пришла сама собой: наши ксендзы являются организаторами, — объясняет Марина. — Хочется углубиться и пройти духовный путь вместе с родными. Для нас это своеобразное духовное путешествие. Мы прекрасно понимали, что впереди могут ожидать дождь и жара, но все это не останавливает. Хочется освободиться от каких-то хлопот, мыслей. И чтобы дети были рядом.
Для нас это путь прощения и единения семьи. Как я считаю, в такие моменты семья становится ближе.
На протяжении пути семью на авто терпеливо сопровождал супруг Марины Максим. Если кто-то устал, он подвозил на машине. Помогал в дороге и другим пилигримам, но сам скромничает и предпочитает об этом не говорить.
Чем ближе Будслав, тем чаще паломников встречают жители деревень, которые готовы накормить и напоить. Раньше пилигримов даже «разбирали» по домам, но, как нам объяснили, после пандемии коронавируса паломники стараются жить компактно, в лагере.
На наших глазах пилигримов гостеприимно встретили жители деревни Стайки — столами со сладостями. Местные бабушки признались, что для них эта встреча — радость и старая традиция, которую они, пока живы, готовы поддерживать.
— Нас обычно угощают чем-то вкусным: печенье, конфеты, компот, самодельный квас, сок или газировка, — рассказывает Катерина. — Но самое вкусное — это то, что готовят сами жители. Простая еда, которую люди привыкли есть сами. В Стайках, к примеру, нас угощали хрущами, а завтра, в деревне Камено, будет полноценный обед.
— А тебя не удивляет, что местные жители по-особенному встречают людей, которых видят в первый раз?
— Да, и я сегодня даже немного всплакнула. Минской пилигримке в Будслав уже больше 30 лет, и люди до сих пор встречают. Это показывает, насколько они открыты и готовы нас принимать. На мой взгляд, эта открытость — черта нашего характера. Это классно.
Во время пилигримки нередко случаются истории, которые могут до слез растрогать даже не совсем сентиментального человека. На этот раз удивил минчанин Максим. Он работает фрезеровщиком, участвует в фаер-шоу, а еще, как оказалось, настоящий романтик. Буквально за несколько километров до Будслава парень решил сделать предложение своей девушке Алине. На глазах у 320 пилигримов она ответила: «Согласна». Причем девушка до последнего не понимала, что происходит.
— Это было неожиданно. Во время пилигримки я была занята другими делами, но понимала: что-то, наверное, произойдет. Но все было скрытно, и тайны никто не раскрывал. Когда меня стали звать, подумала, что речь про другую Алину, может, кто-то потерялся. Но звали меня, — говорит девушка. — Что я ощущаю? Счастье. Любовь. На душе очень приятно. Здорово, что все произошло в таком знаковом для нас месте.
— Провезти цветы, чтобы никто не видел, была та еще задача, — раскрывает детали плана Максим. — Пришлось просить других пилигримов, чтобы кто-то из Минска аккуратно и незаметно привез букет. И такие люди нашлись. Это было очень необычно и волнительно.
Витебск, Лида, Раков, Поставы, Гродно, Барановичи, Вилейка, Глубокое… В Будслав в этом году пешком и на велосипедах прибыли порядка 2 тыс. паломников практически из всех регионов страны.
Самая маленькая пилигримка — всего два человека — прибыла из Гродно. Трое пришли из Барановичей. Ими оказались ксендз Павел Рудьман, монахиня Эльжбета Васькова, приехавшая из Новосибирска, и монах-капуцин Валерий Кунгер. За 9 дней они преодолели 293 километра.
— Идти было несложно. Впервые в таком формате мы шли в 2021 году, — говорит ксендз Павел. — Позже родилась идея пройти пилигримку в стиле Сантьяго (Сантьяго-де-Компостела — город в Испании, популярная точка притяжения среди пилигримов; существует множество маршрутов, которые ведут в Сантьяго из различных стран Европы. — Прим. Onlíner). Это когда идешь один или в составе небольшой группой и все необходимое несешь с собой в одном рюкзаке — от медикаментов до еды. В нашем случае мы несли предметы, необходимые для проведения богослужения, личные вещи, палатки и коврик.
Мы хотели показать, что пилигримка начинается в нашем сердце, в нашей голове и за дверями квартиры. Считаю, что у нас получилось. Больше я расскажу в фильме, который опубликую на своей странице в YouTube.
— Так а как это у вас получилось? Нужно ведь было составить план, знать, где будете ночевать.
— У нас был план пожить без плана. Организовать такую пилигримку было намного проще, чем под огромное количество людей. Мы слушали друг друга и, если кто-то уставал, задерживались. Даже дважды не дошли до места ночевки: просто физически не хватало сил.
Вечером Будслав стали заполнять паломники, приехавшие на машинах и автобусах. Ближе к полуночи на площади у костела было не пробиться. Перед ночным богослужением сотни людей зажгли свечи и прошлись традиционной процессией по центру местечка.
Еще до этой красивой службы первые пилигримы начали возвращаться домой. Каждого ждут свои заботы, но многие уверены: пилигримка в их жизни обязательно повторится.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by